УДК 33

Создание эффективного механизма подготовки государственных служащих как предпосылка повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением в Российской Федерации

Родичкин Никита Павлович – студент направления «Государственное и муниципальное управление» Государственного университета управления

Аннотация: Государственная гражданская и муниципальная служба является важнейшей составляющей современного рынка труда как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Еще со времен Советского Союза профессиональная карьера, построенная в государственных и муниципальных структурах, являлась подтверждением интеллигентности, развитости и честности человека. С течением времени, учитывая советское наследие, а также экономические кризисы, вызывающие рост безработицы и прочих негативных для общества последствий, карьера в государственных и муниципальных структурах стала гарантом надежности и материальной стабильности населения. По этой причине, несмотря на ряд ограничений, соблюдение которых является обязательным для государственных и муниципальных служащих, профессия государственного служащего является популярной и в условиях сегодняшних реалий.

Ключевые слова: государственное управление, взаимодействие органов государственной власти с населением, государственный служащий, цифровое правительство.

Тема нашей статьи посвящена изучению создания эффективного механизма подготовки государственных служащих, который является предпосылкой повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением в Российской Федерации. Актуальность темы исследования подтверждается тем фактом, что подготовка государственного служащего, к коим относятся и представители государственной власти, является основой его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, навыки, полученные им в процессе обучения, в том числе коммуникативного характера, могут быть предпосылкой его эффективного взаимодействия с населением.

В первую очередь хочется отметить важность такой категории как кадровый резерв, который повышает процесс эффективного механизма подготовки представителей государственной власти.

Феномен кадрового резерва не является новеллой государственной гражданской и муниципальной службы. Напротив, можно сказать, что государственные структуры позаимствовали данную категорию у частных субъектов с целью повышения производительности труда сотрудников государственных и муниципальных структур. За счет кадрового резерва государственными органами планируется:

  1. Своевременное и грамотное обновление руководящего состава той или иной структуры.
  2. Привлечение высококвалифицированных специалистов к государственной и муниципальной службе. Это позволит повысить профессиональную планку в том числе и действующих (штатных) специалистов, которые по различных объективным или субъективным причинам могли частично или полностью утратить профессиональные навыки (профессиональное выгорание и т.д.).

Включение того или иного специалиста в кадровый резерв возможно только при соответствии его кандидатуры основаниям, прописанным в законе [1].

Чаще всего, формирование кадрового резерва в органы государственной и муниципальной службы происходит на основании результатов конкурса, проводимого той или иной государственной структурой. В рамках подобных конкурсов оцениваются профессиональные навыки и теоретические знания кандидата, а также оценка их соответствия вакантной должности. Разумеется, все основные положения по проведению конкурса заранее определены и не могут быть нарушены. В противном случае результаты конкурса могут быть признаны недействительными и аннулированы. При отборе кандидатов Руководитель соответствующего отдела государственной или муниципальной структуры должен руководствоваться Единой методикой проведения конкурсов [2].

В рамках получения степени бакалавра по специальности государственное и муниципальное управление согласно ФГОСу, выпускники должны обладать следующими компетенциями:

  • способность к коммуникации в устной и письменной формах для выстраивания межличностного и межкультурного взаимодействия;
  • способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
  • способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации;
  • способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;
  • способность к взаимодействию в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению [3].

Как мы видим, большинство из требований, перечисленных Корниловой Н.С. в своей работе после анализа ФГОС, касаются развития в обучающихся такой общей категории как коммуникация и взаимодействия. К слову, вся современная система высшего образования нацелена на создание эффективного механизма по обеспечению взаимодействия и коммуникации по самым разнообразным вопросам и основаниям.

Среди основных проблем, о которой чаще всего исследователи является недостаточная цифровая обеспеченность как общей сферы государственного и муниципального управления, так и образовательно-педагогического процесса.

Цифровизация – это процесс, который предполагает использование цифровых технологий и оцифрованных данных для трансформации бизнеспроцессов, бизнес-моделей, бизнес-операций. За относительно короткий срок цифровизация проникла в повседневную жизнь каждого человека. Сложно представить современные услуги и процедуры, которые бы невозможно было произвести онлайн.

Развивая эту тему, авторы Волков И.С. и Реут Д.В. отмечают: «Формированию цифрового правительства препятствует низкая цифровизация услуг и отсутствие решений на основе данных, особенно в контексте «умных городов» и «цифровых регионов». Отсутствие взаимодействия между разными уровнями власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях приводит к несбалансированности в использовании цифровых технологий. Большинство муниципалитетов не имеет достаточных средств для финансирования проектов по цифровизации и полагается на региональные и федеральные взносы» [4].

Как можно судить из абзаца, представленного выше, обширность российских территорий и удаленность отдельных населенных пунктов от центра как физическая, так и технологическая, являются причинами низкой цифровизации государственных и муниципальных услуг. Кроме того, проблема финансирования также является наиболее актуальной для сферы цифровизации, поскольку подобные мероприятия отличаются дороговизной, особенно при планировании качественной перестройки существующих процессов из традиционной формы в инновационную.

Последовательные действия в области развития ИКТ в подготовке государственных и муниципальных служащих позволит решить проблему с недостаточно высоким уровнем профессиональной квалификации специалистов, и, следовательно, снизить количество ошибок, совершаемых государственными и муниципальными служащими.

Основная проблема современного местного самоуправления достаточно емко описана в работе Казанцевой О.Л., касающаяся отсутствия государственного финансирования в вопросе информирования населения 21 9 21 32 посредством различных информационных систем, являющихся действенным инструментом цифровой среды: «Население нужно информировать о возможности участия в системе самоуправления, оно должно знать механизмы и формы такого участия. Важна хорошо налаженная «обратная связь», чтобы у граждан сохранилась вера в открытость и доступность власти, возможность изменений к лучшему. Участие органов местного самоуправления в работе в информационных систем по сути является государственным полномочием, которое государством не финансируется. В такой ситуации органам местного самоуправления приходится направлять собственные ресурсы на решение государственных задач в ущерб вопросам местного значения» [5].

Указанный выше абзац красноречиво свидетельствует о том, что глобальной проблемой перехода на цифровой формат, является слабая материальная подкованность, особенно сильно проявляющаяся в государственном и местном управлении.

Решение данной проблемы достаточно примитивно и банально, но от этого не менее эффективно – должное финансирование со стороны государства. Данный факт и является основной тенденцией развития местного самоуправления в условиях цифровой среды.

Согласно Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и ее подпрограмме «Цифровое государственное управление» уже к 2024 году предусматривается 70% взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными и муниципальными органами, бюджетными учреждениями в цифровом виде» [6].

По итогам реализации данной концепции можно будет с уверенностью судить об эффективности предложенных мер по цифровизации образовательного процесса по подготовке кадров для государственной гражданской и муниципальной службы.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в условиях современного образовательного процесса в Российской Федерации, процесс подготовки представителей государственной власти в качестве одной из основных целей позиционирует налаживание эффективного механизма обратной связи с населением, который не может существовать без соответствующих цифровых преобразований государственного и муниципального управления.

Список литературы

  1. Пугачева Наталья Владимировна КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ // Государственная служба. 2022. № 3 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovyy-rezerv-gosudarstvennogo-organa-problemy-effektivnosti-ispolzovaniya (дата обращения: 23.02.2024).
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕот 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102466514
  3. Корнилова Наталья Сергеевна Возможности подготовки государственных и муниципальных служащих на разных этапах профессионального становлении // Вестник экспертного совета. 2019. № 1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-podgotovki-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih-na-raznyh-etapah-professionalnogo-stanovlenii (дата обращения: 23.02.2024).
  4. Волков И.С., Реут Д.В. ЦИФРОВИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ // International Journal of Open Information Technologies. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-munitsipalnom-i-gosudarstvennom-upravlenii/viewer
  5. Казанцева О.Л. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДИТ «В ЦИФРУ» // Российско-азиатский правовой журнал. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-samoupravlenie-perehodit-v-tsifru (дата обращения: 23.02.2024).
  6. Бабаева Д.Г. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки. 2020. № 5 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 23.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: