УДК 821.161.1          

Общее понятие о греховных страстях в святоотеческой мысли: реконструкция смыслов на роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в аспекте пастырского душепопечения

Сычев Алексей Александрович – студент магистратуры Сретенской духовной академии

Аннотация: В данной статье исследуется роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на предмет наличия общего понятия о страстях. Рассматриваются такие определения как: страсть, грех как болезнь; духовная слепота; причина греха; грех как социальная и коллективная проблема; развитие страсти в личном плане. На основе выделения «богословского» содержания в художественном тексте Ф.М. Достоевского, произведена корреляция со святоотеческим наследием. В статье мысль следует принципу: цитата (мысль из романа) > святоотеческая мысль > применимость конструкта в деле пастырского душепопечения. Настоящая разработка может послужить к дальнейшему формированию конструктов между художественными текстами «золотого века» классической литературы, святоотеческим богословием и практическим пастырским служением.

Ключевые слова: страсть, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», святые отцы, болезнь души, духовная слепота, социальная и коллективная проблема, причина греха, развитие страсти, пастырь и пасомый, пастырский совет.                  

Слово "страсть" (πάθος) происходит от глагола "страдать" (πάσχω). Оно указывает на свойство человеческой природы претерпевать боль и страдания. Человек – существо, которое подвержено переменам и ограничениям, поэтому, когда он не может преодолеть свою ограниченность или исправить ущербность в себе по какой-либо причине, он начинает страдать [13, c. 340].

Преп. Авва Дорофей пишет: «страстная душа всегда мучается, своим злым навыком» [3, c. 178]. Рассматривая роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», заметно как мучаются и страдают от греховных страстей герои этого романа.

Подвержен «страсти», «страданию» и главный герой романа – Родион Раскольников. Примечательно, что Ф.М. Достоевский грех связывает с болезнью. По его мысли всякие преступления «проходят так же, как проходит всякая болезнь» [3, c. 58]. Перед совершением преступления писатель часто намекает на проявление клинических расстройств Раскольникова, а именно на его «ипохондрическое» состояние: Писатель замечает: «С некоторого времени он был в раздражительном состоянии, похожем на ипохондрию…». Раскольников совершив преступление, начал испытывать жесточайшие телесные страдания, что говорит о грехе как разрушающей силе, воздействующей не только душу, но и на тело человека: «Эти мучения до того его обессилили, что он едва двигался…Он не спал, но был в забытьи… Теперь же вдруг ударил такой озноб, что чуть зубы не выпрыгнули и всё в нем так и заходило» [1, т. 6, с. 70-71]. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том же: «Если нездоровое расположение духа одолевает голову… то дает место головной боли…» [6, c. 610].

Данная мысль, может помочь священнослужителю объяснить человеку, приходящему на беседу или исповедь к пастырю, природу и суть заболеваний телесных, а также, что существует возможность предотвращения появления телесных болезней через борьбу со страстями, а в других случаях и вовсе победить телесную болезнь через устранение страстей. Стоит отметить, что пастырю не следует отвергать и врачебную помощь в случае болезни человека.

Стоит отметить и естественные основания для проявления греховных страстей. Если не обращать внимание на убийство старухи, сам по себе Раскольников представляется добродетельным человеком в романе, ведь он постоянно помогает разным людям: отдает последние деньги семье Мармеладовых [1, т. 6, с. 149-150], спасает Соню от лжесвидетельства Лужина [1, т. 6, с. 308-309], содержит бедного чахоточного студента, спасает детей из пожара [1, т. 6, с. 412]. Главные герой романа «Преступление и наказания», является человеком, способным проявить христианскую добродетель милосердия. Но эта же добродетель, является и основанием порока в нём. Являясь милосердным человеком, он видит и бедность народа, несправедливость в обществе. Раскольников говорит: «первый шаг сделать, достичь средств, и там всё бы загладилось неизмеримою, сравнительно, пользой... тысячи добрых дел вместо одной этой глупости…» [1, т. 6, с. 400]. Таким образом, на примере Раскольникова явно видно, как источником зла, является милосердие к окружающим людям. Преподобный Максим Исповедник, который часто говорит о противоестественном характере страстей, пишет: «Согрешение… – это неправильное использование... В какой степени мы неправильно используем силы нашей души: желающую, раздражительную и разумную, – в такой степени в нее вселяются пороки» [8, c. 135]. 

Из этого положения для пастыря можно сделать вывод, что человеку следует не бороться со страстями, а правильно использовать силы своей души, возрастая в естественных для души добродетелях. Если пасомый, например, болен страстью блуда, то стоит напомнить, что он злоупотребляет Богом данной естественной потребностью человека для продолжения рода. Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов, такой человек «противоборствует размножению человеков». Из этого следует, что преодолеть страсть можно, не боровшись с ней не напрямую, а научаться исполнять законы, заложенные Богом в человеке.

Грех разрушает гармонию и связь человека с Богом, он приводит человека и к духовной слепоте. Проблема современного человека в том, что он уже не понимает, что есть зло, а что есть добро. Например, государством не воспрещается делать аборты, но тем не менее убийство человека является уголовно наказуемым, хотя аборт также является полноценным убийством. Границы дозволенного размыты, потому что человек рассматривает «мир вне зависимости от Творца… человеку кажется, что «мироздание существует само по себе» [12, c. 42]. В романе «Преступление и наказание» есть множество примеров, где человек живет «сам по себе», вне зависимости от Творца. Но особенно отмечается из всех героев романа Лебезятников, как человек, который подвержен влиянию безбожной идеологии. Например, он считает нормальным не крестить детей [1, т. 6, c. 280], обряд поминок считает гнусным событием, насмеивается над священнослужителями [1, т. 6, c. 282], считает проституцию, блуд нормальным явлением [1, т. 6, c. 282]. Святитель Иоанн Златоуст видит в подобного рода девиациях, настоящее безумие человека: «Они поистине безрассудны ... поскольку совсем не научились познавать истинную природу вещей» [5, c. 170].

Так и пастыри Церкви, должны понимать прежде всего, что пока люди не утвердятся в христианском мировоззрении на мир, им бесполезно Богооткровенные истины доказывать словами. Люди, вступающие на порог христианского жития, должны почувствовать, что их житие вне Христа было порочным и пустым. Пастырь в своих беседах и проповедях, чётко и бескомпромиссно должен различать грех от добродетели. В связи с этим считается совершенно нормальным и даже обязательным для пастыря Церкви разбираться в основах биоэтики, где очень много тонких антропологических тем, касающихся бытия человека, его биопсихосоциальной жизни со стороны греха и добродетели. Пастырю рекомендуется курс по биоэтики, представленный Р.Е. Тарабриным и Н.П. Шоком «Основы клинической биоэтики: анализ кейсов». Научно-методические материалы» [14, c. 96].

В святоотеческой мысли грех рассматривается не только как индивидуальная проблема, но как социальная и коллективная проблема. Грехи одного человека могут оказывать влияние на всю общность и порождать негативные последствия для всех. В романе «Преступление и наказание» присутствует тема ответственности людей «всех за вся», но в романе "Братья Карамазовы" Федор Достоевский облекает эту идею словесно через старца Зосиму, который прямо говорит: «…всякий из нас пред всеми во всем виноват…» [1, т. 14, c.262]. Говоря о романе «Преступление и наказание» нельзя не заметить, что преступление Раскольникова затрагивает и убивает не только его самого [1, т. 14, c.322], но его мать, которая страдая по сыну, сошла сума от горя и умерла [1, т. 14, c.414-415]. Переводя эти смыслы из романа на святоотеческую почву, нельзя не вспомнить мысли святых отцов об ответственности за каждое своё слово и дело. Например, преп. Моисей Оптинский говорил: «…нужно рассуждать и о делах добрых и злых, и о последствии обоих…» [17, c. 204].

В настоящем случае, пастырю Церкви, прежде чем сказать слово в беседе с человеком или сделать дело, нужно думать не о только о том, способствует ли это дело или слово, погибели или спасению собственной души, но также и следует думать и о том, не соблазнится ли кто его делом или словом. Впрочем, тако ораз действия нужно внушать и пасомым. Ведь Господь сказал такие слова: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Если пастырь не знает ответа на вопрос человека, то необходимо не стесняясь сказать человеку о своей некомпетентности в данном деле. Ни в коем случае нельзя выдумывать ответ. В данном случае рекомендуется помолиться и поискать ответ в святоотеческом наследии. Если же, человека больше не представляется возможным увидеть, священнику предлагается высказать своё частное мнение, но следует сделать оговорку, что его ответ не претендуют на мнение Церкви по данному вопросу. Также молодому священнослужителю, будет разумным посоветовать пасомому обратиться к более опытным пастырям по данному вопросу. Пастырю Церкви надлежит всегда проверять свою проповедь перед произнесением на амвоне, давать читать её более опытным и духовным отцам на обнаружение того или иного неподобающего и соблазнительного слова.

Следует обратиться и к причине совершения того или иного греха. Подсознательно, каждый человек ищет блаженства, счастья. Но человек не верующий, не зная Бога и его благодати, начинает искать счастья в достижении земных почестей и наслаждении страстями [13, c. 219]. Смотря на роман «Преступление и наказание», нельзя не заметить, что Ф.М. Достоевский обращает внимание читателя на духовное состояние Раскольникова, а именно на то, что главный герой романа «был задавлен бедностью» [1, т. 6, c. 5]. И понятно, как человек страстный, он стремился освободиться от этого бремени. Но освободиться он хотел не через работу над самим собой и не через тяжёлый собственный труд, но через осуществление гнусного преступления. К тому же Раскольников «хотел Наполеоном сделаться» [1, т. 6, c. 318], что показывает его стремление к земной славе, как к источнику блаженства и наслаждения. Ясно одно, Раскольников заменяет желание стяжать божественную благодать, желанием получить земное счастье.

Преп. Максим Исповедник говорит: «Пытаясь достичь удовольствия и избежать страдания, человек изобретает разнообразные и многочисленные формы тлетворных страстей» [9, c. 18]. То есть страсть есть не удовлетворённое желание человека быть счастливым.

Пастырю Церкви необходимо объяснять пасомым, что, вовлекаясь в служение страстям, человек начинает страдать по той причине, что их невозможно удовлетворить и погасить окончательно. Чем более человек находится под влиянием страсти, тем больше он страдает. И конечно, пастырю следует объяснять пасомым – почему человек стремится погружаться в страсти. Причина состоит в том, что люди ищут наслаждения, не законного наслаждения в Боге, а в рабском служении страстям. Священнослужителю, представляется возможным объяснять прихожанам, что каждый грех, который услаждает человека, на самом деле является скрытым подсознательным желанием наслаждаться общением с Богом, и Его благодатью.

Говоря о причинах совершения греха, стоит сказать, что одной из главных причин совершения греха, есть отдаление от Бога. Соня Мармеладова очень чётко формулирует эта мысль по отношению к Раскольникову: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!..» [1, т. 6, c. 321].

Преподобный Иоанн Дамаскин ясно выражает первопричину всех бед, падений человека: «всё доброе получает свое добро от Бога, и только если удаляется от Него, устремляется ко злу» [4, c. 323]. В контексте этих мыслей можно констатировать утверждение, что причина всякого греховного деяния есть оставление Бога, оставление памяти о Нём… или же намеренное забвение о Нём, о чём также, например, свидетельствует роман «Преступление и наказание». Когда Раскольников шёл на совершение преступления, то он выстроил свой маршрут к дому так, чтобы ему по пути не попались Божьи храмы. Это отмечает А.Н. Ужанков в своей статье [16, c. 189], который в свою очередь ссылается на подробные разработки этого вопроса в монографии Е. Гаричевой [11, c. 298] и исследовании Б.Н. Тихомирова [15, c. 472].

Свт. Афанасий Великий пишет: «Лишенные мысли о Боге и обращающиеся к небытию (ибо зло есть небытие, а добро – бытие), люди также навсегда лишены бытия» [18, c. 254]. Таким образом, можно сказать, что, греша, человек избегает счастья, а значит избегает и подлинного бытия, которое есть в Боге.

В подобных случаях, священнослужитель в должен объяснять пасомому, что прежде, чем совершить тот или иной грех, человек предаётся забвению о Боге в течение продолжительного времени, или же перед совершением греха, насильно изгоняет Господа из своего ума. В настоящей ситуации, пастырю необходимо говорить о том, что в том случае если парижанину, приходит тот или иной помысел о совершении греха, то человек должен вспомнить о Боге, начать размышлять о Нём, и тогда желание грешить будет постепенно пропадать. Ведь по слову преп. Исаака Сирина: «То, что происходит с рыбой, когда она покидает воду, происходит и с умом, когда он оставляет память о Боге и распыляется в памяти о мире» [7, c. 227].

Говоря о греховных страстях в общем контексте, нельзя не выделить и развитие страсти и отследить как это развитие происходит на примере Раскольникова. Подробно, данная тема была уже раскрыта в статье А.Н. Ужанкова «Святоотеческое «учение о прилоге» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» [16, c. 172-189], поэтому в данной работе тезисно остановимся на этой проблеме.

Всего выделяется шесть стадий греха: «прилог, сосложение, пленение, борьба и страсть».

Не будем и останавливаться на раскрытии святоотеческой терминологии, более подробно с понятиями развития греха можно познакомиться в «Добротолюбии» [2, c. 509-510] и «Лествице» преп. Иоанна Лествичника, а также в книге прот. Вадима Леонова «Основы православной антропологии» [13, c. 231-235].

Прилог Раскольникова состоит в том, что с первого взгляда на старуху, Раскольников почувствовал к ней очень сильную неприязнь, а в его голове сразу «наклевывалась странная мысль».

Сочетанием у Раскольникова явилось то, что его мысль сочеталась со словами студента, который беседовал с офицером в трактире.

Сосложением у Раскольникова является долгое обдумывание своего греховного поступка, борьба и «отказ» от злодеяния, сравнение себя с Наполеоном и мучительное возвращение к преступному «вопросу».

Пленением у Раскольникова является уже продолжительная беседа с помыслом, детальное планирование преступления. Герой заранее готовился к совершению преступления: нашёл топор, рассчитал время, сделал пробный визит к старухе.

Собственное проявлением страсти у главного героя романа, стало совершение преступного деяния. Примечательно, что Ф.М. Достоевский ясно доводит до читателя мысль: если человек переступит черту дозволенного, и не покается сразу, то он вовлекает себя в череду греховных преступлений. Писатель показывает, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников по своей греховной логике, «вынужден» совершить второе убийство беременной Лизаветы, в котором он не только убил сестру старухи, но ещё и её ребёнка во чреве.

В деле борьбы с помыслом совет даёт преп. Иоанн Лествичник, который замечает следующее: «Кто… прилог в мысли помышляет бесстрастно, тот одним разом отсекает всё последнее».

Для пастыря Церкви нужен и сообразный совет пасомым в деле того, как побеждать ту или иную страсть, как воздерживаться от того или иного греха. Совет преп. Иоанна Лествичника выглядит здесь очень разумным. Прежде всего человеку нужно не принимать греховную мысль, а отгонять её всеми силами, не соглашаться с нею. Чем быстрее человек «откинет» греховную мысль, тем больше у него вероятности не согрешить. Также, хорошим средством в победе над страстью будет удаление от себя тех вещей, которые соблазняют человека на тот или иной грех.

Делая вывод, можно сказать, что роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» может соотноситься в антропологической плоскости с текстами святых отцов. Такое соотнесение помогает выстроить некую стратегию в деле пастырского душепопечения. Данный тезис существенно повышает ценность русской литературы «золотого века» и может являться продолжением и развитием труда митр. Антония Храповицкого: «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского» [10, c. 326].

Список литературы

  1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1974. Т.6., Т.14.
  2. Добротолюбие: в 5 т / т. 2: пер. с греч. святителя Феофана Затворника. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 736 с.
  3. Дорофей Газский, прп. Преподобный Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Благовест, 2010.
  4. Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. Пер. с древнегреч. и комм. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. М.: ИНДРИК», 2002. 416 с.
  5. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений в 12 т / т. 1. Изд-е СПб Духовной академии. Прил. к журн. «Церковный Вестник» и «Христианское чтение». 1895. 883 с.
  6. Иоанн Кассиан, прп. Писания. Пер. с лат. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Репринт / Писания преп. Иоанна Кассиана Римлянина. Пер. с лат. Еп. Петра. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монатсыря. М.: 1892. 653 с.
  7. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. Печ. по изд. Творения иже во святых отца на­ шего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, быв­ шего епископом христолюбивого града Ниневии: Слова под­ вижнические. 3-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911. 632 с.
  8. Максим Исповедник, прп. Богословские и аскетические трактаты. Кн. 1. Пер. А.И. Сидорова. 2-е изд. Изд-во «МАРТИС», 1993. 353 с.
  9. Максим Исповедник, прп. Творения. Вопросоответы к Фалассию. Пер. и комм. С.Л. Епифановича и А.И. Сидорова. Изд-во «МАРТИС», 1994. 317 с.
  10. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 326 с.
  11. Гаричева Е. «Мир станет красота Христова». Категория преображения в русской словесности XVI–XX веков. — Великий Новгород, 2008. 298 с.
  12. Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви; отв. Ред. игум. Дионисий (Шленов); пер. с фр. под ред. А.О. Солдаткиной. – Сергиев Посад, 2018. С. 42.
  13. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. Учебник. —2-е изд., испр. и доп. —М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016.
  14. Тарабрин Р.Е. Основы клинической биоэтики: анализ кейсов. Научно-методические материалы / Р.Е. Тарабрин, Н.П. Шок. — М.: Практическая медицина, 2021. — 96 с.
  15. Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: книга-комментарий. — СПб.: Серебряный век, 2005. — 472 с.
  16. Ужанков А. Н. Святоотеческое «учение о прилоге» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 2. С. 172–189.
  17. Ювеналий (Половцев), архиеп. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея, Москва, 1882 г. С.204.
  18. Афанасий Великий, свт. Творения. Ч.3. Изд-е 2-е испр. и доп. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 1903. 524 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: