УДК 330

Анализ заинтересованных сторон / Картирование заинтересованных сторон

Белозерова Полина Дмитриевна – магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: В работе описан анализ заинтересованных сторон и управление заинтересованными сторонами. Заинтересованными сторонами проекта являются те, кто заинтересован в нем, либо те, кто его разрабатывает и осуществляет, либо те, на кого он влияет прямо или косвенно. Выявление и вовлечение заинтересованных сторон может стать важной частью обеспечения успеха усилий. Чтобы добиться участия и поддержки заинтересованных сторон, важно понимать не только то, кто является потенциальными заинтересованными сторонами, но и характер их заинтересованности в данной работе. Понимая это, компания сможет привлечь их к участию, решить их проблемы и продемонстрировать, какую пользу им принесут эти усилия.

Ключевые слова: заинтересованные стороны, анализ, картирование, участие, усилия.

Анализ заинтересованных сторон (картирование заинтересованных сторон) – это способ определить, кто из заинтересованных сторон может оказать наиболее положительное или отрицательное влияние на усилия, на кого эти усилия, скорее всего, больше всего повлияют, и как компании следует работать с заинтересованными сторонами с разными уровнями заинтересованности и влияния [2].

Большинство методов анализа или картирования заинтересованных сторон делят заинтересованные стороны на одну из четырех групп, каждая из которых занимает одно место в четырехмерной сетке (рисунок 1).

image001 

Рисунок 1. Картирование заинтересованных сторон.

Влияние на усилия от низкого к высокому проходит по линии снизу вверх, а интерес к усилиям от низкого к высокому проходит по линии слева направо. И влияние, и интерес могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от точки зрения рассматриваемых заинтересованных сторон. Линии, описывающие их, являются непрерывными, что означает, что люди могут иметь любую степень интереса от нулевого до максимально возможного, включая любые промежуточные точки.

Ключевые заинтересованные стороны обычно появляются в верхнем правом квадранте.

Цель такой диаграммы — помочь компании понять, какое влияние каждая заинтересованная сторона оказывает на организацию и/или процесс и потенциальный успех усилий. Эти знания, в свою очередь, могут помочь компании решить, как управлять заинтересованными сторонами – как организовать помощь тех, кто поддерживает компанию, как привлечь тех, кто может быть полезным, и как преобразовать – или, по крайней мере, нейтрализовать – тех, кто может начать испытывать негативные чувства.

Большинство сторонников этого метода анализа, похоже, исходят из предположения, что заинтересованные стороны, наиболее важные для успеха усилий компании, находятся в верхней правой части сетки, а наименее важные – в нижней левой.

Влияние и интерес могут быть как внутренними, так и внешними по отношению к организации или сообществу. В организациях и учреждениях, а также сообществах есть официальные и неофициальные лидеры, люди, занимающие должности, дающие власть или влияние, люди с обширными связями и т. д. большой контроль над тем, проводятся ли усилия так, как предполагалось, и, следовательно, над их эффективностью.

Управление заинтересованными сторонами

Анализ заинтересованных сторон полезен только в том случае, если он используется. Управление заинтересованными сторонами – это место, где встречаются анализ и практика. Это позволяет компании использовать анализ, чтобы получить поддержку.

Первым шагом в управлении заинтересованными сторонами является четкое понимание того, где в сетке находится каждая заинтересованная сторона. Кто-то, кто имеет как большой интерес, так и значительную власть над организацией и/или усилиями – например, спонсор или лидер подмандатной группы – будет помещен в верхний правый угол верхнего правого квадранта. Заинтересованные стороны, не обладающие ни властью, ни интересом, перейдут в нижний левый угол нижнего левого квадранта. Те, у кого есть разумное количество власти и интересов, окажутся в середине верхнего правого квадранта и т. д. В конечном итоге сетка будет заполнена именами заинтересованных сторон, занимающими различные места в каждом из квадрантов, соответствующие их уровням влияния, власти и интереса.

Следующий шаг — решить, кто нуждается в наибольшем внимании. В целом деловые люди, использующие эту модель, скажут, что компании следует тратить большую часть своей энергии на людей, которые могут принести наибольшую пользу, то есть на тех, кто обладает наибольшей властью. Наиболее важны влиятельные люди с наибольшими интересами, за ними следуют люди с властью и меньшими интересами [3]. Следующими идут те, кто находится в нижнем правом квадранте (высокие проценты, меньшая власть), а последними идут те, у кого низкий процент и низкая власть.

Другой способ взглянуть на управление заинтересованными сторонами и теми, кто может повлиять и на которые влияют рассматриваемые усилия заключается в том, что наиболее важные заинтересованные стороны - это те, кто пострадал сильнее всего. Некоторые из них, по крайней мере до начала работ, могут находиться в левом нижнем квадранте сетки. Они могут быть слишком заняты попытками выжить – финансово или физически – изо дня в день, чтобы думать о попытках изменить свое положение.

Таким образом управление заинтересованными сторонами зависит от того, какова цель привлечения заинтересованных сторон. Если цель состоит в том, чтобы мобилизовать поддержку усилий или изменения политики, то каждая группа – каждый квадрант сетки – требует одного вида внимания. Если цель в первую очередь – совместное участие, то каждый квадрант требует другого вида внимания.

Управление заинтересованными сторонами – поддержание их участия и поддержки – можно упростить с помощью анализа заинтересованных сторон, метода определения уровня их заинтересованности в усилиях и влияния на них. Получив эту информацию, компания сможет принять решение о соответствующем подходе для каждого человека и группы. В зависимости от целей усилий компания может сосредоточиться либо на тех, у кого наибольший интерес и влияние, либо на тех, на кого эти усилия больше всего влияют.

Как и в любой деятельности по построению сообщества, работа с заинтересованными сторонами должна продолжаться в долгосрочной перспективе, чтобы достичь уровня участия и поддержки, необходимого для успешных усилий.

Список литературы

  1. Раменская, Л. А. Управление заинтересованными сторонами в комплексных проектах / Л. А. Раменская, М. Д. Галимзянов // Beneficium. – 2022. – № 1 (42). – С. 16-25. – DOI 10.34680/BENEFICIUM.2022.1 (42).16-25.
  2. Скобелев, В. Л. Концепция методологии управления стейкхолдерами компании / В. Л. Скобелев // Петербургский экономический журнал. – 2021. – № 3. – С. 66-73. – DOI 10.24412/2307-5368-2021-3-66-73.
  3. Трусевич, В. А. Управление стейкхолдерами проекта / В. А. Трусевич // Студенческий вестник. – 2020. – № 23-4 (121). – С. 89-91.

Интересная статья? Поделись ей с другими: