УДК 82

Столовый этикет в  произведениях  русской литературы XIX – начала XX века

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент  Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Зубарева Вероника Александровна – студентка направления подготовки «Педагогическое образование» Института филологии и массмедиа  Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Аннотация: В статье анализируются  правила  поведения  во время еды и  сервировка стола в произведениях А. П. Чехова, М. А.  Булгакова, В. В. Набокова, Н. В. Гоголя, И. С. Шмелева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Б. А. Садовского.  Авторы акцентируют внимание на том, что  описание столового этикета в произведениях писателей может не только рассказывать о быте эпохи, но  и выступать как  аспект характеристики персонажа произведения.

Ключевые слова: столовый этикет, сервировка стола, художественная деталь, А. П. Чехов, М. А. Булгаков, В. В. Набоков, Н. В. Гоголь, И. С. Шмелев,  Д. Н. Мамин-Сибиряк, Б. А. Садовской.

Столовый этикет давно и привычно стал частью культуры повседневности человека. Сервировка стола, блюда и напитки, умение пользоваться столовыми  приборами и поддержать разговор,  манера держаться за обедом многократно описывались в русской классической литературе.  В XIX – начале XX века эталоном поведения за столом было дворянское сословие. Необходимо было есть, прежде всего, аккуратно. Для этого полагалось заправлять  салфетку за воротник или лацкан пиджака. Упоминание об этом мы находим  в рассказе А. П. Чехова «О бренности». «Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины…» [8, с. 516].

В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» описывается как доктор Борменталь и профессор Преображенский пытаются  научить пользоваться салфеткой Шарикова, который  приобрел все пороки своего «донора», вора-рецидивиста и пьяницы  Клима Чугункина.

« – Все равно не позволю есть, пока не заложите. Зина, примите майонез у Шарикова.

– Как это так «примите»? – Расстроился Шариков, – я сейчас заложу. Левой рукой он заслонил блюдо от Зины, а правой запихнул салфетку за воротник и стал похож на клиента в парикмахерской» [1].

  Булгаков использует этот  и  другие моменты обеденного этикета (Шариков не умеет пользоваться вилкой, говорит нелепый тост, не знает, как правильно пить спиртные напитки за столом) как способ характеристики героя и демонстрации его истинной сущности невежи и дебошира.

Интересно, что сейчас салфетку кладут на колени, согласно правилам  современного этикета, ее абсолютно недопустимо закладывать за воротник.

О воспитании еще одного правила поведения за столом, которое  категорически запрещает подносить нож ко рту, рассказывается в романе В.В. Набокова «Подвиг», где второстепенная героиня произведения корректирует манеры взрослого, но умственно отсталого ребенка. «Елена Павловна… привычно и незаметно следила за тем, чтобы Ирина пристойно ела, не слишком ложилась на стол и не лизала ножа» [5, с. 209].

Само застолье, отношение к гостям и еде, и, конечно же, поведение за столом у Н. В. Гоголя в  поэме «Мертвые души» выступает в качестве дополнения к образу тех помещиков, с которыми встречается Чичиков. Казалось бы,  утонченная чета Маниловых должна прекрасно знать правила столового этикета и с раннего детства формировать хорошие манеры у своих  сыновей. Однако инфантильные родители не уделяют этому никакого внимания.

 Елизавета Манилова как обходительная и гостеприимная хозяйка постоянно сетует, что гость ничего не ест и мало кладет себе на тарелку.  Но, как известно, правила застольного этикета не допускают  никакого принуждения к еде. И, конечно, совсем невоспитанными выглядят за обедом  дети Маниловых Фемистоклюс и Алкид, чьи манеры за столом иронично описываются Гоголем. «Фемистоклюс укусил за ухо Алкида, и Алкид, зажмурив глаза и открыв рот, готов был зарыдать самым жалким образом, но, почувствовав, что за это легко можно было лишиться блюда, привел рот в прежнее положение и начал со слезами грызть баранью кость, от которой у него обе щеки лоснились жиром» [2, с. 30].

Ю.А. Федосюк в книге «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» отмечает, что в  XIX веке  во многих  городах России стало популярным ходить в рестораны, где вместо русской кухни подавали западноевропейские блюда, а «вместо половых обслуживали официанты во фраках и манишках. Если трактиры и харчевни посещали в основном мужчины, то в рестораны ходили с дамами и даже целыми семьями» [7]. Начал вырабатываться ресторанный этикет с правилами для гостей, официантов, метрдотелей.

 В повести И. С. Шмелёва «Человек из ресторана» повествование ведется от первого лица. Герой произведения Яков Софроныч Скороходов –  профессиональный официант, отработавший в своей должности двадцать лет, с восхищением вспоминает,  как ранее сервировали стол по желанию богатого клиента. «Чеканное серебро вытащили из почетного шкафа, и хрусталь необыкновенный, и сербский фарфор. Одни тарелочки для десерта по двенадцати рублей! Из атласных ящиков вынимали, что бывает не часто» [9].

 Само  ресторанное застолье было немыслимо без знания не только правил поведения за столом, но и без знания названий блюд. «Только немногие знатоки могут сами выбирать обед или ужин деликатес. Да вот, и просто, а… Придет какой и важно так – карту! И начнет носом в нее и даже совсем беспомощно, и никогда сразу и по вкусу не выберет. И выберет, так общеизвестное» [9].

Описание сервировки стола  в русской классической литературе встречается несколько реже, чем концепт «застолье». В романе  Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» описывается обед Привалова  в доме Половодова. «Сервировка была в строгом соответствии с господствовавшим стилем: каймы на тарелках, черенки ножей и вилок из дутого серебра, суповая чашка в форме старинной ендовы – все было подогнано под русский вкус» [4]. Описание сервировки позволяет читателю живо вообразить обед в русской купеческой среде второй половины XIX века, а для непосвященных – заглянуть в словарь, узнать, что дутое серебро внутри пустотелое и потому массивное,  а ендова – низкая и широкая медная или деревянная посуда с желобком, используемая для подачи алкогольных напитков на праздничный стол. Но стильная сервировка этого обеда – это еще и та художественная деталь, которая выступает как антитеза, вносящая свою лепту в создание образов персонажей. Для хозяина дома Половодова и его гостя Веревкина главное не хорошие манеры, а чревоугодие, «смакование» вкусной еды, которое делает их лица «бессмысленными». «Веревкин со свистом и шипеньем обсасывал каждую кость и с умилением вытирал лоснившиеся жирные губы салфеткой» [4].

Русский поэт, прозаик, критик и литературовед Серебряного века. Б. А. Садовской в романе «Пшеница и плевелы» описывает сервировку стола князя Одоевского как характеристику  этого персонажа и его хорошего вкуса. «Просторная столовая окнами в сад. Обед сервирован обдуманно, изящно и просто. На столе большая ваза с цветами и тарелки с фруктами; гости размещаются попарно; перед каждой парой солонка, бутылка лафита, графин с водой, перечница и корзинка с хлебом» [6].

 Как отмечает Ю. М. Лотман, «обращаясь к истории быта, мы легко различаем в ней глубинные формы, связь которых с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпохи самоочевидна» [3]. Безусловно,  сервировка  и поведение героев за столом как часть столового этикета в произведениях  А. П. Чехова, М. А.  Булгакова, В. В. Набокова, Н. В. Гоголя, И. С. Шмелева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Б. А. Садовского  выступают  как  свидетели истории быта, каждодневной жизни XIX – начала XX века. Кроме того, описание столового этикета – яркая  художественная деталь, которая  помогает писателям  глубже выразить авторскую позицию, полнее раскрыть образ героя своего произведения.

Список литературы

  1. Булгаков М. А. Собачье сердце [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://skazkisameli.ru/raznoe/item/816-bulgakov-sobache-serdtse-chitat-onlajn (дата обращения: 07.02.2024).
  2. Гоголь Н. В. Мертвые души / Собрание сочинений в 7-ми томах. Том 2. М.: «Художественная литература», 1978. – с. 542.
  3. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). М.: ООО «Издательство АСТ», 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://www.litres.ru/book/uriy-mihaylovich-lot/besedy-o-russkoy-kulture-byt-i-tradicii-russkogo-dvor-51882610/chitat-onlayn/(дата обращения: 6.02.2023).
  4. Мамин-Сибиряк Д. Н. Приваловские миллионы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://librebook.me/privalovskie_milliony/vol1/2 (дата обращения: 06.02.2024).
  5. Набоков В. В. Подвиг / Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. М.: Изд-во «Правда», 1990. – с. 446.
  6. Садовской Б. А. «Пшеница и плевелы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/154311-22-boris-sadovskoj-pshenica-i-plevely.html (дата обращения: 05.02.2024).
  7. Федосюк Ю. А. «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno-u-klassikov-ili-enciklopediya-russkogo-byta-xix-veka-yurij-fedosyuk/ (дата обращения: 6.02.2023).
  8. Чехов А. П. О бренности / Собрание сочинений в 8-х томах. Том 2. М.: Изд-во «Правда», 1970. – с. 544.
  9. Шмелев И. С. Человек из ресторана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://librebook.me/chelovek_iz_restorana/vol1/2 (дата обращения: 05.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: