УДК 81

Влияние цифровых технологий на исследования в области гуманитарных знаний

Дубинина Екатерина Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Аннотация: в статье рассматривается влияние цифровых технологий на исследования, проводимые в области гуманитарных наук. В частности, описываются такие научные проекты как Galaxy Zoo, Zooniverse, Pynchon Wiki. Делается вывод о том, что использование цифровых технологий позволяет привлекать большое количество участников к трудозатратным проектам, эффективно распределять работу между участниками, проверять научные теории и делать выводы на базе статистически значимого материала.

Ключевые слова: гуманитарные науки, проект Galaxy Zoo, проект Pynchon Wiki, проект Zooniverse, цифровые технологии.

Развитие цифровых технологий оказывает значительное влияние на исследования, проводимые в области гуманитарных наук. В современных условиях работа специалистов в этой сфере полностью изменилась. Это связано с тем, что применение новых информационных технологий позволяет исследователям работать с большими массивами информации и проверять научные теории на базе материала важного с точки зрения статистики [2], [5].

Примером использования современных цифровых технологий в исследованиях может служить проект Galaxy Zoo, который изначально не был связан с гуманитарными науками. Этот проект появился в 2007 году и был разработан астрофизиками Кевином Шавински и Крисом Линтоттом [6]. Исследования ученых в области астрофизики связаны с сортировкой и оцениванием огромной картотеки фотографий, на которых изображены различные виды галактик. Поскольку составить программу, позволяющую распознавать изображения галактик, является достаточно сложной (практически невыполнимой) задачей, у ученых появилась идея привлечь к данной работе большое количество людей – волонтеров, не имеющих профессиональную подготовку. В рамках проекта Galaxy Zoo был создан специальный сайт, на котором любители космоса отвечают на вопросы относительно изображений галактик различных видов. В результате любители помогают специалистам в работе по первоначальной сортировке изображений для вычленения объектов наблюдений.

На базе этого проекта учительница из Нидерландов Ханни Ван Аксель помогла ученым сделать важное научное открытие, и объект, который она открыла, известен как «объект Ханни». Ханни Ван Аксель организовала на форуме дискуссию под названием «GivePeasaChance» (Дайте горошинам шанс). В ходе этой дискуссии участники проекта обсуждали объекты, которые можно было увидеть на многих фотографиях. Изображения представляли собой сферы зеленого цвета, называемые любителями «горошинами». Дискуссия привела к тому, что данными объектами начали заниматься специалисты-астрономы, которые выяснили, что «горошины» являются новым типом галактик. Таким образом, любительский проект дал возможность получить важный научный результат.

Затем методы исследования, основанные на привлечении к работе большого количества участников, были распространены и на гуманитарные науки. В 2010-е годы был открыт более масштабный научный проект, известный как Zooniverse [8]. В рамках этого проекта рассмотрим работу по расшифровке Оксиринхских папирусов, обнаруженных специалистами из Оксфордского университета Б. Гренфеллом и А. Хантом. Поскольку в течение долгого времени папирусы находились в неблагоприятных условиях, многие из них оказались повреждены; поэтому для изучения их буквенного состава потребовалось большое количество усилий. Как известно, специалисты в области лингвистики, археологии, истории изучают язык и культуру, исследуя содержимое объектов. Однако для того чтобы получить нужную информацию о конкретном явлении изучаемые объекты необходимо обрабатывать и анализировать [1].

Волонтерам, принимающим участие в данном проекте, требуется помечать символы на определенных частях отсканированного папируса, осуществляя выборку с использованием специальной клавиатуры. Результатом данной работы является распознавание символов (т.е. букв) и перевод их в цифровой формат. В связи с тем, что в этом проекте участвует большое количество человек, полученные данные являются статистически значимыми и могут служить основой для дальнейших исследований.

Рассмотрим еще один историко-лингвистический проект, который связан с расшифровкой дневниковых записей солдат Первой мировой войны. В годы Первой мировой войны в широкий обиход было введено составление журналов боевых действий. В частности, в британской армии военным вменялось в обязанность вести дневники с описанием фронтового быта. Дневниковые записи, созданные в тяжелых полевых условиях, прочитать достаточно сложно; кроме того, объем журналов составляет несколько миллионов страниц. Именно поэтому было решено привлечь к данной работе добровольцев.

На платформе Zooniverse были размещены электронные варианты дневниковых записей и, ознакомившись с онлайн-руководством по побуквенной расшифровке текстов, любой желающий мог начать их перепечатывать. Созданный электронный массив таких записей служит в настоящее время базой для проведения разнообразных историко-лингвистических исследований.

Следующий проект, который будет рассмотрен, известен как PynchonWiki [7]. Этот проект посвящен исследованию произведений американского писателя Томаса Пинчона, тексты которого известны значительной сложностью для понимания, например, роман «Радуга тяготения» [3]. Для того чтобы понять смысл этого романа необходимо обладать обширными знаниями в различных сферах истории и культуры. Именно поэтому требуются комментарии специалистов, создаваемые, как правило, в течение нескольких лет. В эпоху компьютерных технологий задача по составлению комментариев решается самими любителями романов Т. Пинчона. На базе ресурса PynchonWikiучастникам проекта предлагается выбирать и комментировать те фрагменты текста, которые содержат известную им информацию. В результате работа по созданию комментариев может быть выполнена достаточно быстро и эффективно. Так, например, комментарии к роману Т. Пинчона «Радуга тяготения» были созданы за несколько месяцев.

Рассмотрим следующий научный проект – «Прожито», созданный в 2015 году как платформа в целях сбора и публикации личных дневников. Волонтерам, которые принимают участие в данном проекте, требуется расшифровывать рукописные тексты личных дневников. Изначально данный проект существовал как инициатива волонтеров. Затем в 2019 году при поддержке Санкт-Петербургского Европейского университета был создан специальный центр «Прожито» по изучению и формированию электронного архива личных дневников [4]. В настоящее время уже создан корпус личных дневников общим объемом более 600 тыс. записей и относящихся к периоду 18-20 вв. Как отмечают создатели проекта, формируется не просто массив исторически значимых текстов: унифицированное машиночитаемое описание текстов и их разметка дают возможность использовать собрание документов в процессе компьютерного анализа и получать новые данные о повседневной жизни в течение определенных исторических периодов.

Итак, в эпоху цифровых технологий появляется возможность эффективно распределять работу между участниками проекта; кроме того, можно привлекать большое количество участников к трудозатратным проектам; и, наконец, цифровые технологии позволяют работать с большими массивами информации и делать выводы на базе материала, значимого с точки зрения статистики.

Список литературы

  1. Володин А. Ю. Digital humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2014. Вып. 3 (26). С. 5-12.
  2. Можаева Г.В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках / Г.В. Можаева // Гуманитарная информатика: сб.статей / под ред. Г.В. Можаевой. 2015. Вып.9. С. 8 – 23.
  3. Пинчон Т. Радуга тяготения / Томас Пинчон ; [пер. с англ. А. Б. Грызуновой, М. В. Немцова]. Москва : Эксмо, 2012. 896 с.
  4. Проект «Прожито» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prozhito.org/?ysclid=lrkvczsw3i684171367 (дата обращения: 20.02.2024)
  5. Пруденко Я.Д., Кузьмина Д.Ю. Гуманитарные науки в цифровой век или неотвратимость дисциплинарной гибридизации // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3. С. 17-23.
  6. Galaxy Zoo [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zooniverse.org/projects/zookeeper/galaxy-zoo/ (дата обращения: 20.02.2024)
  7. Pynchon Wiki [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pynchonwiki.com/ (дата обращения: 20.02.2024)
  8. Zooniverse [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zooniverse.org/projects (дата обращения: 20.02.2024)

Интересная статья? Поделись ей с другими: