УДК 33

Автомобиль как объект налоговых и таможенных сборов в РФ

Домарев Алексей Алексеевич – студент Северо-Кавказского федерального университета.

Волостников Михаил Евгеньевич – студент Северо-Кавказского федерального университета.

Паценко Ольга Николаевна – доцент кафедры финансов и кредита Северо-Кавказского федерального университета.

Аннотация: Актуальность данной статьи обусловлена важностью налоговых и таможенных сборов, взимаемых с владельцев транспортных средств, для региональных бюджетов субъектов Российской Федерации. Делается вывод, что чем больше будет поступлений транспортного налога, тем эффективнее региональные власти смогут осуществлять финансирование дорожно-ремонтных работ в регионах Российской Федерации, что приведет к повышению качества и пропускной способности автодорог.

Ключевые слова: Утилизационный сбор, таможенные пошлины, транспортный налог, ставки, налоговые поступления, автовладельцы, легковые автомобили.

Применение к автомобильному транспорту таможенных и налоговых сборов в Российской Федерации фактически начинается с момента попадания его в юридическое поле законодательства страны после пересечения им границы. В данный автомобиль начинает числиться в таможенных декларациях и становится объектом, с которого возможно собирать налог с владельца. Утилизационный сбор оплачивается при процедуре растаможивания транспортного средства (далее ТС). Данный сбор платят не только при ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации, но и в случае покупки транспортного средства у собственника, который по тем или иным причинам не произвел уплаты утилизационного сбора. Все эти нюансы прописаны в федеральном законе No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года [3]. Данный сбор взимается с владельца транспорта лишь 1 раз с целью соблюдения норм экологии, а также предназначается для последующей утилизации автомобиля. Это необходимо для защиты окружающей среды от вызванных загрязнений.

Каждому автовладельцу необходимо знать, что без уплаты утилизационного сбора он не сможет поставить свое ТС на учет в ГИБДД. В связи с уходом официальных представителей автоконцернов с российского рынка, многие рассматривают решение о покупке автомобиля за границей, а именно в США, Европе, Азии и его дальнейшей транспортировкой в Российскую Федерацию. Наиболее выгодные предложения по процессу транспортировки предлагаются на легковые машины, возраст которых составляет 3-5 лет.

Размер утилизационного сбора на автомобильный транспорт представлен в таблице 1.

Таблица 1. Размеры утилизационного сбора на автотранспортные средства

Категория и вид автомобиля (легкового)

Ставка налога (базовая) 20000 руб.

Новые автомобили до 3-ех лет

Автомобили старше 3-ех лет

k 1

Сумма, руб.

k 1

Сумма, руб.

Электромобиль (без гибридного двигателя)

0,17

3400 руб.

0,26

5200 руб.

Автомобиль легкового типа, предназначенный для личного пользования, в соответствии с объемом двигателя

менее 1000 кубических см

0,17

3 400 руб.

0,26

5 200 руб.

от 1000 куб. см, до 2000 куб. см

0,17

3 400 руб.

0,26

5 200 руб.

от 2000 куб. см, до 3000 куб. см

0.17

3 400 руб.

0.26

5 200 руб.

от 3000 куб. см, до 3500 куб. см

48,5

970 000 руб.

74,25

1 485 000 руб.

более 3500 куб. см

61,76

1 235 200 руб.

81,19

1 623 800 руб.

Ставка для легковых автомобилей, которые ввозятся физическими лицами (предназначены для отчуждения в течение 1 года, либо второй автомобиль за 1 год), объем двигателя:

менее 1000 куб. см

4,06

81 200 руб.

10,36

207 200 руб.

от 1000 куб. см, до 2000 куб. см.

15,3

306 000 руб.

26,44

528 800 руб.

от 2000 куб. см, до 3000 куб. см.

42,24

844 800 руб.

63,95

1 279 000 руб.

от 3000 куб. см, до 3500 куб. см

48,5

970 000 руб.

74,25

1 485 000 руб.

более 3500 куб. см

61,76

1 235 200 руб.

81,19

1 623 800 руб.

Где k 1 – это повышающий коэффициент – множитель, увеличивающий итоговое значение исходя из параметров автомобиля (возраст авто и мощность двигателя)

Кроме того при оформлении процесса таможенных сборов во внимание помимо утилизационного сбора принимается и таможенная стоимость (ТС), которая подразумевает стоимость автомобиля на границе, именно она принимается как база для расчета таможенной пошлины. Далее мы рассмотрим, как происходит расчет таможенных пошлина на машины сроком до 3-х лет (данные представлены в таблице 2).

Таблица 2. Размер таможенной ставки для автомобилей сроком до 3 лет (новых)

Цена автомобиля

Единая ставка (% от таможенной стоимости либо в Евро/1 куб.см рабочего объема двигателя)

менее 8 500 евро

54%, но не менее 2,5 Евро/1 куб.см

от 8 500 евро в эквиваленте до 16700 евро

48%, но не менее 3,5 Евро/1 куб.см

от 16 700 евро до 42 300 евро

48%, но не менее 5,5 Евро/1 куб.см

от 42 300 евро до 84 500 евро

48%, но не менее 7,5 Евро/1 куб.см

от 84 500 евро до 169 000 евро

48%, но не менее 15 Евро/1 куб.см

от 169 000 евро

48%, но не менее 20 Евро/1 куб.см

Составлено авторами на основании: [13]

Ставки, которые действуют на автомобили старше 3-х лет, представлены в таблице 3.

Таблица 3. Размен таможенной ставки на автомобили возрастом от 3 лет

Объем двигателя автомобиля, куб.см

Единая ставка, Евро/1 куб.см

Машины от 3-х до 5-ти лет

Машины от 5-ти лет и старше

менее 1000 куб.см

1,5 Евро/1 куб.см

3 Евро/1 куб.см

от 1000 куб.см, до 1500 куб.см

1,7 Евро/1 куб.см

3,2 Евро/1 куб.см

от 1500 куб.см, до 1800 куб.см

2,5 Евро/1 куб.см

3,5 Евро/1 куб.см

от 1800 куб.см, до 2300 куб.см

2,7 Евро/1 куб.см

4,8 Евро/1 куб.см

от 2300 куб.см, до 3000 куб.см

3 Евро/1 куб.см

5 Евро/1 куб.см

от 3000 куб.см

3,6 Евро/1 куб.см

5,7 Евро/1 куб.см

Составлено авторами на основании [12]

Кроме того каждому среднестатистическому владельцу транспортного средства предписано заплатить сбор за услуги по оформлению таможенных операций. Величина таможенных сборов утверждается постановлениями правительства РФ, и прописаны в 37 ФЗ «О таможенном регулировании» No 289-ФЗ [4].В таблице 4 представлены действующие ставки по таможенным сборам согласно принятому Правительством РФ постановлением от 26.03.2020 No 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» [5].

Таблица 4. Величина таможенных сборов за операции

Таможенная стоимость, руб.

Ставка сборов, руб.

до 200 тыс. включительно

775

200 - 450 тыс.

1 550

450 – 1 200 тыс.

3 100

1 200 – 2 700 тыс.

8 530

2 700 – 4 200 тыс.

12 000

4 200 – 5 500 тыс.

15 500

5 500 – 7 000 тыс.

20 000

7 000 – 8 000 тыс.

23 000

8 000 – 9 000 тыс.

25 000

9 000 – 10 000 тыс.

27 000

От 10 000

30 000

Составлено авторами на основании: [10]

Важно отметить, что после уплаты владельцем ТС всех необходимых пошлин и сборов он имеет право поставить его на учет в ГИБДД, а также может беспрепятственно управлять им, независимо от того, на ремонте ли оно, работает, используется самостоятельно или передано для сдачи в аренду. Главное, что автомобиль зарегистрирован и стоит на учете. Однако владельцу такого ТС, пересекшего границу, требуется пройти не только таможенные инстанции при регистрации автомобиля. Транспортное средство также попадает под надзор налоговых органов РФ, так как с каждой единицы ежегодно взимается транспортный налог, который рассчитывается специфически, соответственно с мощностью автомобиля. То есть взимаемый налог будет тем выше, чем мощность двигателя.

В таблице 5 представлены ставки по автобусам, автомобилям, грузовым автомобилям, мотороллерам и мотоциклам (кроме самоходного, гусеничного и пневматического транспорта) на примере Ставропольского края.

Таблица 5. Ставки налога на транспорт по Ставропольскому краю по состоянию на 2023 год

Объект налогоображения

Ставка (руб.) на 2023 год

Легковой автомобиль

 менее 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

7

более 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

15

более 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

36

более 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

75

более 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

120

Мотороллер и мотоцикл

менее 20 л.с. (до 14,7 кВт)

5

от 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)

9

от 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

23

Автобусный транспорт (автобусы)

менее 200 л.с. (до 147,1 кВт)

25

более 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

50

Грузовой транспорт (грузовой автомобиль)

менее 100 л.с. (до 73,55 кВт)

10

от 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110, 33 кВт)

30

от 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

40

от 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

50

от 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

70

Составлено авторами на основании: [9]

Ежегодно в бюджет Ставропольского края поступает около 2-х миллионов рублей транспортного налога от организаций и граждан, что играет огромную роль в формировании бюджета региона. В 21.11.2002 г в Ставропольском крае был принят закон No 52-кз, который фиксирует правила его оплаты [8]. Согласно закону зафиксирована обязанность юридических лиц производить оплату по налогу не позднее 28 числа первого месяца следующего квартала, ежеквартально но в случае с 2023 годом платеж в октябре должен быть совершен не до 28, а до 30 октября, так как 28 – это выходной день. Кроме ежеквартальных платежей юридическому лицу к последнему кварталу прибавляется общая сумма за год пользования ТС. Физические лица осуществляют платежи раз в год до 1 декабря, но за 2023 год платежи должны быть совершены не позднее 2 декабря 2024 года.

Необходимо отметить, что на основании 358 статьи Налогового кодекса РФ существуют транспортные средства, которые не попадают под налогообложение. К таким ТС относятся сельхоз. транспортные средства; автомобили, находящиеся в розыске; легковые автомобили, которые переоборудованы для граждан, имеющих инвалидность; машины с маленьким объемом двигателя, которые предоставляются органами соц. защиты населения; ТС, используемые для перевозки грузов и пассажиров, и другие [2].

Помимо транспортного налога автовладельцы премиальных транспортных средств будут вынуждены оплатить в бюджет налоги с повышенным коэффициентом в связи с так называемым «налогом на роскошь», который распространяется на дорогостоящее имущество. До 2022 года данный налог касался автовладельцев, чье транспортное средство превышало по стоимости 3 млн. рублей. Однако, с 1 января 2022 года порог перерасчета для повышения коэффициента был повыше до 10 млн. рублей [6]. Перечень автомобилей, попадающих под «налог на роскошь», определяется приказами Минпромторга РФ No 316, от 28.02.2014. В числе них такие марки как Audi, BMW, Bentley, Jeep, Porsche, Mercedes-Benz и другие. Владельцы автомобилей из данного перечня, в соответствии с 362 статьей Налогового Кодекса Российской Федерации, должны уплачивать налог с коэффициентом, умноженным на 3 [2].

Рассмотрев перечень налоговых и таможенных сборов на автомобильный транспорт за 2023 год напрашивается вопрос, выгодно ли приобрести ТС с учетом того, что граждане Российской Федерации переживают нелегкие времена, коронавирусная инфекция, санкционное давление на экономику, также ряд геополитических моментов. Но так или иначе, даже в самые сложные времена люди хотят упростить и оптимизировать свою жизнь и приобрести либо современный кроссовер, либо старый, но надежный универсал. В нынешней ситуации необходимо не увеличивать таможенную пошлину, которая отпугивает людей от приобретения автомобиля за границей, так как с учетом наценок цена ТС в разы превышает его стоимость покупки с другими странами.

В таблице номер 6 представлен объем налоговых поступлений по данному налогу, согласно отчету «О налоговой базе и структуре начисления по транспортному налогу за 2022 год» по Ставропольскому краю мотоциклам (кроме самоходного, гусеничного и пневматического транспорта).

Таблица 6. Объем поступлений налогов по уплате налога на транспорт, требуемых к сбору по состоянию за 2022 год

Название показателя

Значение, тыс. руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе:

2 022 571

Автомобили легковые с мощностью двигателя:

1 484 426

менее 100 л.с. (до 73,55 кВт)

178 646

более 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

455 395

более 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

246 000

более 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

261 532

более 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

342 853

При учете повышения коэффициента «3»

19 453

Мотороллеры и мотоциклы, двигатель мощностью:

9 198

менее 20 л.с. (до 14,7 кВт)

410

более 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)

1 269

более 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

7 519

Автобус, двигатель мощностью:

30 477

менее 200 л.с. (до 147,1 кВт)

23 178

более 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

7 299

Грузовой автомобиль, двигатель мощностью:

468 406

менее 100 л.с. (до 73,55 кВт)

19 869

более 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

111 440

более 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

17 785

более 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

91 350

более 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

227 962

Составлено авторами на основании: [11]

Далее определим долю транспортного налога в общих доходах бюджета Ставропольского края за 2022 год в таблице 7.

Таблица 7. Объем общего бюджетного налога, учитывая налог на транспорт, по состоянию на 2022 год (Ставропольский край)

Название показателя

Доля, %

Значение показателя, руб.

Общий доход в бюджет

100

232 182 552 059,44

Доходы по налогу и неналогу

49,99

116 065 204 777,26

Объем транспортного налога (без учета пневматического, гусеничного и самоходного транспорта)

0,87

2 022 571 000,00

Составлено авторами на основании: [14]

Можно сказать, что объем поступлений в бюджет по транспортному налогу довольно незначителен, тем не менее данные средства позволяют осуществить модернизацию, строительство и ремонт дорожной инфраструктуры и других объектов, относящихся к автодорогам России. Рассматривая транспортный налог, необходимо увеличить его собираемость в целом, а не пытаться привязать его к стоимости топлива, как это было сделано в Республике Беларусь. Включение транспортного налога в стоимость топлива может увеличить расходы автовладельцев, так как чем чаще эксплуатируется транспортное средство, тем больше плата и наоборот. Самое главное – это утрата льгот для ветеранов, инвалидов и аграриев из-за невозможности вычесть их льготы из стоимости топлива на 1 литр, что приведет к повышению стоимость топлива, которое последнее время и без налога имеет тенденцию на рост. Необходимо пересматривать транспортный налог со стороны его увеличения в целом, с учетом снижения повышающего коэффициента, который простимулирует не только приобретение новых дорогостоящих авто, но и повысит его собираемость с владельцев. Чем больше будет поступлений транспортного налога, тем эффективнее региональные власти смогут осуществлять финансирование дорожно-ремонтных работ в регионах Российской Федерации, что приведет к повышению качества и пропускной способности автодорог.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
  5. Постановление правительства РФ от 26.03.2020 № 342 (ред. от 06.05.2023) «О ставках и базе для исчислениях таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348846/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/
  6. Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 31805) // // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161386/
  7. Перечень Минпромторга по легковым автомобилям средней стоимостью от 10 миллионов рублей в 2023 году // Режим доступа: file:///C:/Users/Alex/Downloads/d15b8fe2-4a36-459a-b316-2b001b5c1a18.pdf
  8. Закон Ставропольского края от 27.11.2002 года № 52-кз «О транспортном налоге» // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
  9. Информационный портал «Ассистентус» [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://assistentus.ru/transportnyj-nalog/26-stavropolskij-kraj/
  10. Информационный портал «TKS» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tks.ru/auto/2000000008/
  11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn26/taxation/taxes/tr_ul/transport_fl/
  12. Официальный сайт «Универсальные грузовые решения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ucsol.ru/information/utilizatsionnyj-sbor
  13. Официальный сайт «meister-russia» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://meister-russia.ru/
  14. Официальный сайт «Министерства финансов Ставропольского края» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mfsk.ru/working/konsol-otchet