УДК 339.1:339.56

Особенности функционирования хозяйствующих субъектов на мировом рынке напитков

Кузьменко Светлана Сергеевна – старший преподаватель кафедры международной экономики Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского.

Научный руководитель Семенов Андрей Анатольевич – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой международной экономики Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского.

Аннотация: В статье исследована специфика функционирования хозяйствующих субъектов на мировом рынке напитков в современных условиях геополитической нестабильности, многополярности, неоднородности и асимметрии экономического развития. Систематизированы результаты оценки эффективности внешнеторговой деятельности предприятий на рынке алкогольных и безалкогольных напитков. Представлена эффективности внешней торговли хозяйствующих субъектов Франции, Италии, Мексики на исследуемом рынке.

Ключевые слова: мировой рынок, международная торговля, рынок напитков, товарооборот, экспорт, хозяйствующие субъекты.

Комплексное изучение специфики внешнеторговой деятельности предприятий на рынке напитков актуализируется в современных условиях геополитической нестабильности, многополярности, неоднородности и асимметрии экономического развития, что представляет научный интерес и требует дальнейших исследований. Отдельные вопросы исследования мирового рынка напитков рассмотрели Бацына Я.В., Терновая М.А., Щербакова Е.В., Шелепина Н.В., Нурбердиев Ш.Д., Шаркова А.В., Бондарчук Н.В., Рыбалова Т.И., Винничек Л.Б., Кафтулина Ю.А., Батова В.Н., Соболева О.А., Школяр Н.А., Дубодел Н.П., Ферзаули А.И., Мугу И.Г., Лунина Л.В., Смородина А., Тазова З.Т., Кобелев К.В. и др. [1; 2].

В современных условиях внешнеторговая деятельность предприятий на мировом рынке алкогольных и безалкогольных напитков представлена деятельностью следующих хозяйствующих субъектов: Coca-Cola, PepsiCo, Nestle, Unilever, Honest Tea, Jameson, Finback Brewery, Cloudwater Brew Co, Hop Butcher For The World, Noble AleWorks, Allagash Brewing Co., Diageo, Dom Perignon, Absolut, Mernaya, ЗАО «Абрау-Дюрсо», ПАО «Белуга Групп», ООО «Напитки из Черноголовки-Аквалайф» и др. В условиях конъюнктурных изменений мировой рынок напитков характеризуется функционированием значительного количества хозяйствующих субъектов, эффективность внешней торговли которых следует рассмотреть в динамике.

Динамика эффективности внешнеторговой деятельности предприятий на рынке напитков в 2013-2022 гг. [3; 4] представлена на рис. 1. Внешняя торговля предприятий на рынке напитков характеризуется как эффективная за исключением 2022 г. Динамика эффективности внешнеторговой деятельности предприятий на рынке напитков имеет характер колебаний ежегодных темпов роста. В 2022 г. исследуемый показатель демонстрирует значительное снижение на 10,28 % по сравнению с 2013 г., что является неблагоприятной тенденцией. Динамику исследуемого показателя эффективности следует охарактеризовать как отрицательную.

Динамика эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Франции на рынке напитков в 2013-2022 гг. [3; 4] представлена на рис. 2. Внешняя торговля хозяйствующих субъектов Франции на рынке напитков характеризуется как эффективная. В 2022 г. исследуемый показатель демонтирует значительное снижение на 14,66 % по сравнению с 2013 г., что является неблагоприятной тенденцией; ежегодные темпы роста сохраняют характер колебаний. Динамику эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Франции на рынке напитков следует охарактеризовать как отрицательную.

1

Рисунок 1. Динамика эффективности внешнеторговой деятельности предприятий на рынке напитков в 2013-2022 гг.

Составлено по данным [3; 4]

2

Рисунок 2. Динамика эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Франции на рынке напитков в 2013-2022 гг.

Составлено по данным [3; 4]

Динамика эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Италии на рынке напитков в 2013-2022 гг. [3; 4] представлена на рис. 3. Внешняя торговля предприятий Италии на рынке напитков характеризуется как эффективная. В 2022 г. исследуемый показатель демонстрирует значительное снижение на 10,02 % по сравнению с 2013 г., что является неблагоприятной тенденцией; ежегодные темпы роста характеризуются значениями колебаний. Динамику эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Италии на рынке напитков следует охарактеризовать как отрицательную.

3

Рисунок 3. Динамика эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Италии на рынке напитков в 2013-2022 гг.

Составлено по данным [3; 4]

Динамика эффективности внешнеторговой деятельности Мексики на рынке напитков в 2013-2022 гг. [3-5] представлена на рис. 4.

4

Рисунок 4. Динамика эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Мексики на рынке напитков в 2013-2022 гг.

Составлено по данным [3-5]

Внешняя торговля хозяйствующих субъектов Мексики на рынке напитков характеризуется как эффективная. В 2022 г. исследуемый показатель демонстрирует значительный рост на 158,87 % по сравнению с 2013 г., что является благоприятной тенденцией, однако ежегодные темпы роста сохраняют характер колебаний. Динамику эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Мексики на рынке напитков следует охарактеризовать как положительную, однако нестабильную.

Результаты диагностики основных показателей международной торговли на рынке напитков следует дополнить анализом финансовых показателей функционирования конкретных хозяйствующих субъектов на рынке алкогольных и безалкогольных напитков в современных условиях, что может быть рассмотрено в качестве задач для дальнейших исследований.

Список литературы

  1. Шаркова, А.В. Подход к оценке рынка безалкогольной продукции / А.В. Шаркова, Н.В. Бондарчук // Экономический научный журнал «Оценка инвестиций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.esm-invest.com/ru/Approach-to-the-evaluation-of-the-market-of-non-alcoholic-products (дата обращения: 14.02.2024).
  2. Смородина, А. Тренды сектора напитков в России и в мире-2023 / А. Смородина // Российский продовольственный рынок, № 2/2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://foodmarket.spb.ru/archive/2023/222751/ 222754/ (дата обращения: 14.02.2024).
  3. Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.customs.gov.tm/pdf/nomenclature.pdf(дата обращения: 14.02.2024).
  4. Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус | Импорт и Экспорт | 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trendeconomy.ru/data/ commodity_h2/22 (дата обращения: 15.02.2024).
  5. Мексика | Импорт и Экспорт | Весь мир | Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус | Стоимость (долл. США) и Изменение стоимости, г/г (%) | 2011 – 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trendeconomy.ru/data/h2/ Mexico/22 (дата обращения: 15.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: