УДК 330

Выявление и анализ требований ключевых заинтересованных сторон компании

Белозерова Полина Дмитриевна – магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: В статье рассмотрено понятие заинтересованных сторон, их характеристика и интересы. Также автор рассматривает важные преимущества совместных усилий, предполагающие представительство как можно большего числа заинтересованных сторон. В работе представлены ряд способов выявления заинтересованных сторон. Автор акцентирует внимание на том, что анализ заинтересованных поможет компании решить, какие заинтересованные стороны могут иметь наибольшее влияние на успех или провал усилий, которые могут быть наиболее важными сторонниками, а какие могут быть наиболее важными противниками.

Ключевые слова: ключевые заинтересованные стороны, выявление, анализ, картирование, преимущества совместных усилий.

Заинтересованные стороны – это физические или юридические лица, которые обладают определенными ожиданиями в отношении результатов и деятельности конкретной организации. Заинтересованные стороны – это те, на кого могут повлиять усилия или которые могут повлиять на них. Один из способов охарактеризовать заинтересованные стороны – это их отношение к рассматриваемым усилиям.

Первичные заинтересованные стороны – это люди или группы, на которых могут непосредственно повлиять, положительно или отрицательно, усилия или действия организации. Ими могут быть владельцы, команда проекта, партнёры, клиенты [3]. В некоторых случаях основные заинтересованные стороны есть по обе стороны: регулирование, которое приносит пользу одной группе, может иметь негативные последствия для другой. Например, политика контроля арендной платы выгодна арендаторам, но может навредить арендодателям.

Вторичные заинтересованные стороны – это люди или группы, на которых косвенно, положительно или отрицательно, влияют усилия или действия организации. Ими могут быть инвесторы, конкуренты, органы власти, СМИ.

Ключевые заинтересованные стороны, которые могут принадлежать к любой из первых двух групп или ни к одной из них, — это те, кто может оказать положительное или отрицательное влияние на усилия или которые важны внутри или для организации, агентства или учреждения. Очевидно, что ключевым заинтересованным лицом может быть директор организации, но также и линейный персонал. Другими примерами ключевых заинтересованных сторон могут быть спонсоры, избранные или назначенные государственные чиновники, руководители предприятий или духовенство и другие общественные деятели, обладающие значительным влиянием [1].

Хотя интерес к усилиям или организации может быть просто интеллектуальным, академическим, философским или политически мотивированным вниманием, обычно считается, что заинтересованные стороны заинтересованы в усилиях или организации на основании того, могут ли они повлиять на них или подвергнуться их влиянию. Чем больше они выиграют или проиграют от этого, тем сильнее будет их интерес. Чем активнее они вовлечены в работу или организацию, тем сильнее их интерес.

Интересы заинтересованных сторон могут быть многочисленными и разнообразными. Некоторые из наиболее распространенных:

Экономика. Например, программа профессионального обучения может улучшить экономические перспективы для людей с низкими доходами.

Социальные перемены. Усилия по улучшению расовой гармонии могут изменить социальный климат для представителей как расового или этнического меньшинства, так и большинства.

Работа. Вовлечение работников в процесс принятия решений может улучшить трудовую жизнь и сделать людей более удовлетворенными своей работой [2].

Время. Гибкий график работы, программы помощи лицам, осуществляющим уход, отпуск по уходу за ребенком и другие меры, которые дают людям время для отдыха или заботы о жизненных делах, могут снять стресс и повысить производительность.

Среда. Защита открытого пространства, сохранение ресурсов, внимание к изменению климата и другие экологические усилия могут внести свой вклад в повседневную жизнь.

Физическое здоровье. Бесплатные медицинские услуги и другие подобные программы приносят явную выгоду людям с низкими доходами и могут улучшить здоровье населения.

Безопасность и охрана. Программы наблюдения или патрулирования, улучшение работы полиции в районах с высоким уровнем преступности, инициативы по обеспечению безопасности труда.

Самая важная причина выявления и понимания заинтересованных сторон заключается в том, что это позволяет привлечь их в рамках усилий. В большинстве случаев совместные усилия, предполагающие представительство как можно большего числа заинтересованных сторон, имеют ряд важных преимуществ:

  • выдвижение на обсуждение больше идей, чем было бы в случае, если бы разработка и реализация усилий были ограничены одной организацией или небольшой группой единомышленников;
  • различные точки зрения всех секторов и элементов затронутого сообщества;
  • одобрение и поддержка усилий со стороны всех заинтересованных сторон, делая их неотъемлемой частью разработки, планирования, реализации и оценки.
  • все заинтересованные стороны могут иметь право голоса в разработке усилий, которые могут серьезно их затронуть.
  • избавление от проблем, о которых компания не знает;
  • укрепление позиции, если есть оппозиция. Участие всех заинтересованных сторон имеет огромное значение с точки зрения политического и морального влияния.

создание связующего социального капитала для сообщества;

  • повышение авторитета организации;
  • увеличение шансов на успех усилий.

Независимо от цели усилий, выявление заинтересованных сторон и их интересов должно быть одним из первых, если не самым первым, пунктов повестки дня компании.

Анализ заинтересованных сторон (также называемый картированием заинтересованных сторон) поможет компании решить, какие заинтересованные стороны могут иметь наибольшее влияние на успех или провал усилий, которые могут быть наиболее важными сторонниками, а какие могут быть наиболее важными противниками. Получив эту информацию, компания сможет составить план взаимодействия с заинтересованными сторонами с разными интересами и разными уровнями влияния.

При выявлении заинтересованных сторон важно не ограничиваться очевидным. Бенефициаров, политиков и т. д. легко определить, тогда как косвенные эффекты – и, как следствие, вторичные заинтересованные стороны – иногда труднее увидеть. Учитывая это, существует ряд способов выявления заинтересованных сторон. Часто использование более чем одного дает наилучшие результаты: мозговой штурм; сбор категорий и имен у информаторов в сообществе (если они не могут принять участие в мозговом штурме); консультации с организациями, которые либо участвуют, либо участвовали в подобных усилиях, либо работают с населением или в проблемной зоне; получение больше идей от заинтересованных сторон по мере их выявления; если уместно, размещение рекламы.

Интересы заинтересованных сторон могут различаться. Компании не гадать, каковы интересы заинтересованных сторон. Большинство заинтересованных сторон будут более чем готовы рассказать, что они думают о потенциальных или текущих усилиях, каковы их проблемы и что необходимо сделать или изменить, чтобы решить эти проблемы.

Список литературы

  1. Банникова, Е. П. Методология определения ключевых стейкхолдеров и их требований / Е. П. Банникова // Хроноэкономика. – 2019. – № 1(14). – С. 19-22.
  2. Маклакова, С. С. Анализ состава и требований стейкхолдеров на различных стадиях жизненного цикла организации / С. С. Маклакова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 8-2(86). – С. 11-16. – DOI 10.23670/IRJ.2019.86.8.022.
  3. Черепко, Е. Д. Стейкхолдеры: понятие и классификация / Е. Д. Черепко // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Иркутск, 12 ноября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2023. – С. 75-78.

Интересная статья? Поделись ей с другими: