УДК 8

Проблематика плутовского романа и анализ произведения «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос»

Островская Анастасия Алексеевна – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблематика плутовского романа, его особенности и литературная значимость. Проводится анализ произведения Франсиско де Кеведо «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос». Результатами исследования является определение ключевых черт, присущих классику, отмечается актуальность авторской сатиры, а также влияние прозаика на современников и последователей указанного жанра. 

Ключевые слова: плутовской роман, пикарескный роман, пикареска, Франсиско де Кеведо, пасторальная литература, рыцарская литература.

Концепция плутовского романа выступает классическим литературным жанром испанской культуры в эпоху Золотого века [2]. Такая писательская форма - совершенно новаторский, передовой и в то же время смелый тип художественного повествования, главная особенность которого заключается в том, что ключевой персонаж произведения является совместно и рассказчиком, и действующим лицом. Подобное повествование позволяет изобразить мир через призму восприятия действительности героем, при этом мастера плутовских романов предоставляют полную свободу выражения и высказывания своим персонажам. В плутовском романе ключевую роль играют современное историческое пространство и время.

Основу произведений составляют описания приключений, похождений и проделок, ведущиеся от лица некоего «пикаро» - пройдохи, бродяги. Зачастую это человек низкого социального ранга, «белая ворона», личность, противопоставленная целой социальной среде. Историю такого героя-авантюриста можно считать «антивоспитанием», в продолжение которого появляется «антиличность», демонстрирующая своим характером черты нравственно опустившегося общества. На протяжении всего рассказа персонаж находится в постоянном движении, ведь его главная цель - прижиться, приловчиться, уцелеть. Герою совершенно все равно, каким образом он добудет себе на пропитание: обманом или же честным способом. Этим авторы показывают, что любое поведение, аморальное или нет, не имеет званий и статуса.
Безусловно, идеи плутовского романа повлияли на последующие литературные традиции, а некоторые из приемов, жанровых новаций и композиционные схемы унаследовали романисты нового поколения. Огромную роль сыграла пикареска в развитии так называемого романа-воспитания, в котором находят отражения структурные и содержательные признаки пикарескного типа [4].

Стилистическим маркером выступает частое использование слов, фраз и тропов деклассированных групп, низших слоев и воровских шаек. Подобные речевые средства создают единое целое с остальными текстовыми формами и свидетельствуют об экспрессивном стиле. Специфическая лексика гармонично сочетается с эстетическим построением литературного произведения. Язык пикаресок развивается в тесном переплетении с разговорной и книжной речью, оставаясь при этом понятным, ясным и близким к живому общению того времени
В ярком виде традиции плутовского жанра отражены в творчестве Франсиско де Кеведо — испанского классика эпохи Барроко [3]. По предположениям большинства исследователей, единственный и наиболее известный роман - «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» - один из лучших художественных воплощений основ жанра [1].

В произведении Кеведо реальность происходящего передана не сквозь мироощущение пикаро, путь которого завершается раскаянием, а с позиции персонажа-прохвоста, слившегося с действительностью воедино, и в этом его первая отличительная особенность. Более того, Дон Паблос соединяет в себе черты не только Ласарильо, но и Гусмана. Сходство с героем Алемана заключается в том, что сама жизнь, ее безжалостные обстоятельства заставляют персонажей стать авантюристами. Тем не менее, как и Гусман, Паблос лихо находит своеобразную прелесть в жизненном укладе пикаро, оправдывая своё поведение необходимостью приспособиться и выжить.

Одно из самых значимых новаторств Франсиско де Кеведо - «открытая» композиция в плутовском романе, которая позволяет ввести в рассказ любое нужное количество эпизодов. Последняя в книге фраза дает читателю понять, что автор не видит смысла отправляться вслед за героем за океан, ведь убежден, что ни характер, ни привычки персонажа, ни тем более последующий рассказ не привнесут ничего нового в жульническое существование Паблоса.

Прозаик отказывается от двуплановости изложения, так четко обозначенной, например, у Алемана. Это дает возможность автору, во-первых, достичь эффекта мгновенности событий, а также избежать приукрашивания, идеализирования реальности и исключить любые способы оправдать героя нравственным, философским или религиозным подходом.

 Весомое значение в романе Кеведо играет оригинальная и характерная карнавальная символика. Многие фигурирующие в повествовании имена героев — это соотнесенные с их особыми ролями прозвища. Таким образом, символизм карнавала становится выражением специфической манеры повествования Кеведо.

 Подобно другим мастерам пикаресок, Кеведо теснейшим образом связывает главное действующее лицо произведения с окружающим его повседневным социальным миром. Автор «Пройдохи» поддерживает уникальную плутовскую традицию соединения персонажа с бытовой действительностью. Общественная реальность стала динамичной силой, которая формирует характеры, нравы личностей и воздействует на них. Так появляются типические ситуации, в которых действует и проявляет себя общество. Более того, изложение произведения открыто и иронично проявляет неприкрытые уязвимости и несовершенства всех слоев общества, таким образом высмеивая его.

Вместе с этим Франсиско сохраняет важную характеристику героев-прохвостов: его персонаж не меняется под воздействием происходящих обстоятельств: он либо приспосабливается к общественной среде, либо пытается обмануть ее.

 На основе вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: сатира Франсиско беспощадна и многогранна, безжалостна и беспредельна. Уродливость и хаотичное движение мира, разворачивающиеся на страницах «Истории жизни пройдохи...», размывают границы изображаемого и привносят в него фантастическую природу. Все состояния, профессии и общественные классы подвергаются ее критике, нравственные пороки социума порицаются и осуждаются. В жанр прозаик привносит существенные, но не менее оригинальные идеи. Именно благодаря радикальным передовым мнениям и особенной, смелой манере изложения, творчество Франсиско де Кеведо привлекло внимание современников и навсегда запечатлелось в качестве классического образца пикаресок.

Список литературы

  1. Франсиско де Кеведо История жизни пройдохи по имени Дон Паблос [Текст] / Франсиско де Кеведо — Перевод К. Державина. Под редакцией И. Лихачева. — ББК 84. 34 Ис КЗЗ: , — Л.: Худож. лит., 1980. - 544 с. c.. - Текст непосредственный
  2. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и др.; Под ред. З. И. Плавскина. М.: Высш. шк., 1987. 248 с.. Текст непосредственный
  3. Fernando Lázaro Carreter Estilo barroco y personalidad creadora: Góngora, Quevedo, Lope de Vega Temas y estudios (Том 246) [Текст] / Fernando Lázaro Carreter — . — Anaya: , 1966 — 200 c.
  4. Грифцов Б.А. / Теория романа / Б. А. Грифцов. Вступ. ст., комм. Т. В. Соколовой. — М.: Совпадение, 2012. — 224 с. ISBN 978-5-903060-38-2/ Издательство «Совпадение», 2012/ УДК 821.161.1(09)/ ББК 83.3(2Рос=Рус)6 / ISBN 978-5-903060-38-2