УДК 339.543

Институт уполномоченного экономического оператора: проблемы развития

Валюкевич Екатерина Юрьевна – студент кафедры Управления Технологического университета им. А.А. Леонова

Москаленко Оксана Александровна – доцент кафедры Управления Технологического университета им. А.А. Леонова

Аннотация: В данной статье рассматриваются сущность уполномоченных экономических операторов. Обсуждается их роль в мировой торговле и подчеркивается их важность, так как высокоразвитый институт уполномоченных экономических операторов является фундаментом для внешнеэкономической активности крупных компаний, регионального развития и международного торгового сотрудничества. Анализируются основные требования, предъявляемые к претендентам-участникам внешнеэкономической деятельности  и преимущества наличия данного статуса. Также выделяются некоторые барьеры, препятствующие на пути развития института уполномоченных экономических операторов и их широкому распространению в Российской Федерации. В статье также приводятся предложения по преодолению этих проблем.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, Таможенный кодекс ЕАЭС, проблемы, перспективы развития.

С каждым годом мировая торговля увеличивается также как и количество участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), в связи с этим перед государствами стоит задача обеспечение безопасности в международной цепи поставок товаров. Данная функция неотделима от развития и совершенствования института уполномоченного экономического оператора (далее УЭО), так как данный институт является интегральной частью законодательства стран-членов и предполагает представительство интересов как государства в лице таможенных органов, так и бизнес-структур [5].

УЭО – это особая категория участников ВЭД, которым предоставляются различные преференции и упрощения при совершении таможенных операций и таможенного контроля ввиду их соответствия определенным критериям и требования. Наличие этого статуса у участника ВЭД является признанной аккредитацией в странах-партнерах, спрос на которую растет с каждым днем [3].

Концепция уполномоченного экономического оператора была разработана Всемирной таможенной организацией (ВТамО) в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли в ответ на потребность в обеспечении безопасности международных цепей поставок после террористических действий в мире. Главными целями являются укрепление безопасности международной торговой цепи и поддержка законной торговли участников внешнеэкономической деятельности. Инициатива подразумевает, что деятельность компаний, работающих по данной модели, регулируется ВТамО, а сами участники пользуются специальными льготами и упрощениями. Для государства данные компании представляют собой определенный круг проверенных лиц с хорошей репутацией [5].

На территории Евразийского экономического союза данный термин появился в 2010 году в Таможенном кодексе Таможенного Союза. Получить статус УЭО мог исключительно декларант и для него было предоставлено только 4 упрощения, поэтому в 2018 году в связи с вступлением в силу Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза статус уполномоченного экономического оператора претерпел серьезные изменения [1].

Таким образом, на данный момент получить статус УЭО могут не только декларанты, но и таможенные перевозчики, таможенные представители, владельцы таможенных складов и складов временного хранения [4].

Всего существует 3 типа УЭО:

  1. Тип I упрощает «выпуск до подачи декларации»;
  2. Тип II упрощает складские операции (доставка, хранение, работа на складе УЭО и т.д.);
  3. Тип III сочетает в себе упрощения для I и II типа одновременно.

Основным преимуществом наличия статуса УЭО у участника ВЭД является то, что он относится к категории низкого уровня риска, исходя из этого снижается вероятность применения мер таможенного контроля и они переносятся на этап после выпуска товара. Это, в свою очередь, способствует сокращению временных затрат на выполнение таможенных операций при декларировании товара и позволяет значительно снизить административную нагрузку на компанию [3].

Чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора, предприятия должны удовлетворять всем установленным требованиям безопасности, изложенным в Рамочных стандартах, и соответствовать всем критериям правовой базы, включающей таможенное законодательство. Условия для получения статуса УЭО на территории ЕАЭС следующие:

  1. Внешняя экономическая или таможенная деятельность должна осуществляться не менее 3-х лет (за исключением таможенного перевозчика, для которого этот срок составляет 2 года);
  2. Отсутствие неоплаченных обязательств по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым и компенсационным пошлинам, пени и процентам во всех странах-членах.
  3. Отсутствие налоговой задолженности в стране-члене в соответствии с налоговыми законами.
  4. Отсутствие административных правонарушений в течение года до подачи заявления в таможенные органы во всех странах-членах.
  5. Отсутствие уголовных преследований в отношении физических лиц, представляющих страны-члены (акционеры с долей участия 10% или более, учредители, руководители, главные бухгалтеры) за определенные преступные деяния в период до регистрации заявления.
  6. Наличие системы учета товаров, предоставляющей доступ (включая удаленный) таможенным органам к такой информации.

Для получения свидетельств II и/или III типа необходимы следующие условия:

  1. Финансовая стабильность.
  2. Наличие в собственности, управлении или аренде зданий, помещений (частей помещений) и/или открытых площадок.
  3. Соответствие требованиям к зданиям, помещениям, открытым площадкам, идентификационным средствам, транспортным средствам и сотрудникам.

Также для получения свидетельства III типа участник ВЭД должен быть зарегистрирован в качестве УЭО не менее 2-х лет с выдачей свидетельств I и/или II типов [2].

Заключение международных соглашений о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора другими странами, помимо государств-членов ЕАЭС, также имеет большое значение. В 2022 году Федеральная таможенная служба России подписала протокол о взаимном признании этого статуса с Главным таможенным управлением Китая, а в 2023 году – с Таможенной администрацией Ирана и Государственным таможенным комитетом Узбекистана. В настоящее время ведутся переговоры о взаимном признании данного статуса с Индией и Таджикистаном. Этот шаг важен для расширения области применения упрощений для УЭО и повышения интереса компаний к этому статусу [3].

Переходя к проблемным вопросам, стоит уточнить, что для получения свидетельства I типа и возможностями пользования льготами, участник ВЭД должен предоставить гарантию выполнения обязательств УЭО в размере не менее 1 млн. евро. Из этого следует, что иметь данный статус может только крупная компания. Одним из возможных решений для уплаты обеспечения является предоставление беспроцентного кредита или кредита под низкую процентную ставку. Таким образом, у малого бизнеса появляется возможность обеспечить свои обязательства за счет заемных средств и собственных средств благодаря росту из-за приобретенного статуса и постепенно по мере своего развития вернуть их государству [1].

Следующая проблема заключается в том, что в настоящее время электронное заявление и электронная декларация на товары не связаны друг с другом в информационной системе таможенных органов и обрабатываются как два разных документа. Это усложняет работу сотрудников таможни: они должны открывать и закрывать документы, а также искать информацию, поскольку система не поддерживает одновременное открытие нескольких документов. Тем самым все это только увеличивает продолжительность контроля и ведет к лишним временным затратам участников ВЭД, поэтому необходимо усовершенствовать и оптимизировать продукты таможенной службы [4].

Заключительная проблема состоит в системе учета товаров для УЭО, так как она вызывает опасения у некоторых потенциальных операторов, поскольку не каждый участник ВЭД готов полностью открыть свою отчетность. Однако применение этой системы является одним из ключевых инструментов для подтверждения добросовестности УЭО, поэтому ее функционирование абсолютно необходимо. Дальнейшие послабления для УЭО могли бы стать стимулом и весомым аргументом для использования таких систем [1].

Таким образом, были рассмотрены некоторые проблемы, связанные с работой уполномоченных экономических операторов, и предложены пути их решения на основе зарубежного опыта развитых стран. Важно отметить, что институт УЭО является неотъемлемой частью таможенного дела, а его первоначальная цель, определенная Всемирной таможенной организацией – это безопасное и надежное функционирование международных цепочек поставок товаров – может быть достигнута посредством дальнейшего стимулирования со стороны стран-членов ЕАЭС в отношении их компаний для получения статуса УЭО. Основным стимулом для этого является возможность максимального сокращения расходов и оптимизации поставок.

Список литературы

  1. Дроздова, О. К. Проблемы развития института уполномоченного экономического оператора / О. К. Дроздова, А. С. Мыльников // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела: сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 11-12 мая 2023 года. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 145-148. – EDN YZPQQL.
  2. Николаева, Н. А. Изучение практики применения института уполномоченного экономического оператора / Н. А. Николаева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2022. – № 3 (41). – С. 47-54. – DOI 10.17122/2541-8904-2022-3-41-47-54. – EDN RDUTFB.
  3. Что такое уполномоченный экономический оператор [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/aeo/chto-takoe-upolnomochennyj-ekonomic.
  4. Шестакова, А. И. Экономические особенности функционирования института уполномоченного экономического оператора / А. И. Шестакова, Л. Г. Истомин // Внешнеторговая деятельность: новые правила в условиях неопределенности и рисков: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, Хабаровск, 10 мая 2023 года / Под редакцией З. С. Рудневой. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 102-107. – EDN RCLWZT.
  5. Authorised Economic Operator (AEO) Status: In-depth [Электронный ресурс]. – 2024. – Режим доступа: https://app.croneri.co.uk/topics/authorised-economic-operator-aeo-status/indepth.

Интересная статья? Поделись ей с другими: