УДК 070.13

Особенности использования визуальной коммуникации в современной рекламе

Цзинь Тяньхао – бакалавр Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Цель работы заключается в изучении особенностей применения визуальных коммуникаций в современной рекламе. Проанализирована трактовка понятия визуальной коммуникации и ее характерные черты. Проанализированы основные инструменты визуальной коммуникации, применяющиеся в настоящее время в сфере рекламы. В заключении работы делается вывод о важности применения визуальной коммуникации на современном этапе развития рекламы, а также о необходимости продолжения работ по развитию и совершенствованию инструментов визуальных коммуникаций в сфере рекламы.

Ключевые слова: визуальная коммуникация, реклама, информация, инфографика, бренд.

Можно с уверенностью сказать, что XXI век является веком информационных технологий, в рамках которого наблюдается стремительный рост информации во всем мире. Для обмена информацией используются различные средства коммуникации, в том числе и визуальной. Реклама выступает в качестве неотъемлемого элемента данного типа коммуникации. Большинство мировых исследователей в своих работах отмечают, что современное население получает необходимые им знания, в большей степени, посредством визуальных органов [1]. Это связано с тем, что визуальная информация является легко считываемой и на это тратится существенно меньшее количество времени.

Данный факт в настоящее время принят на вооружение большинством производителей различной продукции, которые используют его в своих рекламных целях. Элементы визуальной рекламы оказывают активное воздействие на сознание конечного потребителя, формирует необходимое представление предлагаемого продукта и побуждает к его приобретению. В связи с вышесказанным можно с уверенностью говорить о том, что изучение вопросов, которые касаются исследования особенностей использования визуальной коммуникации в современной рекламе, представляется весьма актуальным.

Для того, чтобы визуальная коммуникация была наиболее эффективной, она должна обладать характерным набором свойств и функций. Для их определения необходимо определиться с понятием данного термина. При анализе научной литературы можно выделить несколько взглядов на трактовку понятия «визуальная коммуникация» научными исследователями:

- исследователи Ю. Борисовский, Н. Семина и С. Соболев под визуальной коммуникацией понимают систему указателей, с помощью которых конечный пользователь может эффективнее сориентировать в окружающем его пространстве и получить всю требуемую ему информацию;

- исследователь Р. Хембри понимает под визуальной коммуникацией систему, состоящую из таких элементов, как речь, язык и образы, предназначенную для формирования сообщений, которые будут наиболее легко восприниматься конечным пользователем и дадут ему всю необходимую информацию;

- авторы Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко в рамках совместной книги «Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник» под визуальной коммуникацией понимают совокупность визуально-графических элементов, с помощью которых решается определенный круг задач, таких как ориентированность конечного пользователя, насыщение его необходимой информацией, а также контроль в определенных ситуациях.

Исходя из анализа имеющейся информации, можно дать собственное определение визуальной коммуникации - это совокупность визуально-графических элементов, которые обязаны быть легко читаемы и должны иметь приятное эстетическое оформление для того, чтобы конечный пользователь мог легко ориентироваться в пространстве и получать всю необходимую для него информацию, а также осуществлять контроль в определенных ситуациях.

Среди ключевых особенностей визуальной коммуникации в настоящее время можно выделить:

- необходимость владения знаков всем набором свойств, присущих визуальной коммуникации;

- сочетание нескольких отличных друг от друга функций;

- возможность оказания непосредственного влияния на конечного пользователя;

- универсальность размещения и произвольная форма представления;

- произвольное время действия [2].

С помощью инструментов визуальной коммуникации в рекламе можно решить следующие задачи:

1 Привлечь внимание конечного потребителя. Иллюстрация к тексту или баннер с яркой картинкой выделяются на фоне окружения. Они вызывают интерес и желание их разглядеть.

2 Передать необходимые эмоции. Образы, сочетания цветов, мимика и жесты людей на изображениях формируют у зрителя определенное эмоциональное состояние.

3 Оказать необходимое психологическое воздействие на конечного потребителя. Изображение вызывает у пользователя ассоциации или воспоминания, обращается к общему культурному коду. Знакомые образы, цветовые сочетания или персонажи помогают установить эмоциональную связь, повысить вовлеченность и лояльность.

4 Донести до конечного потребителя необходимую информацию. Через правильно подобранные визуальные элементы до потребителя можно донести информацию о свойствах и качествах товара, преимуществах и выгодах. При этом люди быстрее понимают и лучше запоминают визуальную информацию [3].

Применение визуальной коммуникации в рекламе представляет собой использование различных графических, дизайнерских и иных визуальных элементов с целью передачи данных для конечного потребителя. Среди ключевых функций визуальной коммуникации можно выделить:

- транслирующая;

- привлекательность;

- информативность;

-эффективность памяти;

- кампания бренда;

- технологическая легкость [4].

Средства визуальной коммуникации в рекламе можно разделить на четыре основные группы:

- печатные. К их числу относятся буклеты, плакаты, листовки;

- наружная реклама. Среди нее можно выделить биллборды, вывески;

- телеэкранные. В качестве примера можно привести телевизионные программы, анимация, графические видео;

- реклама в интернете. Наиболее яркими примерами являются flash-анимация и банннеры.

Среди ключевых инструментов визуальной коммуникации, которые в настоящее время применяются в сфере рекламы, можно выделить:

1 Фотография, которая является одним из ключевых средств общения в современной рекламе. Данное средство визуальной коммуникации не стоит на месте и развивается - повышается скорость доставки фотоинформации для конечного пользователя, создаются специальные фотогалереи. В свою очередь особенности фотографий в социальных сетях («одноразовость» снимков; их подчеркнутый непрофессионализм, из которого вырастают целые жанры - например, селфи; наличие хэштегов и т.п.) совершают «обратный путь» в рекламе, оказывая непосредственное воздействие на оформление современных рекламных проектов. Следовательно, фотореклама в современном цифровом информационном мире также подвергаются ощутимой трансформации.

2 Инфографика (под которой понимаются различные графики, схемы, диаграммы и т. п.). Данное средство позволяет производить сопоставление различной информации и визуализировать полученные в ходе сравнения данные. В настоящее время данный инструмент является одним из наиболее популярных средств визуальной коммуникации в рекламе. Определения и классификации инфографики являются многозначными. Если за основу классификации взять технологии, то выделяют статическую и динамическую инфографику. Если же принцип визуализации контента, то выделяют две группы видов инфографики - количественную и качественную.

Инфографика сегодня чрезвычайно многообразна и получает широчайшее применение в рекламной отрасли.

3 Различные формы мультимедийного контента (видеоролики, клипы, инсталляции, флеш-анимация, слайд-шоу и т. п.). Заметим, что последний вид визуального контента сформировался под влиянием Интернета и, соответственно, материалы этого типа встречаются только в пространстве интернет-медиа.

Таким образом, визуальный образ в современной рекламе, выступая в качестве элемента визуальной коммуникации, должен передавать конечному потребителю положительную информацию о рекламируемом изделии, адекватно отображая суть послания рекламодателя потребителю. Для того, чтобы визуальные образы, которые применяются в рамках рекламы, достигали поставленных коммуникативных целей, они должны быть привлекательными и распознаваемыми конечными потребителями, а сама инфографика должна быть содержательной с точки зрения информатора, познавательной и понятной с точки зрения приемника информации и эстетичной по форме и дизайнерской подаче, как носитель информации. Специалистам рекламного бизнеса при разработке, создании и внедрении рекламного продукта необходимо четко осознавать, что использование инструментов визуализации в маркетинге должно опираться на продуманное коммуникационное пространство между целевым потребителем и производителем услуги или товара, не нарушая общей идеологии маркетинговой стратегии фирмы и не действуя во вред потенциальному потребителю создаваемого фирмой продукта или услуги.

Список литературы

  1. Пятко Л.А. Некоторые аспекты визуальной коммуникации в рекламе / Л.А. Пятко, Л.А. Стародумова, Н.А. Белоусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 197-200.
  2. Савинова С.В. Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация / С.В. Савинова, А.А. Харунжева // Концепт. - 2016. - № 18. - С. 139-146.
  3. Визуальная коммуникация [Электронный ресурс]. Свободный доступ: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-visualnaya-kommunikaciya/# (дата обращения - 17.02.2024 г.).
  4. Козлова В.Ю. Роль визуальных коммуникаций в успешности бизнеса / В.Ю. Козлова, А.В. Гнездилова // Вестник науки. - 2023. - № 6 (63). - С. 849-854.
  5. Скотаренко, Н. Д. Визуальные коммуникации PR-кампаний / Н.Д. Скотаренко // Молодой ученый. - 2021. - № 36 (378). - С. 61-64.
  6. Жокина А.О. Роль культуры визуальных коммуникаций в развитии отечественного предпринимательства / А.О. Жокина // Маркетинговые коммуникации. - 2022. - №1. - С.14-19.