УДК 338.512:664

Оценка себестоимости производства нового вида кондитерского изделия на примере АО «Волжский пекарь», г. Тверь

Невзоров Александр Сергеевич – ассистент кафедры «Статистики и кибернетики» Института Экономики и управления АПК Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева.

Кожич Елизавета Александровна – студент Института Экономики и управления АПК Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева.

Аннотация. В статье рассмотрен процесс планирования, который идет от широких категорий продукции к детальному ассортименту и линейкам продукции, до отдельных единиц продукции. Были проведены исследования рынка, изучены технологические процессы производства, определены затраты на сырье, электроэнергию, трудовые ресурсы и другие расходы. На основании полученных данных была составлена калькуляционная карта себестоимости производства одной единицы продукции. Было установлено, что основными затратами являются затраты на сырье и трудовые ресурсы.

Ключевые слова: себестоимость, производство, кондитерское изделие, технологические процессы, трудовые ресурсы, оптимизация, эффективность.

Введение. Стабильность планирования продукции зависит от масштабов бизнеса и скорости изменения спроса на продукцию. Проведенное исследование позволило оценить себестоимость нового кондитерского изделия и выявить возможности для ее снижения. Это позволит предприятию определить цену на продукцию и конкурировать на рынке. Результаты исследования могут быть использованы предприятием для принятия решений по оптимизации производственных процессов и повышения эффективности деятельности.

Маркетинговый анализ – это оценка маркетинговых показателей, полученных при проведении обзоров продаж продукции, в границах агрегированных маркетинговых проблем, их вариации, классификации, описания и копирования. Детальный анализ позволяет на ранней стадии выявить неосвоенные рыночные ниши, выбрать оптимальные целевые рынки и определить потребности потребителей.

Перед началом анализа необходимо определить цели и задачи исследования рынка:

  1. как развивается рынок и продукт;
  2. провести анализ ситуации на рынке их тенденций и маркетинговых возможностей;
  3. провести анализ потребности продукта на рынке, оправдываются ли цели и ожидания потребителей;
  4. проанализировать рынок конкурентов и их деятельность;
  5. провести маркетинговый анализ цен, как у конкурентов, так и текущего состояния вашей отрасли.

Методы исследования.

Методической основой исследования является системный анализ, применение абсолютных и относительных величин (при расчете удельного веса величин, a также отклонений показателей), анализ и синтез и другие.

Результаты и обсуждение.

Основным мероприятием по увеличению производства хлебобулочных изделий в ОАО «Волжский пекарь» является расширения номенклатуры кондитерских изделий. Основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли.

Предприятие занимается следующими видами деятельности:

  • выпечка хлеба с коротким сроком хранения и мучных кондитерских изделий;
  • выпечка хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий с длительным сроком хранения;
  • оптовая и розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;
  • оптовая и розничная торговля мучными кондитерскими изделиями.

Основными видами деятельности ОАО «Волжский пекарь» являются производство и реализация:

  • хлебобулочных изделий, ватрушек, булочек и т. д.;
  • батонов хлеба, сухих изделий;
  • иных кондитерских изделий.

В ассортименте – более 300 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий [7].

Для введения нового вида кондитерского изделия на производство необходимо проанализировать выручку предприятия от продажи тортов.

Таблица 1.1. Выручка от тортов АО «Волжский пекарь» за период 2020-2021 гг., руб.

Наименование торта

годы

2020

2021

Торт «Медовик», 0,8кг.

14126,18

3430,46

Торт «Ленинград», 0,6кг.

13855,7

12737,3

Торт «Баварский», 0,4кг.

61743,12

37621,55

Торт «Европейский», 1,5кг.

32025,6

35310,4

Торт «Грильяж», 0,8кг.

19480,7

109741

Торт «Сметанный», 0,6кг.

29544,8

36756

Торт «Медуница», 0,6кг.

13446,4

24694

Итого

184 222,5

260 291

Источник: рассчитано автором по данным источника [7.]

В ходе исследования выручки за 2020-2021 гг., выявлено, что наибольший удельный вес в структуре продаж за два анализируемых года имеет торт «Баварский» (рисунок 1). Данные предоставлены АО «Волжский пекарь».

73820581173456

Рисунок 1. Динамика продаж ОАО «Волжский пекарь» по ассортиментным позициям за 2020 и 2021 гг. тыс. руб.

Новый продукт в ассортиментном разнообразии должен выполнять свое назначение в смысле удовлетворения определенных потребностей и вкусовых качеств потребителя. Он должен быть изменен, обновлен или разработан принципиально новым, чтобы не только привлечь интерес покупателей, но и сохранить стабильный спрос на долгое время. Потребители чувствительны к продукции из группы десертов, если совпадут вкусы потребителя и производителя – это залог успешных продаж.

Основным предложением по расширению номенклатуры производства завода является производство фисташкового торта (400г.).

Можно с уверенностью заявить, что данная продукция будет пользоваться спросом у покупателей, поскольку популярность этого десерта растет по аналитическим данным предприятий общественного питания [1]. Каждое третье кафе или ресторан России имеет в меню этот десерт.

В основу ценообразования должны быть положены следующие факторы:

  • покрытие ценой издержек производства и реализации продукции; 
  • внесение вклада в накопление;
  • способствование росту производства;
  • стимулирование потребностей при стабильном положении на рынке производимой продукции.

Стоимость устанавливается на определенный товар путем отношения показателей потребности относительно показателей сбыта продукции.

Возможностью для получения дополнительных доходов предприятия является уменьшение себестоимости за счет сокращения издержек в связи с невозможностью установления желаемых цен на продукцию, сбываемую на рынок.

Единовременные затраты для выпечки нового вида торта не требуются, поскольку основное и вспомогательное оборудование у завода имеется.

Калькуляция затрат на расходные материалы приведена в таблице 1.2.

Учитывая аналитические данные по заказам подобной выпечки в г. Твери, а также учитывая производительность кондитерского цеха, рассчитываем количество производимых тортов. Таким образом, планируется ежедневно выпекать по 4 единицы тортов.

295 дн × 4 = 1180 единиц

Зная требуемый объем производства, можем определить ежедневные денежные затраты.

Таблица 1.2 Калькуляционная карта материальных затрат одного «Фисташкового торта с малиной» весом 400 гр.

№ п/п

Наименование продуктов

Норма, кг/кг готового изделия

Цена за 1 кг, руб.

Сумма, руб.

 

Мука, кг

0,12

76

9,12

 

Растительное масло

0,04

95

2,6

 

Сливки

0,039

250

9,75

 

Фисташки

0,04

1500

60

 

Яйцо, шт.

3

90

27

 

Сахарная пудра

0,17

245

41,7

 

Сахар

0,017

60

1,36

 

Малина ягоды

0,085

380

32,3

 

Общая стоимость ингредиентов

   

183,85

 

Упаковка

-

-

13

 

Итого:

   

196,8

В итоговую сумму калькуляционной карты материальных затрат входит общая стоимость ингредиентов и упаковка для фисташкового торта.

Расчет электроэнергии и платы за нее при изготовлении фисташкового торта определяется из видов оборудования, работающего от электропривода, потребляемой мощности, времени работы и тарифной стоимости энергии.

Для расчета составим таблицу 1.3. Стоимость электроэнергии 5,1 руб./кВт.

Таблица 1.3. Расчет расхода и стоимости электроэнергии на годовой объем 1 180 штук.

Наименование оборудования

Потребляемая мощность, кВт/ч

Время работы в смену, ч

Годовой расход, кВт

Линия по розливу теста из бисквита

3,2

0,9

850

Миксер планетарный промышленный VFM-60

2,6

0,14

90

Машина для резки кондитерских изделий, "Loynds International Ltd."

1,2

0,55

163

Холодильная камера КХ-5.14

4,5

12/20

985,5

Итого:

   

2088,5

Итого рублей:

   

10 652

Учитывая стоимость 5,1 руб./кВт, стоимость электроэнергии составит 207 657 руб. Расчет годовых амортизационных отчислений показан в таблице 1.4.

Таблица 1.4 Амортизационные отчисления на оборудование

Наименование оборудования

Стоимость, тыс. руб.

Срок службы, лет

Сумма отчислений, тыс. руб.

Линия по розливу теста из бисквита

5500

9

611,1

Миксер планетарный промышленный VFM-60

170

5

34

Машина для резки кондитерских изделий, "Loynds International Ltd."

190

7

27,3

Всего:

5 860

 

672,4

Учитывая, что новая продукция к общему объему выпекаемой продукции с использованием перечисленного оборудования составляет 6,5 %, тогда общая сумма амортизационных отчислений, отнесенных к новым тортам, будет равна: 672,4 × 0,065 / 1180 = 37 рублей.

С учетом того, что нагрузка на специалистов и рабочих будет установлена надбавка к заработной плате и увеличены затраты на оплату труда. Расчеты представлены в таблице 1.5.

Таблица 1.5. Расчет затрат на оплату труда

№ п/п

Категории работников

Кол-во, чел.

Среднесменная надбавка, руб./смена

Годовой фонд ЗП, тыс. руб.

1.

Оператор оборудования

1

230

67,9

2.

Вспомогательный персонал

1

107

31,6

3.

Технолог

1

210

62,0

4.

Работник склада

1

68

20,1

 

Итого:

   

181,6

 

Отчисления на социальные нужды

   

54,5

 

Затраты на оплату труда

   

236,1

Арендная плата, плата за коммунальные услуги, амортизация помещений, расходы на электроэнергию других помещений предприятия, а также оплата труда административному персоналу относятся к общехозяйственным расходам, примем 3 % от прямых производственных затрат, в соответствии с долей новой продукции в общем объеме производимой.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования принимается 5 % от стоимости и с учетом новых изделий:

ЗТО = 209320 × 0,05 / 1180 = 12 466 руб.

Согласно калькуляционной карте материальных затрат десертатекущие годовые затраты сырья составят:

ЗТ =196,8 × 1180 = 232 224 рублей

Себестоимость производства фисташкового торта в таблице 1.6.

Таблица 1.6. Себестоимость производства единицы новой продукции

№ п/п

Наименование статей

Сумма, руб.

1.

Материальные затраты

196,8

2.

Оплата электроэнергии

9,1

3.

Амортизационные отчисления

37

4.

Затраты на оплату труда

200

5.

Затраты на обслуживание и ремонт оборудования

10,6

6.

Общепроизводственные расходы (3 %)

13,6

 

Себестоимость фисташкового торта 400г.

467,1

Итак, себестоимость фисташкового торта весом 400г. составит 467,1 руб.

Для организации производства нам не потребуется приобретение специального оборудования, поскольку на предприятии всё необходимое есть. Стоимость сырья является значительной частью себестоимости, поэтому необходимо постоянно искать новых поставщиков и оптимизировать закупки. Учитывая производительность оборудования, цех может производить по 4 штуки торта в день. Годовой объем составит 1180 штук фисташкового торта. Себестоимость одного торта весом 400 граммов составит 467,1 руб., плановая цена реализации 615 руб./шт. Трудовые ресурсы также оказывают значительное влияние на себестоимость, поэтому важно оптимизировать рабочие процессы и улучшать квалификацию персонала. Анализ рынка и конкурентов позволяет определить ценовую политику и объем производства, что в свою очередь влияет на эффективность производства. Постоянный мониторинг затрат и поиск возможностей для снижения себестоимости позволяет повысить эффективность производства и улучшить финансовые показатели компании.

Список литературы

  1. Грамм, А.В. Об оптимизации ассортимента [Текст] / А.В. