УДК 8

Художественный текст в учебниках русского языка для начальной школы Туркменистана

Бабаджанова Марал Бабаджановна – аспирант филологического факультета кафедры русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Аннотация: В статье рассматривается состав и функции художественных текстов в учебниках русского языка для начальной школы Туркменистана. Обсуждаются типы заданий, предлагаемых к художественным текстам, их направленность на раскрытие основных текстовых категорий: связности, целостности, членимости и завершенности. Отмечается особенности художественных текстов, предлагаемых в качестве дидактического материала.

Автор считает целесообразным использовать поэтические произведения на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Используя художественный текст, автор отмечает необходимость повышения уровня разработки учебников по литературе с учетом ситуации преподавания русского языка как иностранного. Представленные к уроку материалы имеют теоретическое и практическое значение в области преподавания русского языка как иностранного.

Ключевые слова: художественный текст, туркменская школа, учебник, русский язык, методика, туркменский учащихся, начальная школа.

В национальной школе Туркменистана образование по предмету «РКИ» осуществляется по двум направлениям с использованием родной и русской литературы. Такой подход при правильной организации образовательного процесса должен способствовать успешному достижению педагогических задач. И это не только литературное образование учащихся, а также их нравственное, культурное и эстетическое развитие.

Для иностранцев знакомство с художественными текстами русских писателей в рамках изучения русского языка как иностранного способствует формированию полноценной коммуникации между культурами за счет непосредственной связи таких текстов с культурой и всеми ее элементами. Преподавание русского языка иностранцам построено таким образом, что важнейшими элементами уроков являются художественные тексты . В связи с этим перед преподавателями РКИ стоит задача поиска таких произведений искусства, освоив которые, иностранцы смогут изучать как языковые, так и социальные нормы российского общества.

Текст давно занимает первостепенное место среди дидактических материалов сборников русского языка для начальных школ Туркменистана [1, с. 9]. ФГОС начального общего образования Туркменистана в качестве метапредметных результатов изучения образовательной программы начального общего образования включает обучение смысловому чтению художественных текстов различных стилей и жанров [1, с. 9].

Особую коммуникативную и эстетическую важность представляют художественные тексты. Данные тексты часто используются составителями учебников, которые действуют в области различных УМК, которые служат объектом изучения и средством обучения русскому языку в Туркменистане.

Рассмотрим примеры художественных текстов, представленных учебнике для 2 класса «Русский язык» З.Х.Аманова для школ общего среднего образования с туркменским языком обучения [2].

Рассмотрим некоторые варианты представленных художественных текстов.

Рисунок1

Рисунок 1. Текст «Ежик»

Рисунок2

Рисунок 2. Текст «Медвежонок» М. Масленникова

Итак, в данном сборнике представлены различные виды текстов на тему «Части тела человека», «Зима», «Весна», «Вечер», «Утро», «В зоопарке», «Одежда и обувь» и др. [2].

Далее рассмотрим примеры художественных текстов, представленных учебнике для 4 класса «Русский язык» Г.Т. Гурбанназарова для школ общего среднего образования с туркменским языком обучения [3].

Рассмотрим некоторые варианты представленных художественных текстов.

Рисунок3

Рисунок 3. Текст Л. Н. Толстого «Прыжок»

Рисунок4

Рисунок 4. Текст А.П. Чехова «Ванька»

Рисунок5

Рисунок 5. Текст Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Таким образом, в данном учебнике представлено большое количество художественных текстов известных русских авторов. Для учеников 4 класса предлагается указать тип текста (повествования), определить, что отражает название – тему или основную мысль, составьте и запишите план рассказа. Таким образом, тексты рассматриваются со стороны целостности, завершенности и членимости. После каждого текста представлены упражнения на содержание данных текстов. Помимо представленных текстов в сборнике также присутствуют тексты И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова и др. [3].

Анализ содержания учебников по русскому языку для 4 класса
туркменских общеобразовательных учреждений позволил определить их основные черты. Наблюдается стремление авторов к комплексному решению задач по овладению русским языком, главная цель определяется практическим освоением русского языка туркменскими учащимися, т.е.
совершенствованием их коммуникативных навыков и развитием видов
речевой деятельности.[4]. Изучения русского языка в туркменской школе является практическая цель –овладение речью и формирование речевой деятельности.

Знакомство с национальной литературой в процессе изучения иностранного языка является необходимым, поскольку художественный текст несет в себе культурную составляющую, способную приобщить обучающегося к иной концептуальной картине мира и, соответственно, увеличить процент успешности освоения языка.[5] Для достижения практических целей обучения языку литературное произведение должно быть грамотно подобрано и при необходимости – адаптировано для лагать адекватное задуманному автором восприятие иностранными учащимся плана содержания произведения и неразрывно связанного с ним плана выражения.

Специфика изучения литературы в туркменской школе предполагает изучение ее как на туркменском, так и на русском языках.[6]. Для изучения художественного текста в туркменской школе используются как российские, так и отечественные методы. Для того, чтобы улучшить методики изучения художественного текста в туркменской школе необходимо создать соответствующие программы по изучению как русской, так и туркменской литературы. При этом особое внимание следует уделить координации процесса изучения обоих направлений. Повысить уровень разработки учебников по литературе с учетом ситуации преподавания русского языка как иностранного. Далее необходимо разработать методические рекомендации, наиболее соответствующие современным проблемам, существующим в этой области, относительно наиболее рациональной методики преподавания РКИ в школе.

Список литературы

  1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М. : КомКнига, 2006. – 144 с.
  2. Учебник для 2 класса «Русский язык» З.Х.Аманова для школ общего среднего образования с туркменским языком обучения. 2018. – 128 с.
  3. Учебник для 4 класса «Русский язык» Г.Т. Гурбанназарова. 2017. – 176 с.
  4. Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроке: Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного.– СПб.:Златоуст,2015. 224 с.
  5. История изучения русской литературы в Туркмении // Халк магарыфы. - Ашхабад, 1991. - МО, - С. 15-19.
  6. Сравнительно-типологическое изучение русской и родной литератур Русский язык в Туркменистане. - Ашхабад, 1992. - №1. - С. 27-30.