УДК 353.5

Водоснабжение населения и водоотведение: отдельные аспекты на примере Фурмановского муниципального района

Малышева Вера Владимировна – студент факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Аннотация: Данная статья посвящена изучению региональных систем водоснабжения и водоотведения, а также выявлению основных проблем и способов оптимизации систем водообеспечения в регионе на примере Фурмановского муниципального района. На основе изучения текущего состояния систем подачи и отведения воды необходимо предложить рекомендации по их развитию и улучшению работы для организации и обеспечения доступности качественных водных ресурсов конечным потребителям. В работе будут рассмотрены отдельные статьи по данной теме, а также нормативно-правовые акты в отношении водоснабжения и представлены сведения из средств массовой информации, на основе которых будет подведен итог и предложен ряд мер и программ для дальнейшего развития сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: водоснабжение, водоотведение, жилищно-коммунальное хозяйство, государственное и муниципальное управление, Фурмановский муниципальный район, Фурманов.

Введение

На сегодняшний день вопросы государственной политики в области развития технологий и улучшения качества подачи и отведения воды являются значимыми задачами для обеспечения нужд граждан в сфере хозяйственно-экономической деятельности. В Российской Федерации тема водоснабжения и водоотведения является одной из актуальных в связи с проблемами несовершенства систем подачи воды и устаревания используемых технологий, недостатка инвестиций в данную сферу, а также возникающих в результате нарушений и аварийных ситуаций, которые, в свою очередь, являются причинами экологических катастроф и ухудшения здоровья населения страны. В связи с этим, на основе изучения текущего состояния систем подачи и отведения воды предложить рекомендации по их развитию и улучшению работы для организации и обеспечения доступности качественных водных ресурсов населению на территории России. Для анализа будет рассматриваться Фурмановский муниципальный район Ивановской области.

Теоретические сведения по теме водоснабжения и водообеспечения

С.Ю.Теплых и соавторы [8] в своей работе на основе эмпирического анализа подтверждали особую важность и трудность моделирования систем водообеспечения. В частности, было обращено внимание на практическую сложность математического моделирования крупнопромышленных комплексов проведения воды из-за ограниченности информации о сетях водоснабжения и конечных потребителях «продукта». Тем не менее, такая проблема может быть сглажена за счет построения макромодели, для которой необходимо учитывать несколько факторов: сетевое районирование с множеством соединительных сетей, количество подключенных к централизованной системе конечных потребителей, а также параметры гидравлических режимов (при необходимости). Помимо этого, авторы в статье уточняли, что задачами моделирования, с практической точки зрения, являются следующие положения:

- экспертиза действующих на исследуемый момент систем обеспечения водой и ее отведения, в том числе научные изыскания, исследования и работы в отношении таких систем;

- обеспечение инженерных сооружений и прогнозирование работы при вводе в эксплуатацию новых систем подачи воды, а также управление данными системами;

- исследования оптимальных, экономически эффективных технологических решений в вопросах водоснабжения и водоотведения.

Далее необходимо обратить внимание на вопросы государственно-частного партнерства (в частности, концессионных соглашений) в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, Куртикова К.В. [6] в своей работе уделяет наибольшее значение проблемам заключения таких контрактов в сфере подачи воды. В частности, в качестве источников проблем, которые возникают после заключения договора, автор выделяет асимметрию информации в связи с ограничениями по тарифам и зависимостью уровня доходов от объема оказанных услуг, а также трудности с изменением контрактных условий после заключения концессионного соглашения. В дополнение к последнему положению выделяется трудность исполнения обязательств со стороны заказчика, а именно проблема инвестирования, возникающая при несоответствии обязательств по содержанию с организацией подачи воды и тарифными квотами.

Вопросам нормативного регулирования области водообеспечения посвящена работа Павлиновой И. И. [7], где обращается внимание на необходимость взаимодействия научного сообщества и публичного сектора для формирования правил водообеспечения с целью избежания неточностей в нормативных актах. Так, на данный момент отсутствуют типовые регламенты о принятии решений в области строительства водопроводных сетей, вместо которых следует руководствоваться разнообразными практиками, вошедшими в региональные нормативы. Данная ситуация, по мнению автора, вызывает проблему ограниченности применения развивающихся схем водообеспечения. Касательно мониторинга и контроля качества поступающей воды ситуация изменяется в лучшую сторону: за счет установления базовых требований, носящих рекомендательный характер, исполнитель в соответствии с заданием заказчика опирается на такие требования, при этом учитывая собственный опыт и квалификацию в исследуемой отрасли, что позволяет предоставить более качественный результат деятельности. Тем не менее, составление полноценного нормативного акта не представляется возможным без привлечения экспертов и проведения более детального анализа и сбора информации.

