УДК 81

Выделение тематических групп содержательных концептов, находящихся в отношениях противопоставления

Жэнь Чуньянь – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация. Данная статья посвящена выделению тематических групп содержательных концептов, находящихся в отношениях противопоставления. Материалом исследования послужил «Словарь русской ментальности» В.В. Колесова. На основе данного словаря были выделены пары концептов, находящихся в отношениях противопоставления, а затем классифицированы по критерию принадлежности к теме. В итоге было выделено 9 тематических групп.

Ключевые слова: концепты, содержательные концепты, антонимы, тематические группы, противопоставление.

Сегодня когнитивные исследования играют важнейшую роль в развитии лингвистики. В научной парадигме современности существует множество определений концепта — «базовой единицы исследования языкового сознания» [6, с. 37]. В.В. Колесов определяет концепт как «исходный смысл, не обретший формы; это сущность, явленная плотью слова в своих содержательных формах: в конструктивных — образе и символе, и в структурной — в понятии» [1, с. 23]. Под антонимическими концептами в данной работе понимаются такие, которые в сознании людей противопоставляются. В.В. Колесов выделяет три группы концептов: конструктивные, ментальные, содержательные [4, с. 609-611].

Из всех этих групп только содержательные концепты в отношениях противопоставления, охватывают большое число тематических групп, так как именно они содержат в себе полярные аспекты человеческого опыта и социально-культурных явлений. Классификация и выделение тематических групп содержательных концептов помогает в организации и анализе больших объемов информации, выявлении скрытых связей и понимании основных тематик и контекста, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель данной работы классифицировать антонимы, репрезентирующие концепты по критерию тематической группы. В итоге выделить основные тематические группы концептов, находящихся в отношениях противопоставления.

Выделение тематических групп представляет собой процесс организации пар концептов по принадлежности к общей тематике. При этом, как отмечает О.Е. Потапова, «смысловой (тематический спектр) не воссоздается, а задается, исходя из тех или иных практических потребностей» [5, c. 83]. Таким образом, допускается произвольное выделение тематических групп автором, в зависимости от материала исследования.

В рамках данной работы проклассифицированы пары концептов, находящихся в отношениях противопоставления, находящих отражение в «Словаре русской ментальности» В.В. Колесова [2, 3]. В итоге выделяются 9 тематических групп.

  1. «Эмоции». В рамках тематической группы «эмоции» можно выделить ряд содержательных концептов, связанных с противопоставленными эмоциональными состояниями и выражениями чувств людей. К этой категории относятся такие пары концептов как «веселье – скука», «восторг – отвращение», «печаль – радость», «рыдание –смех» и пр. Все эти концепты охватывают разнообразные аспекты эмоциональной сферы людей, помогают лучше понять эмоциональные состояния и проявления русского народа.
  2. «Черты характера и особенности поведения». Другой значимой тематической группой являются концепты, связанные с поведением людей.  Данная группа концептов охватывает индивидуальные особенности личности, такие как «алчность – бескорыстие», «бесстрашие – трусость», «вежливость –грубость», «простота – хитрость» и пр. Эти концепты отражают разнообразие черт характера у людей, их противопоставление по типу «социально приемлемые – социально неприемлемые» черты характера и поведения в национальном сознании.
  3. «Общество». Концепты этой тематической группы содержат в себе знания о членах социума и отношениях между ними («баба – мужик», «враг –союзник», «господин – раб» и др.), социальных явлениях («война – мир», «воля – тюрьма», «закон – произвол», «невежество – просвещение»), а также об условиях существования и деятельности людей в обществе («бедность –богатство», «безделье – труд» и т.д.). В целом эта группа включают в себя знания, сформированные в народе, об устройствах общества, участниках общества, связях и взаимодействия в нем.
  4. «Характеристики предметов, явлений, событий». Антонимы, репрезентирующие концепты данной группы отражают противопоставления в различных аспектах предметов, явлений и событий («безобразие – красота», «белый – черный», «кривой – прямой», «высота – низина» и пр.). Благодаря этим концептам люди способны маркировать окружающие предметы, классифицировать их, разрабатывать некую систему ярлыков.

5 и 6. «Время» и «Пространство». Данные группы концептов связаны между собой и имеют общую цель — ориентации людей (во времени и пространстве соответственно), «будущее – прошлое», «век – мгновение», «весна – осень», «вечер – утро». К группе «пространство» относятся следующие пары: «верх – низ», «восток – запад», «вперед – назад» и пр. Кроме ориентации людей, данные концепты отражают размышления людей об организации времени и пространства в культуре и взаимодействии с окружающим миром.

  1. «Культура и религия». Концепты этой группы отражают важные аспекты жизни людей, связанные с их вероисповеданием, культурой, моральными ценностями и духовными установками, при этом важно отметить, что данные концепты представляются в отношении противопоставлений: «ад – рай», «быль – сказка», «будни – праздник», «смерть – воскресение» и пр.
  2. «Природа». Эти концепты отражают разнообразные аспекты природы и ее компоненты, создавая уникальную и живописную картины мира в сознании русского народа. Данная категория представлена по большей части концептами, которые выражают смысл конкретных предметов и явлений, поэтому антонимических пар среди них не много. Исключениями являются пары: «вода – земля», «земля – небо», «лед – огонь» и др.
  3. «Абстрактные понятия». К данной группе относятся пары: «да – нет», «все – ничто» и др. Эти концепты относятся к абстрактным идеям и понятиям, которые не имеют прямого физического отображения, но влияют на наше мышление, восприятие мира и ценностные установки.

Таким образом, концепты отражают разнообразные сферы, которые определяют жизнь человека и взаимодействие с окружающим миром. Исследуя концепты в отношениях противопоставления, появляется возможность понимания глубинного смысла тех или иных событий, явлений.

Выделение тематических групп помогает систематизировать информацию, повышает ее доступность и улучшает понимание контента. Выделенные тематические группы концептов, могут быть также использованы на уроках РКИ. Изучение концептов на уроках РКИ имеет важное значение для развития языковых навыков и обогащения словарного запаса.

Список литературы

  1. Колесов В.В. Язык и ментальность / В.В. Колесов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. – 240 с.
  2. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности. В 2 т. Т. 1. А – О. – СПб.: Златоуст, 2014. – 592 с.
  3. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности. В 2 т. Т. 2. П – Я. – СПб.: Златоуст, 2014. – 592 с.
  4. Колесов В. В. Концептуальное поле русского сознания. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. – 612 с.
  5. Потапова О.Е. Вербальная репрезентация концепта. Лексико-семантическое поле как фрагмент языковой картины мира (на материале ЛСП «море»): монография / О.Е. Потапова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 164 с.
  6. Секиро О.О. Концепт «истина» в современном русском языковом сознании // Материалы Открытой конференции студентов-филологов СПбГУ. 2017. С. 37-42

Интересная статья? Поделись ей с другими: