УДК 316.7

Древнеиндийский эпос Махабхарата

Исаева Олеся Вячеславовна – студент бакалавриата Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Аннотация: В статье рассматривается эпос «Махабхарата» как часть древнеиндийской мифологической традиции. Проводится структурный анализ содержания текста, корреляция его с этическим становлением индийской нации, определяются функции эпоса. Результатами исследования является предположение о значение древнеиндийского эпоса Махабхарата в древности и сейчас.

Ключевые слова: древнеиндийский эпос, интегративность, космогонические традиции, трансценденция, ценностно-смысловые идеалы, мифологическое сознание.

Эпос представляет собой архаичный художественный текст, который берёт на себя важнейшие функции в традиционном обществе – коммуникативную, образовательную, политическую, легитимизирующую, развлекательную и другие. Переходя от литературоведческого подхода к философскому, следует поместить эпос в расширяющийся дискурсивно-нарративный контекст, где эпос обретает новую интерпретацию как универсальная форма коммуникативной реальности, которая закреплена в жизненном опыте, языке, культуре.

Нарратив – носитель единицы культурной информации, отражающий описательно-эмоциональную функцию человека в его рефлексии мира и общества. Нарративное знание удовлетворяет потребность в личностном, эмоциональном познании мира и связывает общество прочными скрепами в виде ключевых текстов, определяющих на века дискурс культуры (Веды, Трипитаки, Тора, Библия, Коран и т. п.) [6].

Специфика древнеиндийского эпоса проявилась, прежде всего, в интегративности космогонических традиций, охватывавших спектр религиозно-мифологических и философских учений – от вед и упанишад до вайшешики. В рамках синкретизма пространственных представлений выделялась пластичность образов эмпирической действительности.

Древнеиндийские эпические тексты служат цели трансцендирования сознания в традиционной культуре. Эпические тексты (традиционные нарративы) – это инструменты трансценденции в религиозной культуре, т. к. формируют и транслируют ценностно-смысловые идеалы в обществе, это ориентир для развития вертикального мышления, осознания своей включенности в иерархию планов бытия [1].

Центральным памятником древнеиндийской мифологии является Махабхарата – крупнейшее эпическое повествование мировой литературы о противостоянии двух царских династий, которое заканчивается великой битвой Кауравов и Пандавов на поле Курукшетры. По убеждению академика А.П. Баранникова, это произведение является «важнейшим памятником индийской культуры, не утратившим своего значения вплоть до наших дней» [2].

Для древнеиндийской мифологии знаменателен мотив поощрения нравственности, как и мотив наказания бесчестности. В любом сюжете Махабхараты можно найти тому подтверждение, что видно из приведенных выше примеров.

В мифологическом эпосе главными персонажами являются божества, обладающие сверхъестественными способностями и влияющие на ход событий. Время в эпосе не ограничивается конкретными историческими периодами, а скорее представляет собой циклическое движение времен года и ритуалов. Мифологический эпос отражает представления об истоках общества и его первобытном состоянии, а также включает в себя символику и мифы, связанные с космическими процессами. В этом эпосе события рассматриваются как часть более обширного космического порядка, где даже катастрофы имеют свое место и значение в цикле жизни и смерти.

Структура и композиция

Изучая влияние древнеиндийского эпоса, эксперты отмечают, что его воздействие проникает глубже, чем можно было бы представить. Эпос не только оказывает влияние на литературу и искусство, но также пронизывает различные аспекты культуры, идеологии и духовности. Особенно в Индии, где "Махабхарата" считается священным текстом, его воздействие простирается на формирование национальной культурной традиции, укрепление основополагающих религиозных, философских и моральных идеалов, а также на развитие принципов мудрости и духовного познания.

«Махабхарата» — произведение колоссального размера (около ста тысяч двустиший), ее язык и метры неоднородны и принадлежат разному времени, действительность, в ней отраженная, охватывает период чуть ли не в полтора десятка столетий. Воинские сказания соседствуют в поэме с архаическими мифами, брахманическими легендами, пураннческой космологией и генеалогиями, героические предания – с политическими и этическими трактатами, философскими диалогами, притчами, баснями. Основное эпическое повествование фактически оттеснено на второй план многочисленными и разнохарактерными вставными эпизодами, иногда вовсе ему чуждыми, а иногда скрепленными с ним искусственно и непоследовательно.

Главной идеей «Махабхараты» является следование Дхарме или исполнение своего высшего долга, которое открывает человеку путь к истинному процветанию, осуществлению всех желаний и, в конечном итоге, освобождению от всех страданий материального существования [5].

«Махабхарата», которую также называют «Пятой Ведой» или «Кришна-Ведой» состоит из множества историй о царях, святых, полубогах, аватарах Верховного Господа и включает 18 книг.

«Махабхарата» обладает сложной структурой и имеет гетерогенное содержание, которое, используя сравнение из области археологии, можно охарактеризовать как «смешанный культурный слой», оно включает в себя религиозно-дидактический, исторический, мифический, ритуальный материал и т.д. Неслучайно одной из важных проблем, связанных с Махабхаратой, была проблема ее типологической характеристики [4].

Я. В. Васильков различает в тексте эпоса «Махабхарата» материал трех различных исторических слоев: архаического, героического и религиозно-дидактического. Архаический эпос характеризуется тем, что он очень сильно вовлечен в традиционную систему мифов и ритуалов. Герои архаического эпоса — божественного происхождения; они как бы повторяют на земле те действия, которые их отцы-боги совершили при сотворении мира. Общий взгляд на мир архаического эпоса проникнут оптимизмом; фоном эпического действия и его моделью обычно служит оптимистически окрашенный миф первотворения [3].

В композиции произведения помимо основной сюжетной линии есть множество вставных эпизодов, философских отступлений, притч. Лейтмотивом Махабхараты является побуждение к избавлению от эгоизма, корень которого зиждется на человеческом невежестве. По мнению Парамахансы Йогананды, популярного философа ХХ века, Махабхарата имеет многоуровневую трактовку. Ее можно читать и как легендарный мифологический эпос, и как аллегорическое повествование, полное символов и метафор.

В современных эпосах мифологический фон часто связан не с мифом о начале мира, а с мифом об окончании мира, то есть эсхатологическим мифом. Поздние слои эпоса отличаются соответствием идей повествования религиозным догмам или религиозно-философским представлениям о ключевых моментах в истории. Название этого эпоса переводится как "Великая битва потомков Бхараты", а его сюжет сосредоточен на кровопролитной войне между двумя родственными группировками - Пандавами и Кауравами, которая закончилась уничтожением последних.

В современной индийской культуре можно увидеть множество примеров того, как на основе сюжета и символики Махабхараты создаются романы, пьесы, фильмы и телевизионные сериалы, где авторы радикально изменяют идеи и сюжетные линии в соответствии с ценностями и реалиями современного индийского общества. Эти адаптации могут включать в себя изменения в характерах персонажей, развитие новых сюжетных линий, а также пересмотр традиционных моральных уроков, преподаваемых в древних текстах. Таким образом, Махабхарата продолжает оставаться одним из самых актуальных источником вдохновения для творчества и интерпретации в современном мире.

Список литературы

  1. Антипова, С. С. Метафорический культурный код как средство репрезентации культуры // Взаимодействие языков и культур: материалы Международной научной конференции (28-30 мая 2018 г.). В 2 т. Т. 1. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – С. 5-8.
  2. Баранников, А. П. Изобразительные средства индийской поэзии / акад. А. П. Баранников. – Л.: изд. и тип. Изд-ва Ленингр. гос. ордена Ленина ун-та, 1947. – 66 с.
  3. Васильков, Я. В. Учение о Времени как судьбе в индийском эпосе // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 году. – СПб.: МАЭ РАН, 2009. – С. 48–53.
  4. Гринцер, П. А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология / П. А. Гринцер. – М.: Наука, 1974. – 418 с.
  5. Гхош, С. Легенды и предания Древней Индии / С. Гхош. – М.: Центрполиграф, 2009. – 250 с.
  6. Тимощук, А. С. Аксиологическая модальность традиционной культуры // Тимощук А. С. Традиционная культура: сущность и существование. – Владимир, 2018. – С. 82-92.