УДК 332.1

Город Сортавала – перспективы развития территорий

Ворошилова Полина Дмитриевна – студент по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью в бизнесе » Государственного университета управления.

Аннотация: Сортавала – это небольшой, но очень перспективный городок, богатый своей историей и знаменитыми уроженцами. Данный населенный пункт отличается своим большим потенциалом для развития, который связан в первую очередь с туризмом. Именно на это направление ориентированы большинство проектов, которые касаются развития города.

Ключевые слова: развитие, перспективы, туристический потенциал, проекты, культурное наследие, история, возможности, Сортавала, Карелия, сказка.

В современном мире небольшие города вроде Сортавалы быстро приходят в упадок. Из-за того, что здесь практически нет работы с высоким уровнем заработной платы начинается стремительный отток местного населения, особенно мужской его части. Ведь, чтобы прокормить семью представители сильной половины человечества вынуждены уезжать на заработки в другие города.

Если в большинстве случаев изменить такую тенденцию в лучшую сторону практически невозможно, то у Сортавалы в этом плане есть определенные перспективы. Нужно лишь грамотно ими воспользоваться и правильно разрекламировать конечный продукт. Дело в том, что Карелия в целом и Сортавала в частности обладают большими туристическими перспективами, на которые и следует сделать основной упор. Ведь большинству россиян очень нравятся эти места. Однако для того, чтобы усилить туристический поток, нужно создать необходимую инфраструктуру, повысить привлекательность существующих объектов и построить новые. При этом потребуется сделать основной упор на истории этого края, а также его природных и культурных достопримечательностях.

Кроме того, необходимо грамотно разрекламировать новые объекты. В противном случае туристы из других регионов просто не смогут о них ничего узнать. Соответственно, кроме строительства для развития территорий потребуется и грамотный маркетинг.

Данное направление считается весьма перспективным. Ведь в последние годы государство старается поддерживать проекты, связанные с развитием внутреннего туризма. Соответственно, граждане, продвигающие эту тему, могут рассчитывать не только на частные инвестиции, но и на помощь высокопоставленных лиц [1].

Концепция по продвижению территориального бренда города Сортавала

Сортавала – это самое сердце Карелии. У этого города богатая история. Кроме того, у местного населения есть множество различных сказаний, легенд и преданий. Все это позволяет рекомендовать создание авторского бренда под название «Сортавала – Карельская сказка». Здесь предполагается объединить реальную историю, природные особенности региона и сказочную составляющую. Все это позволяет создать уникальную в своем роде атмосферу, которая будет привлекать к себе не только гостей города, но и его жителей, что, в свою очередь, будет способствовать прекращению оттока местного населения.

Туристы здесь смогут погрузиться в настоящую сказку. Поэтому все это будет актуальным для людей разных возрастов. Кроме того, «Сортавала – Карельская сказка» позволит гостям более подробно ознакомиться с особенностями местной культуры и традициями региона, а также с его природными достопримечательностями.

Сама концепция предполагает использование следующих инструментов и стратегий:

  1. В городах следует создать особые архитектурные элементы, которые будут выполнены в сказочной тематике. Например, фонари необычной формы («под старину» или «под факелы»), скамейки (выполненные из бревен и нарочито грубо обработанные), фонтаны (сюда можно поместить фигурки сказочных персонажей, что позволит создавать целые сюжеты, связанные с водой). Также можно построить несколько домов, которые будут внешне напоминать сказочные хижины. Из них можно создать отдельные небольшие кварталы, которые будут привлекать к себе жителей и гостей города.
  2. Также рекомендуется начать поощрять развитие современного искусства, такого, как граффити (в разумных пределах конечно же). Это позволит без особых усилий украсить город различными красивыми рисунками (а если один или несколько художников зададут определенную тематику, то из Сортавалы и вовсе можно сделать настоящее произведение искусства, причем за короткий срок).
  3. Необходимо создать отдельный музей, который будет посвящен местным мифам, сказкам и преданиям, а также историческому прошлому региона. Причем комплектовать его следует не только стандартными экспонатами и макетами, но и современными интерактивными зонами. Это упростит восприятие материала, а также позволит привлечь к заведению граждан различных возрастов (причем не только из самой Карелии).
  4. Требуется создать отдельные тематические маршруты, которые так или иначе будут связаны с легендами. Сюда можно организовать экскурсии для взрослых и детей. А для того, чтобы маршруты стали более интересными, можно создать отдельные площадки, где во время проведения экскурсий будут размещаться актеры в костюмах сказочных персонажей. Также на этой почве можно организовать интересные квесты, которые позволят посетителям хотя бы на время стать не простыми зрителями, а непосредственными «участниками событий».

Все это позволит создать запоминающийся и уникальный в своем роде образ города Сортавала, благодаря чему можно рассчитывать на усиление туристического потока из других регионов. Ведь, как показывает практика, путешественники очень любят подобные места и после возвращения из поездки начинают активно рекомендовать их своим знакомым. Да и туристическим фирмам легче организовывать поездки в такие места. Ведь работникам подобных компаний наличие необычных локаций помогает «завлечь туристов». Кроме того, тематические зоны дадут местным жителям еще один повод для гордости за свою землю [2].

Музей

Особое внимание в предстоящем проекте требуется уделить музею, т.к. в перспективе он может стать настоящим центром всей этой «сказочной культуры». В перспективе здание можно использовать для проведения различных встреч и фестивалей. Это позволит привлечь к городу внимание новых путешественников, ведь люди любят проводить время в компании своих единомышленников.

Справедливости ради следует отметить, что нечто подобное в Сортавале уже есть, однако экспозиций этих культурных заведений явно недостаточно для решения поставленных в проекте задач.

Здание музея обязательно должно располагаться на берегу Ладожского озера, в живописном районе города. Ведь с этим водоемом связано множество мифов и преданий различных народов не только России, но и мира. Кроме того, практика показывает, что культурные заведения, которые расположены в красивых местах, люди посещают намного охотнее.

Внутри обязательно следует расположить коллекцию различных экспонатов и артефактов, которая будет посвящена карельским мифам и легендам (например, местные амулеты, фигурки различных персонажей, тематические композиции и пр.).

Здание музея должно быть оформлено соответствующим образом. Тут два основных варианта. Первый – сделать здание в виде традиционной карельской избы, только в более расширенном формате. Второй – взять современный дом, но при этом украсить его различными рисунками, фресками и пр. Первый вариант здесь считается более предпочтительным.

Логотип

Для продвижения бренда «Сортавала – Карельская сказка» обязательно требуется создать качественный и красивый логотип. Предпочтительно чтобы на нем изображалась жар-птица (т.к. этот персонаж у любого русского человека уже ассоциируется с чем-то сказочным и старинным). Надпись на логотипе должна быть несколько измененной версией традиционного славянского шрифта. Это сделает ее более читабельной для современного человека. Но при этом смотря на нее люди уже будут ощущать сказочную атмосферу, что будет способствовать повышению привлекательности логотипа. Также это будет выгодно выделять данный знак среди его аналогов.

Сам логотип должен быть выполнен в ярких тонах. Это сделает его более заметным. Кроме того, в цвета можно вложить определенный смысл. Например, красный – символизирует силу и энергию. Оранжевый – радость. После проработки логотип можно будет помещать на различные места (начиная от зданий и заканчивая туристическими автобусами).

Реклама

Для рекламы можно использовать традиционные инструменты. Например, на телевидение следует запустить несколько роликов, рассказывающих о «Карельской сказке». Это позволит охватить огромную целевую аудиторию из различных регионов. Также потребуется запустить и онлайн-рекламу. Ее можно размещать в различных сообщества социальных сетей и мессенджеров, которые посвящены туризму, походам и пр. Можно располагать рекламные вставки на популярных интернет-порталах.

Не следует пренебрегать и наружной рекламой (баннерами и пр.), а также рекламой на радио. Это позволит увеличить охват аудитории.

Главная цель рекламной компании – увеличить число туристов, приезжающих в город Сортавала и повысить общую привлекательность этого места для широких слоев населения.

Фестиваль

Для того чтобы закрепить у людей понятие того, что Сортавала – это именно «Карельская сказка», следует организовать проведение фестиваля. Назвать его можно «Сказочная Карелия». Проводить такое мероприятие лучше ежегодно. Это позволит закрепить результат и привлечь к городу новых туристов.

В рамках фестиваля можно проводить:

  1. Развлекательная программа. Здесь все по стандарту, но только со сказочным подтекстом. Например, на фестивале можно организовать музыкальные выступления, театральные представления, цирковые номера и пр. Как вариант – проведение исторической реконструкции, основанной на местной культуре (практика показывает, что людям нравится такой формат «изучения истории»).
  2. Мастер-классы. Уезжая с фестиваля многие люди хотят увести с собой не только яркие воспоминания, но и какие-то материальные ценности. Для этого можно организовать различные мастер-классы (например, по гончарному или кузнечному делу). В этом случае туристы под контролем опытных ремесленников будут получать новые для себя навыки. А вещи, изготовленные таким образом, еще долго будут напоминать им и их знакомым об одном сказочном карельском городе.
  3. Выставочные залы. Здесь можно разместить различные произведения искусства, предметы быта местных народностей и пр. В идеале следует организовать в таких зонах интерактивные вставки. Так людям легче будет воспринимать информацию.
  4. Фудкорт. Люди будут приезжать на фестиваль в первую очередь для того, чтобы поближе познакомиться с местной культурой. Как нельзя лучше этому способствует карельская кухня. Ведь здесь есть множество различных вкусных блюд, которые неизвестны основному числу россиян (не говоря уже про гостей из-за рубежа).
  5. Детский уголок. Так как мероприятие имеет в первую очередь «сказочный подтекст», логично предположить, что многие гости будут приезжать на фестиваль со своими детьми. Поэтому для маленьких посетителей следует организовать отдельную зону. Здесь могут работать аниматоры в костюмах сказочных персонажей, а также педагоги, артисты и пр. Все это позволит сделать пребывание детей на фестивале не только познавательным, но и веселым.

Также следует обязательно организовать торговые точки, где будут продаваться сувениры, связанные с местной культурой и преданиями [3] [4].

Заключение и выводы

Сортавала имеет огромный туристический потенциал. Нужно лишь правильно воспользоваться им. Современное состояние города пока оставляет желать лучшего. Поэтому грамотные изменения здесь просто необходимы. Они помогут привлечь к городу туристов со всех уголков России, а это, в свою очередь, будет способствовать и привлечению крупных инвестиций и, как следствие, качественному развитию самой Сортавалы.

Список литературы

  1. Научная электронная библиотека КиберЛенинка «Магия Сортавалы: пространственно-временные и культурные образы города» // [Электронный ресурс]. - Электрон. дан- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/magiya-sortavaly-prostranstvenno-vremennye-i-kulturnye-obrazy-goroda : (дата обращения:21.02.2024).
  2. Газета Ладога-Сортавала // [Электронный ресурс]. - Электрон. дан- Режим доступа: https://gazetaladoga.ru/3855-v-chjom-zaklyuchayutsya-perspektivy-razvitiya-sortavalskogo-rajona : (дата обращения:22.02.2024).
  3. Муниципальный архив Петрозаводска// [Электронный ресурс]. - Электрон. дан- Режим доступа: http://www.petrozavodsk-mo.ru/files/upload/Sortavala.pdf: (дата обращения:22.02.2024).
  4. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mojgorod.ru/r_karelija/sortavala/index.html: (дата обращения: 22.02.2024).
  5. Официальный интернет портал администрации Сортавальского муниципального района» // [Электронный ресурс]. - Электрон. дан- Режим доступа: http://xn----8sbaai9blupdjo.xn--p1ai/city/ekonomika_rayona/dokumenty_ekonomiki/ : (дата обращения: 23.02.2024).
  1. Открытая онлайн-энциклопедия Карелии.// [Электронный ресурс]. - Электрон. дан- Режим доступа: https://wiki-karelia.ru/articles/kultura-regiona/strit-art-proekt-nastennaia-istoriia-v-sortavala/: (дата обращения: 23.02.2023).
  2. Креативные проекты формирования и продвижения территориальных брендов областей РФ / К. А. Аржанова, О. А. Васильева, Г. В. Довжик, В. Н. Довжик. – Москва : ОнтоПр, 2022. – 226 с. – ISBN 978-5-00121-464-9. – EDN IORRVG.
  3. Васильева, О. А. Развитие территориального бренда на примере Самарской области / О. А. Васильева // Перспективы науки. – 2016. – № 8(83). – С. 25-28.

Интересная статья? Поделись ей с другими: