УДК 33

Современное состояние взаимодействия органов государственной власти с населением в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Родичкин Никита Павлович – студент направления «Государственное и муниципальное управление» Государственного университета управления

Аннотация: Государственное управление в Российской Федерации представляет собой сложно структурированный механизм, отдельные элементы которого являются своеобразными центрами ответственности, в юрисдикции которых находятся те или иные сферы социально-экономической или общественно-политической жизни страны. Сложность механизма государственного управления в Российской Федерации обуславливается тем, что наша страна занимает первое место в мире по площади, а, следовательно, целью государственного управления является поддержание должного уровня эффективности работы представителей государственной власти даже в самых отдаленных населенных пунктах России. В этом контексте достаточно остро стоит вопрос организации механизма по эффективному взаимодействию между органами государственной власти и населением.

Ключевые слова: государственное управление, взаимодействие с населением, эффективность органов государственной власти, механизм публичного управления, перспективы развития органов государственного управления Российской Федерации.

Тема данной статьи посвящена изучению современного состояния взаимодействия органов государственной власти с населением в Российской Федерации посредством анализа современных проблем, а также выявления перспектив развития. Актуальность темы исследования подтверждается тем фактом, что в условиях современных реалий, когда население становится более инициативным и политически просвещенным, как никогда важно максимально подробно осветить основные виды деятельности и задачи, решаемые органами государственной власти. При подобном подходе, граждане смогут наглядно знакомиться со спецификой деятельности государственных служащих, а, следовательно, правильно для себя трактовать основные векторы работы.

Приведем определение государственной власти, после чего охарактеризуем основные проблемы и перспективы развития их взаимодействия с населением в Российской Федерации.

Мельникова О.В. в своей работе дает следующее определение государственной власти: «Государственная власть — вид публичной власти, которая представляет собой совокупность властных полномочий, урегулированных законом, реализуемых органами государства, в отношении обеспечения жизнедеятельности человека в рамках социально-экономического, политического и правового пространства, утвержденного территориальными границами государства и строящихся на принципах организационного воздействия, контроля и регулирования» [1, с.82].

Общий смысл определения, представленного выше сводится к тому, что государственная власть нацелена на соблюдение конституционных норм, на основе которых должны выстраиваться любые правоотношения, возникающие с постоянной частотой. Кроме того, государственная власть, в случае, когда действующих законодательных и иных норм недостаточно для решения конкретного вопроса, вправе вносить поправки в законодательство, которые при этом не должны противоречить Конституции РФ. В этом контексте реализуется регулятивная функция государственной власти.

Поскольку, как уже отмечалось выше, Российская Федерации обладает обширными территориями, основную функцию взаимодействия с населением осуществляют органы местного самоуправления, которые «физически» ближе к народу. И в этом контексте существует ряд проблем, требующий внимания.

Первая проблема, на наш взгляд достаточно банальна и избита, но от этого не менее остра. Касается она непосредственного общения и обратной связи. У населения, по ряду объективных причин, сложилось четкое ощущение того, что, несмотря на позиционирование тезиса относительно «власти народа», в Российской Федерации органы государственной власти достаточно отдалены от рядовых граждан и их проблем. Иначе не было бы никакой необходимости в прямых линиях с Президентом Российской Федерации, которые проводятся ежегодно. В рамках прямых линий рядовые граждане обращаются с проблемами, которые должны были рассматриваться и решаться на уровне муниципалитета.

Русанова Д.Ю. отмечает, что для устранения подобной проблемы, в последние годы органами государственной власти проводятся мероприятия, связанные с повышением уровня прозрачности деятельности органов государственной власти, а также налаживанием взаимодействия с населением. Среди таких мероприятий автор отмечает: конференции, публичные слушания и прочие встречи с руководителями муниципалитетов. Однако, в рамках этой же статьи Русанова отмечает, что данные меры малоэффективны, поскольку обладают признаками формальности предпринимаемых мер. Автор уверена в том, что только путем совершенствования общественного контроля на уровне реализации решений государственных органов власти, можно существенно продвинуться в решении данного вопроса. Только подобным образом население сможет оценить свою реальную причастность в процессе осуществления деятельности государственными органами власти [2, с. 101].

Следующей немаловажной проблемой взаимодействия органов государственной власти и населения является антикоррупционная деятельность. Данная проблема, вероятно, одна из самых острых, поскольку предложение мер по искоренению коррупции, часто оборачивается в то, что придумываются и внедряются еще более изощренные схемы, которые по причине несовершенства законодательства, определенное время приносят положительный эффект их инициаторам.

Кроме того, в виду громких уголовных дел, связанных с хищением средств из государственного бюджета [3], а также взяточничеством высоких должностных лиц [4], некоторая часть российского населения сходится во мнении, что феномен власти является катализатором коррупции.  Победить коррупцию, пока алчные чиновники будут иметь доступ к решениям, принятие которых сулит им определенное денежное вознаграждение, достаточно сложно.

Учитывая тот факт, что Конституция Российской Федерации не содержит конкретных норм, в которых упоминалось бы о борьбе с коррупцией, а действующая система уголовного наказания за коррупционные преступления в России [5] не такая жесткая как в других странах [6], снова встает вопрос относительно важности общественного контроля, о котором уже говорилось выше в рамках описания обратной связи и взаимодействия государственных органов власти с населением.

Как нам представляется, наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией связаны с гражданским обществом и деятельностью общественных организаций. К сожалению, данные институты в нашей стране пока не способны в полной мере выполнять функции по регулированию такого стратегически важного вопроса.

Особое значение для оценки антикоррупционной деятельности субъектов, осуществляющих публичные полномочия органов, должно придаваться контролю со стороны общественных институтов гражданского общества, в том числе, организациям и физическим лицам. Именно посредством отчетов, которые предоставляют органы государственной и судебной власти по результатам своей работы, можно судить о качестве выполняемой ими деятельности и определении негативных тенденций при реализации поставленных перед ними задач.

Роль общественного контроля также проявляется во внушении среди обывателей мнения относительно недопустимости использования коррупционного инструментария в процессе решения любой проблемы. Общественный контроль осуществляется уполномоченными на то субъектами. Данный вид контроля вправе только передавать информацию в органы государственной власти, которые на основе этой информации уполномочены принимать решения.

Как нам кажется, данные мероприятия не способны в полной мере нивелировать коррупционное влияние. Важно, в первую очередь, изменить отношение людей к коррупционным проявлениям. Невозможно искоренить коррупцию в обществе, большая часть населения которого дает взятки и откаты для решения своих самых разнообразных вопросов.

Необходимо, как в некоторых развитых азиатских странах, придать коррупции статус неприемлемости на обывательском уровне, чтоб в подсознании людей срабатывал механизм, не допускающий применение коррупционных схем и инструментов. Например, в Китае. Следует отметить, что здесь главенствует авторитарный режим правления государством, в связи с этим к коррупционерам применяются очень жесткие меры, в том числе два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и отсрочкой до двух лет. Несколько по другому пути пошел Гонконг. Коррупцию там пытаются искоренить не страхом, а гражданской активностью. Объявлена гласность и свобода слова гражданскому населению, а также средствам массовой информации, в опубликовании и придании гласности совершаемых или совершенных фактах коррупции.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в условиях современных реалий, основной проблемой взаимодействия органов власти с населением в Российской Федерации является низкий уровень открытости, а также формальный характер участия граждан в реализации отдельных решений, носящих стратегическое значение. Решить данные проблемы можно только посредством планомерного развития института общественного контроля, который бы выступал в рамках контролирующего субъекта и обеспечивал бы эффективность деятельности органов государственной власти.

Список литературы

  1. Мельникова О.В. Государственная власть: вопросы теории // Вестник СГЮА. 2022. № 2 (145). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-vlast-voprosy-teorii (дата обращения: 23.02.2024).
  2. Русанова Д.Ю. Проблемы взаимодействия органов муниципальной власти и населения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-organov-munitsipalnoy-vlasti-i-naseleniya (дата обращения: 23.02.2024).
  3. Сайт. URL: https://www.interfax.ru/story/65
  4. Сайт. URL: https://www.rbc.ru/politics/13/07/2023/64b011a39a7947a026da22d6.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/6411e005f539b666d6f360f202cb7b1c23fe27c3/.
  6. Сайт. URL: https://rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: