УДК 33

Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере торговли

Короткова Ольга Валерьевна – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Гражданско-правовых дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации                                                

Аннотация: В статье проанализированы вопросы важности стабильного и устойчивого развития торговых предприятий, их конкурентоспособности, грамотной организации коммерческой деятельности малых и средних предприятий в сфере розничной торговли и постоянной работы по повышению их эффективности. Также отмечается, что в современных рыночных условиях предприятия малого и среднего бизнеса бесспорно играют большую роль в национальной экономике, в том числе в процессе поддержания безопасности предпринимательской сферы, поскольку определяют темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения.

Ключевые слова: торговые предприятия, экономика, бизнес, национальная экономика, розничная торговля, эффективность. 

Эффективно и грамотно организованная коммерческая деятельность торговой организации или предприятия всегда была залогом сбалансированного развития, стабильности и хороших конкурентных позиций. Для предприятий российского малого бизнеса вопросы управления и продуманной организации всех сторон и элементов коммерческой активности в нынешних экономических условиях наиболее важны и актуальны.

Как отмечает в своих работах экономист Боргардт Е. А., сегодня конкурентоспособность и инновационность коммерческого потенциала российского сектора малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) определяется не только качеством товаров и услуг, но и качеством используемых информационных технологий и бизнес-моделей [1]. Так, к 2024 году планируется возрастание доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 32,5 процентов, и, кроме того, ожидается рост экспортной доли субъектов МСП (учитывая и долю ИП) в общем объеме товарного несырьевого экспорта до пятнадцати процентов [6].

В настоящее время в процессе движения товаров от изготовителей к потребителям конечным звеном, которое замыкает цепь хозяйственных связей, является розничная торговля.

Безусловно, предпринимательская деятельность малого предприятия в розничной торговле – это деятельность предприятия, направленная на решение специфического комплекса задач. Щеглова Л.В. в своих статьях указывает на то, что в сфере розничной торговли традиционно наблюдается повышенная интенсивность труда наряду с достаточно низкой доходностью и ограниченной ресурсной базой, в этом сегменте тяжело внедряются новейшие технологии и всегда присутствуют конкурентные риски [5].

МСП бесспорно играет большую роль в национальной экономической жизни, в том числе в процессе поддержания безопасности предпринимательской сферы [2]. Данный сектор во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения. Значимость малого предпринимательства для российской экономики проявляется в следующем:

  • МСП формирует важную для торгово-производственной сферы конкурентную атмосферу, моментально реагируя на смену конъюнктуры рынка и обеспечивая необходимую для выживания в рыночных реалиях мобильность, а также влияет на успешное развитие производственной кооперации;
  • МСП способствует борьбе с безработицей и повышению доли официально трудоустроенного населения, создавая дополнительные рабочие места и для высококвалифицированных специалистов;
  • МСП лучше и бережнее вписывается в местную экологическую нишу, максимально эффективно используя добываемые поблизости сырьевые ресурсы и отходы местных производств;
  • МСП занимает те сегменты рынка, которые не охватывают субъекты крупного бизнеса.

Особо следует отметить, что с увеличением и расширением сферы МСП в России постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке МСП, по предоставлению его субъектам налоговых льгот, но в действительности, состояние его развития все еще остается неудовлетворительным [4].

К преимуществам МСП по сравнению с крупным бизнесом следует отнести: высокую гибкость, быструю окупаемость затрат, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда, мобильность, динамизм, незначительные управленческие расходы. Однако, в сфере розничной торговли МСП свойственны следующие недостатки: большой коммерческий риск; трудности в проведении самостоятельной независимой ценовой политики; сложности в получении кредита и налаживании рекламы; высокая зависимость от уровня инфляции; недостаточная цифровизация, ослабляющая динамизм данной сферы [3].

Для рынка работ, товаров и услуг в нашей стране характерен достаточно высокий уровень конкуренции, частые изменения условий и обстоятельств коммерческой деятельности организаций и предприятий. Поэтому такая деятельность должна становиться достаточно динамичной, чтобы отвечать переменам, происходящим в технологическом оснащении, развитии ресурсной базы или кругообороте капитала.

Список литературы

  1. Боргардт Е. А. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия / Е. А. Боргардт // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013 – № 1, с. 52.
  2. Короткова О. В. Правовое регулирование безопасности предпринимательской деятельности: учебное пособие / О. В. Короткова, М.: РУСАЙНС: 2022, с. 75.
  3. Позмогов А. И. Цифроваятрансформация российского бизнеса: монография под редакцией А. И. Позмогова // М.: КноРус, с. 12.
  4. Широков Б. М. Малый бизнес. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496 с.
  5. Щеглова Л. В. Особенности коммерческой деятельности малых предприятий в сфере розничной торговли / Л. В. Щеглова. – Текст: электронный // NovaInfo, 2017. № 58 – С. 208.
  6. Национальные проекты. Малое и среднее предпринимательство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: static.government.ru. media/files (дата обращения 15.09. 2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: