УДК 33

Методы реализации стратегий инновационного развития

Гарипова Ильзира Ильгамовна – студент факультета экономика и рганизации производства Казанского государственного энергетического университета.

Научный руководитель Филина Ольга Владимировна – кандидат экономических наукдоцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы и инструменты реализации стратегий инновационного развития организаций на современном этапе развития, а также их виды. На сегодняшний день уровень инновационного развития предприятия играет одну из ведущих ролей в оценке конкурентоспособности на рынке. Инновационная стратегия опирается на три ключевых рычага: организационные процессы, технологические процессы и маркетинг. Для эффективной реализации стратегии на предприятия необходимо грамотно и комплексно прорабатывать все аспекты инновационного развития и внедрения.

Ключевые слова: стратегия, инновации, развитие, реализация, метод, искусственный интеллект.

Инновация - это инициатива по разработке продукта или созданию услуги, которых еще не существует или которые радикально модернизируют уже существующие. Таким образом, происходит реальная трансформация использования, способов потребления или методов работы компании. Инновации - это не только технологический прогресс, но и организационные и функциональные изменения внутри компаний.

Стратегическая инновация - это подход, предусматривающий использование инноваций для достижения стратегических целей компании. Она направлена на разработку новых продуктов, услуг или процессов, способствующих росту и конкурентоспособности компании.

Стратегические инновации часто предполагают использование передовых технологий, партнерство с внешними компаниями или сотрудничество с университетами или исследовательскими центрами для разработки инновационных решений.

Такой подход может помочь компаниям дифференцироваться на рынке, предлагая уникальные и инновационные продукты или услуги. Это также может позволить компаниям повысить операционную эффективность, производительность и прибыльность за счет использования новых технологий и процессов.

Иными словами, стратегическая инновационная деятельность - это подход, позволяющий организациями использовать новейшие разработки в качестве рычага для достижения своих стратегических целей, будь то рост, рентабельность или повышение конкурентоспособности на рынке. Существует ряд стратегий, которые можно применить для поддержания инновационного развития в организации.

Создание деструктивного продукта или услуги недостаточно для определения инноваций. Она не ограничивается отделами НИОКР, а охватывает многие виды деятельности (маркетинг, сбыт, управление), мобилизует ресурсы и действует на регулярной основе. Инновации являются результатом всеобъемлющего, коллективного и структурированного подхода. Для разработки и управления этим процессом первым шагом является возвращение к основам, то есть к стратегическим целям. Потому что для того, чтобы знать, какой путь инноваций выбрать, необходимо определить цель.

Прежде всего, необходимо определить принцип инновационной стратегии. Она подразумевает создание в компании целого формализованного процесса, направленного на достижение убедительных инновационных целей. Цель инновационной стратегии - повысить конкурентоспособность бренда в условиях все более активной и эффективной конкуренции.

Инновационная стратегия опирается на три ключевых рычага: организационные процессы, технологические процессы и маркетинг. Внедрение на российском или международном экономическом рынке новых бизнес-тенденций, новых методов продаж, коммуникации для большего и лучшего продажи продуктов или услуг - цель маркетинга в данном контексте. Организационные процессы позволяют рассмотреть новые методы и инструменты обработки данных, набора персонала, управления потоками, развития и т.д., в рамках компании для облегчения ее развития, ее повседневного управления. Технологические процессы созданы, чтобы предлагать новый продукт на рынке, предлагать революционные услуги профессионалам или отдельным лицам, модернизировать или преобразовать уже существующий продукт, но в настоящее время соответствуют стандартам использования и технологическим и социальным достижениям.

Существует несколько способов реализации инновационной стратегии в компании.

Во-первых, инновационная стратегия компании NeedSeeker. Эта стратегия в основном основана на исследованиях и разработках компании (НИОКР). Этот способ работы отвечает инновации, называемой "радикальной". Это означает, что компания стремится разработать новый продукт или услугу, чтобы вывести его на рынок. Она направлена на то, чтобы создать потребность в потребителе, будь то в профессиональном или частном секторе или, по крайней мере, выявить недостаток у населения.

Во-вторых, инновационная стратегия технологических драйверов, которая основана на прогнозировании и понимании потребностей клиентов компании. Она также учитывает будущие потребности потребителей, с тем, чтобы предложить решение, которое постоянно адаптируется и развивается одновременно с новыми технологиями. Этот метод называется "инкрементальным". Это означает, что существующие продукты и услуги на мировом экономическом рынке принимаются в качестве рабочей основы. Цель заключается в том, чтобы улучшить их, модернизировать, сделать их более эффективными в соответствии с технологическим и социальным прогрессом.

В-третьих, инновационная стратегия читателя рынка, основанная на изучении рынка и потребностей клиентов бренда. Таким образом, компания принимает за основу обратную связь, ожидания и дефицит потребителей для разработки предложения или продуктов в соответствии с. Эта стратегия позволяет запускать НИОКР по развертыванию нового продукта. Здесь инновации также нарастают.

Процесс разработки стратегии, его методы, инструменты и этапы зависят непосредственно от организации - её правовой формы, специализации, размера, а также многих других факторов, отличающих компанию на рынке. По этой причине с годами появились различные общие методы и модели разработки стратегии, которые различаются в зависимости от перспективы, целей (например, рыночных, ресурсных или ориентированных на инновации) и реализации.

Инновационные компании, успешно выводящие на рынок продукты и услуги, придерживаются сложной инновационной стратегии. Инновационный процесс определяет отдельные этапы - от разработки идеи до выхода на рынок и коммуникации инноваций. Систематизируется не только разработка идей, но и все последующие этапы.

Искусственный интеллект и цифровизация в ближайшие годы кардинально изменят мир труда и экономики. Разработка стратегии в области искусственного интеллекта важна для компаний, чтобы получить конкурентное преимущество в будущем, повысить эффективность процессов и создать инновационные решения, основанные на анализе данных. Задачи, которые сегодня все еще выполняются вручную, будут автоматизированы. Модели прогнозирования и предсказания позволят, например, распознавать закономерности в поведении клиентов. Самообучающиеся системы будут распознавать ошибки, обнаруживать дефекты и выявлять отклонения.

Компаниям, которые хотят использовать возможности, открывающиеся благодаря искусственному интеллекту и автоматизации, необходима стратегия ИИ. Это поможет компаниям систематически выявлять наиболее ценные варианты использования, проводить анализ затрат и выгод и успешно реализовывать проекты.

Внедрение ИИ-решений - важный шаг в реализации цифровой трансформации. Важно разработать стратегию, основанную на конкретных задачах компании и сценариях использования с добавленной стоимостью. Разработка включает в себя следующие этапы: проведение анализа потенциала ИИ, определение областей действия в различных подразделениях компании, разработка идей и предложений по конкретным этапам работы и процессам, которые необходимо автоматизировать, расчет экономической выгоды по сравнению с инвестициями в решение на основе ИИ, определение конкретных целей и обязанностей, создание и расширение возможностей команды, разработка одного или нескольких прототипов, внедрение моделей данных, внедрение ИИ-решения в организации.

Без стратегии ИИ поиск инноваций с помощью искусственного интеллекта неструктурирован. В худшем случае компании вкладывают дорогостоящие ресурсы в проекты без добавленной стоимости. В долгосрочной перспективе существует риск потери конкурентоспособности.

Несомненно, успешно реализованные и внедренные в производственный процесс инновационные разработки могут значительно повысить эффективность, производительность и прибыльность организации. Однако разработка инновационных продуктов - это стратегия высокого риска, требующая высокого уровня вовлеченности, должного уровня квалификации и значительных объемов вложений. Поэтому организациям, выбравшим стратегии инновационного развития, следует иметь не только финансовые и управленческие преимущества, но и готовность идти на риск.

Список литературы

  1. Бариева З.Ф., Филина О.В. Применение искусственного интеллекта в оценке и прогнозировании финансовой устойчивости организаций // Тенденции развития науки и образования. № 103-3. 2023. С. 73-75.
  2. Бобылев Р.В., Бобылева Д.Н., Филина О.В. Основы и источники конкурентоспособности организации // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в современных условиях. сборник материалов очно-заочной международной научно-практической конференции. Краснодар: 2023. С. 80-87.
  3. Сергеева Н.О., Филина О.В. Инновации в экономике: как новые технологии меняют работу предприятий и организаций // Перспективные научные исследования высшей школы. Материалы Всероссийской студенческой научной конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева». 2023. С. 160-161.
  4. Соболева А.Ю., Филина О.В. Современные технологии финансового управления как залог повышения эффективности управления финансами на российских предприятиях // Инновационные технологии управления. Сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. Нижний Новгород: 2023. С. 155-158.
  5. Шувагина М.Д., Филина О.В. Новейшие технологии в сфере экономики и бизнеса // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems. Сборник научных статей по материалам XIII - Международной научно-практической конференции. Уфа: 2023. С. 40-43.