УДК 332.01

Особенности формирования финансовой грамотности и культуры в Чебоксарском экономико-технологическом колледже

Багадерова Марина Владимировна – магистр, руководитель студенческого научного общества «Исследователь ЧЭТК» Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии.

Дюжева Татьяна Алексеевна – кандидат педагогических наук, преподаватель учетных дисциплин Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии.

Михайлова Ирина Николаевна – преподаватель учетных дисциплин Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии.

Аннотация: В научной статье отражены данные формирования финансовой культуры и грамотности в учебном заведении. Акцентирована важность обучения финансовой грамотности в современной России на основе норм закона. Представлены данные по проводимым мероприятиям как в реальном, так и в цифровом режимах. Раскрыты мошеннические схемы и отражены способы противодействия, которые применяются в Чебоксарском экономико-технологическом колледже.

Ключевые слова: финансовая культура, финансовая грамотность, учебные заведения, личное финансовое планирование.

Обучение финансовой грамотности является современным требованием экономики и функционирования социума России.

Существенные преобразования в государственно-политической системе нашего государства требуют от студентов формирования экономической грамотности и самостоятельности, проявления инициативности, ответственного отношения к получаемому образованию, умения работать в коллективе, трудолюбия и становления лидерских качеств в финансовой среде.

В настоящее время многие сталкиваются с фактами мошенничества, неверного планирования семейного бюджета с просрочкой кредитных платежей и подделкой денежных средств.

Несмотря на многочисленные предупреждения, граждане продолжают верить звонившим «майорам полиции», «представителям банков» и «родственникам», которые просят реквизиты банковской карты, срочных переводов денежных средств или взятие кредита, кодов от Государственных услуг, тем самым лишаясь своих честно заработанных денег и доступа к личному кабинету.

Очень много проблем возникает от банковских кредитов, а именно, из-за снижения зарплат, повышения цен, потери работы и т.д. Соответственно, выплата по ежемесячным платежам становится проблематичной. Также не все граждане внимательно следят за состоянием кредитных карт, что способствует возникает накапливанию задолженности, а семья медленно погружается в «долговую яму».

Тема исследования является актуальной, так как умение управлять своими финансами является основным элементом современной жизни.

Обучение финансовой грамотности в техникумах и колледжах должно стать неотъемлемой частью получения среднего специального образования.

Привитие финансовой культуры необходимо всем студентам и особенно тем, кто обучается по специальностям: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и «Банковское дело».

В современном мире происходит модернизация профессионального средне-специального образования с помощью государственных стандартов, где отражены общие и профессиональные компетенции.

В настоящее время в программы профессионального образования меняются, так как появилась необходимость в обязательном обучении финансовой грамотности.

Согласно Распоряжению Правительства России №2958-р от 24.10.2023 года «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2023 года» и ряда соответствующих нормативных документов, была поставлена задача по переходу от знаний, умений и навыков к финансовой культуре, включающей в себя набор ценностей, установок, поведенческих практик и определения качества использования гражданами финансовой грамотности [3].

Чтобы реализовать Стратегию, необходимо воздействовать на все направления финансовой культуры с помощью различных каналов коммуникации с использованием таких субъектов, как: государство, образовательные учреждения, финансовые организации, представителей бизнеса, волонтеров, семей и так далее [1].

Целью научной статьи является отражение данных по обучению студентов Чебоксарского экономико-технологического колледжа основам финансовой грамотности.

На первом курсе многие студенты проходят мастер-классы по определению платежеспособности денежных средств, знакомятся с возможностями онлайн-обучения по финансовой грамотности и участвуют в мероприятиях: «Всероссийский экономический диктант» и «Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности».

На втором курсе проводятся мероприятия, посвященные составлению собственного бюджета и бюджета своей семьи.

Целью формирования личного финансового плана является финансовая независимость, с помощью чего возможно достижение своих целей по покупке гаджетов, одежды и другого имущества.

Личное финансовое планирование производится на основании разных этапов, что позволяет распределить доходную часть бюджета и необходимые расходы, а также понять свои возможности о своем благосостоянии [1].

Формирование финансовой культуры также связан с жизненным опытом отдельной личности. Большое влияние оказывает семья, которая является подражательным элементом формирования финансовой грамотности. Студентам свойственно обращать внимание на полученные средства родителями, планирование крупных покупок, ежедневные расходы и так далее.

Обучающиеся, получив навыки планирования бюджета в учебном заведении, частично используют модели родителей, но с учетом того, что они устарели, формируют собственные современные возможности [4].

На втором курсе начинается использование специального базового и специализированного программного обеспечения по профессиональной деятельности, таких как: 1С:Бухгалтерия 8.3., Камин, Рарус, СКБ-Контур, данные по которым более углубленно изучаются на третьем курсе.

На третьем курсе проводится формирование знаний по кредитной нагрузке с использованием формул для расчета и кредитных калькуляторов [5]. 

По предварительному заданию, например, покупка современного телефона или поездка в путешествие по России, обучающиеся выбирают срок потребительского кредита по средней ставке. Далее, рассматривается график платежей и переплата за проценты.

Примерно также осуществляется работа с ипотечным калькулятором. Преподавателем-исследователем задаются предварительные вопросы:

  1. Вы желаете приобрести комнату, студию или квартиру? Если квартиру, сколько комнат в ней будет? Каков первоначальный взнос?
  2. Сколько процентов будет Ваша ипотека по средней цене? На сколько лет Вы ее берете? Сможете ли ее выплачивать с учетом средней зарплаты региона?
  3. Необходимо учитывать страховой взнос. Нужен ли он? Его примерный процент составляет?

Подобным образом разбирается информация по авто-кредитному калькулятору. Обсуждаются вопросы по страхованию машины, затратам на бензин, смене шин, ремонт и другие.

Студенты третьего курса совместно с преподавателями ежегодно принимают участие в конкурсе «Проектов по предоставлению бюджета для граждан» Министерства финансов Чувашии, где часто занимают призовые места.

Также активное участие производится во «Всероссийском финансовом онлайн-зачете», «Всероссийском экономическом диктанте», «Всероссийском Финчеллендже», научных конференциях, которые напрямую связаны с финансами и действиями мошенников.

Общее количество студентов экономического направления, которые приняли участие в мероприятиях по финансовой грамотности в 2023 году составляет более 650 человек.

Обучение по дистанционной программе Ассоциации развития финансовой грамотности «Базовый курс для Волонтеров» прошли 90 студентов и шесть преподавателей Чебоксарского экономико-технологического колледжа.

В Чебоксарском экономико-технологическом колледже созданы беседы: «Активисты ЧЭТК», «Волонтерский Центр», «Тайная беседа СНО «Исследователь»», в которых размещается информация о проводимых мероприятиях и ведется подготовка к ним. Кроме того, в них происходит публикация данных о новых способах мошенничества, проводится их обсуждение, а также имеется предупреждение о том, что информация должна быть передана родственникам, особенно пожилым гражданам [6].

Так, например, недавно рассматривались данные, что мальчику с ожогами нужен срочный сбор для проведения операции, что является не правдой, так как в Республиканской больнице города Чебоксар все подобные медицинские процедуры производят бесплатно.

Рассмотрен новый способ мошенничества по приглашению пенсионеров в медицинский центр, для проведения «бесплатного обследования», с помощью которого можно излечить сахарный диабет, рак и другие заболевания. Только с собой надо взять паспорт и подписать несколько документов. На самом деле, пожилых граждан заставляют подписывать кредит на сумму более 100 000 рублей под угрозой быстрой смерти если «срочно не начать лечение по «специальной уникальной методике»».

Также в ЧЭТК существуют специальные коды по общению в сети и, если возникает подозрение, что пишет мошенник, можно задать несколько вопросов, ответы на которые известны всем студентам нашего колледжа и по факту являются паролями и индикаторами «свой - не свой».

Благодаря проводимым мастер-классам, семинарам, заседаниям научных кружков у студентов колледжа повышается уровень финансовой грамотности. Также преподаватели-руководители научных кружков постоянно напоминают, чтобы студенты сообщали всю информацию родителям и пожилым родственникам, а также перекидывали им сообщения, которые преподаватели оставляют в социальных сетях и мессенджерах. Благодаря такому общему взаимодействию количество студентов, которые могли бы попасться на уловки мошенников, отсутствуют уже более трех лет.

В ходе обучения финансовой грамотности для повышения познавательной активности необходимо использовать:

- современные онлайн-технологии;

- отражать практическую работу банков, налоговой службы, страховых организаций во время проведения экскурсий;

- использовать специальную литературу, словари и новостные данные;

- встречи со специалистами разных областей, например, с банковскими работниками, правоохранителями и специалистами предприятий;

- создание игровых ситуаций, например, работа в малых группах или в паре [6].

Обучение финансовой грамотности должно проходить на высоком профессиональном уровне для того, чтобы полученные общие и профессиональные компетенции были полностью усвоены и могли найти применение в повседневной жизни.

Соответственно, это позволит формировать личные жизненные установки, заранее продумывать планы по семье, приобретать имущество, рационально пользоваться полученными средствами и избегать мошеннических действий.

Вывод. Важнейшим составляющим современного обучения является формирование грамотного мировоззрения по финансовой грамотности. Это жизненно необходимо для формирования современной, всесторонней развитой личности.

Целью научной статьи ставилось отражение данных по обучению студентов Чебоксарского экономико-технологического колледжа основам финансовой грамотности. Данная цель была достигнута.

Обучение финансовой грамотности требует закрепления с помощью проведения практических заданий, контроля по полученным общим и профессиональным компетенциям, в связи с тем, что передача знаний не может сразу сформировать грамотное финансовое поведение. Это во многом связано социально-ценностными установками граждан, которые включают: отсутствие долгосрочного планирования бюджета, низким уровнем самоконтроля, ответственности и доверительных отношений.

В финансовой культуре для студентов необходимо учитывать формирование цифровых данных, которые связаны с финансовыми услугами и применением цифровых технологий.

Обучение киберграмотности необходимо, так как многие финансовые операции в настоящее время совершаются в режиме онлайн, что совершенствует и мошеннические схемы с помощью банковских приложений, организации «финансовых пирамид» и взлома «Государственных услуг».

Для формирования финансовой культуры необходима не только грамотность, но и учет факторов, которые связаны с поведением человека, его психологические данные, эмоциональные и когнитивные рефлексы финансовых действий, которые могут приводить к потерям денежных средств и имущества граждан. Соответственно, обучение студентов финансовой грамотности должно включать и ее более высокий уровень, а именно, формирование финансовой культуры [1], что требует навыков принятия решений в ситуации неопределенности с учетом когнитивных искажений.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».
  2. Адольф К. В. Проблемы экономической безопасности общества в условиях цифровой трансформации / К. В. Адольф // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых. - 2021. - С. 11–13.
  3. Демичева Е.А., Кулакова Н. Н. Особенности формирования финансовой грамотности молодежи России / Е.А. Демичева, Н.Н. Кулакова // Финансовая грамотность населения: проблемы, региональные практики и перспективы развития – 2021 - С. 92-99.
  4. Ильчибакиева, Р. А. Финансовая грамотность студентов / Р. А. Ильчибакиева, И. С. Мухамадеева, С. С. Абасова, А. И. Арслангереев. // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82370/ (дата обращения: 18.02.2024).
    Кулакова Н.Н. Использование искусственного интеллекта в деятельности кредитных организаций / Н.Н. Кулакова // Пути и методы адаптации экономики региона и предприятий в условиях пандемии и связанных с ней кризисных явлений. - 2020. С. 789-797.
  5. Официальный сайт Чебоксарского экономико-технологического колледжа, данные СНО «Исследователь» [Электронный ресурс]. URL: https://chetk.info/studencheskoe-nauchnoe-obshchestvo (дата обращения: 18.01.2024).