Обзор нормативно-правовых актов

Основным документом, регулирующим вопросы сферы водообеспечения, является Федеральный закон № 416 от 07.12.2011 (далее 416-ФЗ) [1]. В соответствии с его положениями, основными направлениями государственной политики являются обеспечение доступности и развития систем водоснабжения и канализации, содействие повышению качества очистных сооружений и энергетической эффективности, организация сетей централизованной подачи воды населению с усилением заинтересованности частного сектора в обеспечении общественного блага. Также данный закон определяет основные права и обязанности органов исполнительной власти в отношении рассматриваемой сферы. Так, в частности, для муниципалитетов, в соответствии с 416-ФЗ, установлены следующие полномочия в отношении водообеспечения: обеспечение населения горячей и холодной водой (при условии отсутствия организаций водоснабжения), определение схем водопроводных сетей на территории, в том числе принятие решений в отношении ввода объекта в эксплуатацию и вывода из нее, а также участие в определении программ по привлечению инвестиций в сферу водообеспечения и содействие их проведению. Таким образом, 416-ФЗ представляет собой совокупность основных положений в отношении регулирования и развития рассматриваемой сферы, которые носят комплексный характер.

Вторым нормативным актом, на который стоит обратить внимание, является постановление Правительства РФ № 644 от 29.07.2013, которое регулирует основные отношения в вопросах заключения контрактов по водообеспечению населения и применяемых мер в случае невыполнения договорных положений каждой из сторон [2]. В частности, в вопросах содержания договоров данный акт выделяет следующие положения, необходимые к учету и согласованию: сроки обеспечения подачи и отведения воды (а также оплаты по заключенному контракту), порядок контроля и мониторинга качества воды и состояния водоканалов, обязанности каждой из сторон (в том числе и конечных получателей услуг). Также рассматриваемое постановление устанавливает порядок учета поданной и принятой воды, канализационного соединения в централизованной системе водоснабжения и приписывает основные цели для организации учета поступающей и исходящей воды. В дополнение к основным нормам и требованиям, необходимым к исполнению сторонами договора, данный нормативный акт представляет описание основных типов систем централизованного водообеспечения: предназначенных непосредственно для бытовых нужд граждан или промышленной деятельности, ливневых водоканалов и комбинированных систем водоподачи и отведения.

Среди основных нормативных актов Фурмановского муниципального района, на основе которого будет строиться анализ современной среды сферы водоснабжения и водоотведения, стоит выделить несколько документов, о которых далее пойдет речь.

Во-первых, постановление администрации №1000 от 8 декабря 2016, в котором основное внимание уделяется вопросам организации порядка субсидирования коммунальным предприятиям, обеспечивающим общественные нужды в сфере водообеспечения и канализационного отведения [3]. Так, на основе установленных правил, организация должна быть функционирующей и не быть зарегистрированной за рубежом. В дополнение, для получения субсидии управляющей компании необходимо предоставить данные о кредиторской задолженности и выписку из реестра юридических лиц. Также в данном нормативном акте представлена формула для расчета субсидии, которую может получить организация, и основные сведения о предоставляемых коммунальным предприятиям субсидиях.

Во-вторых, постановление администрации №393 от 18 июня 2021 года [4], представляющее основную информацию об организации, гарантирующей обеспечение услуг водоснабжения и водоотведения, в соответствии с рассмотренным в предыдущей главе 416-ФЗ. Так, полномочия такой организации, в соответствии с постановлением, выполняют коммунальные предприятия «Водосеть» (в Иванковском сельском поселении и городе Фурманов), муниципальное учреждение «ЖКХ» по Фурмановскому муниципальному району (все сельские поселения, относящиеся к муниципалитету) и акционерное общество «Хромцовский карьер» (в территориальных границах Хромцовского сельского поселения).

Заключительным региональным нормативным актом, который стоит рассмотреть, является решение Совета №54 от 23 июня 2022 по передаче основных прав и обязанностей в отношении вопросов водообеспечения под ответственность местных органов власти (в отношении сельских территорий) [5]. Также документ представляет свод положений о предоставлении межбюджетных трансферт органам местного самоуправления в сельских поселениях по вопросам основных направлений для использования трансферт, информации по финансовым операциям за счет таких трансферт, а также ежеквартального отчета об их использовании.

Данные средств массовой информации

Несмотря на региональные меры поддержки коммунальных предприятий, в Фурмановском муниципальном районе существует ряд проблем, возникающих в процессе осуществления доведения воды до получателей и последующего ее отведения в водосток.

Так, основной проблемой является число аварий на трубопроводах в случае централизованной системы подачи воды, вследствие который более трети населения остается без доступа к водному ресурсу. Наиболее масштабные аварии произошли в 2018, 2022 и 2023 годах. Так, например, в октябре 2018 года отделом прокуратуры было заведено дело о нарушении обеспечением услугами водообеспечения населения в связи с аварийной ситуацией на головном водопроводе [10].

В конце апреля 2022 года из-за возникшей на водопроводе аварии жители микрорайона Возрождение были отключены от централизованной системы подачи воды до момента устранения проблемы [10].

За прошедший период 2023 года в городе Фурманов также произошло остановление подачи воды с конца февраля по начало марта в связи с утечкой воды на поврежденных участках водоснабжающей сети, в результате чего около 4 тысяч граждан остались без доступа к услугам воды [11]. В начале июня также наблюдалось отключение подачи воды, однако по причине проведения ремонтных работ [9].

Несмотря на основной недостаток обеспечения населения услугами воды, выраженный в систематическом приостановлении ее подачи из-за возникающих аварий, существует ряд положительных аспектов деятельности органов местного самоуправления, которые выражаются в своевременной реакции на возникающие чрезвычайные ситуации в отношении поврежденных систем водопровода.

Среди благоприятного воздействия органов муниципалитета стоит отметить принятие в мае 2023 года сети водопровода на баланс муниципального района. В частности, водопровод, соединяющий 4 улицы Фурманова не состоял на учете у коммунальной службы, в связи с чем был причислен к бесхозяйным объектам. Однако после судебного разбирательства органы местного самоуправления взяли водопровод под свой контроль и в настоящий момент в праве реализовывать свои полномочия в отношении данного объекта, что гарантирует жителям доведение водного ресурса до жилых помещений и удовлетворение хозяйственных нужд [13].

Также стоит рассмотреть активную деятельность муниципалитета по привлечению и отбору управляющих компаний для обеспечения многоквартирных домов коммунальными услугами. В последний раз по отбору предприятий ЖКХ в 2022 году был проведен открытый конкурс на закупку комплексных услуг обслуживающей компании по обеспечению и благоустройству многоквартирных домов [12]. Подобные закупки проводятся ежегодно в конце каждого календарного года, что подтверждает заинтересованность муниципалитета в обеспечении граждан услугами хозяйственной деятельности для исполнения стандартных потребностей жителей муниципального района.

Заключение

На основе полученной информации можно утверждать о заинтересованности муниципалитета в развитии используемых технологий и методов при подаче, фильтрации и оценке качества воды. Несмотря на факт ограниченности полномочий органов местного самоуправления в отношении политики и реализации программ по поддержанию и улучшению работы систем централизованного водоснабжения и водоотведения, власти муниципалитета представляют собой контрольно-надзорный орган в вопросах доведения воды до потребителей и последующего ее отвода по канализационным системам и несут ответственность за обеспечение граждан водными ресурсами на территории муниципального района. Так, на основе новостной информации из электронных ресурсов и сведений из литературных источников можно выделить основные проблемы, возникающие в рассматриваемой области ЖКХ:

Во-первых, использование устаревшего оборудования, негативно влияющего на качество проводимой по трубам воды.

Во-вторых, учащение случаев аварийных ситуаций и ограничения доступа к воде из централизованных водопроводных сетей в связи с ухудшением технического состояния труб.

В-третьих, крайне ограниченное участие в программах развития водопроводных сетей централизованной системы водоснабжения, представленное в реагировании на возникающие случаи аварий на участках водопроводов.

Также, как было описано в литературном обзоре, проблема недостатка финансирования является причиной замедленных темпов развития системы водообеспечения.

Таким образом, на основе проведенного исследования и анализа полученных в ходе него итогов могут быть предложены следующие меры по развитию области водоотведения и водоснабжения сферы ЖКХ, носящие рекомендательный характер:

  • Реализация мероприятий по комплексной замене трубопроводных сетей с учетом развития технологического оборудования;
  • Развитие системы фильтрации воды в централизованной системе водоснабжения за счет замены фильтрующих мощностей и использования технологий автоматической фиксации загрязняющих веществ в составе воды;
  • Разработка системы автоматизированного контроля состояния трубопроводов централизованной сети водоснабжения для быстрого реагирования в случае возникновения аварийных ситуаций и снижения потерь водного ресурса;
  • Привлечение дополнительного инвестирования в рассматриваемую отрасль ЖКХ из средств частного сектора;
  • Участие в федеральных программах по развитию системы водоснабжения и водоотведения;
  • Организация программ по информированию граждан в вопросах водоподачи и отведения, а также проведение образовательных мероприятий по защите экологии.

Таким образом, на основе представленной ранее информации, можно сделать вывод о серьезности вопросов качества и организации функционирования системы водоотведения в целом. Для должного обеспечения граждан водными ресурсами в соответствии с их потребностями необходимо принять во внимание существующие проблемы, указанные выше, и оказать влияние и содействие их решению и развитию сферы водообеспечения.

В качестве дальнейших исследований стоит провести более детализированный анализ существующих проблем и выявление новых на основе региональных политик в области ЖКХ. Необходимо развивать существующие методы обеспечения населения водным ресурсом, улучшать технологии, используемые в ходе реализации деятельности по водоснабжению и отведению, а также разрабатывать более эффективные системы фильтрации воды и контроля ее качества.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
  3. Постановление администрации Фурмановского муниципального района от 08.12.2016 №1000 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям коммунального комплекса, оказывающим населению сельских поселений услуги водоснабжения и водоотведения».
  4. Постановление администрации Фурмановского муниципального района от 18.06.2021 №393 «О присвоении статуса гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения».
  5. Решение Совета Фурмановского муниципального района Ивановской области от 23.06.2022 №54 «О передаче Фурмановским муниципальным районом части полномочий по решению вопросов местного значения по организации в границах поселений электро-, водоснабжения населения и водоотведения».
  6. Куртикова К.В. Государственно-частное партнерство в сфере водоснабжения и водоотведения // Водное хозяйство России. 2019. №2. С. 48–56.
  7. Павлинова И.И. Стандартизация и нормирование при строительстве и проектировании систем водоснабжения и водоотведения // Строительство. Экономика и управление. 2021. №2 (42). С. 43–47.
  8. Теплых С.Ю., Бочков Д.С., Веселова М.В. Математическое моделирование систем водоснабжения и водоотведения // Градостроительство и архитектура. 2020. №2 (39). С. 36–42.
  9. 9 июня четыре улицы в Фурманове остались без воды [электронный ресурс]. URL: https://i3vestno.ru/news/2023/06/09/9_iyunya_chetyre_ulicy_v_furmanove_ostalis_bez_vody (дата обращения: 14.02.2024).
  10. Вниманию жителей города Фурманова! [электронный ресурс]. URL: https://www.furmanov.su/news/16648/?ELEMENT_ID=16648&sphrase_id=56716 (дата обращения: 14.02.2024).
  11. В Фурманове Ивановской области остался без.. | Подслушано. Фурманов! [электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-61258480_28435 (дата обращения: 14.02.2024).
  12. Извещение о проведении открытого конкурса [электронный ресурс]. URL: https://www.furmanov.su/messages/18058/?sphrase_id=56720

(дата обращения: 14.02.2024).

  1. Суд Ивановской области обязал власти Фурманова принять на баланс водопровод [электронный ресурс]. URL: https://ivteleradio.ru/news/2023/05/22/sud_ivanovskoy_oblasti_obyazal_vlasti_furmanova_prinyat_na_balans_vodoprovod (дата обращения: 14.02.2024).
  2. Фурмановской межрайонной прокуратурой восстановлено право жителей г. Фурманов на получение коммунальной услуги – холодное водоснабжение надлежащего качества [электронный ресурс]. URL: https://www.furmanov.su/news/6018/?ELEMENT_ID=6018&sphrase_id=56716 (дата обращения: 14.02.2024).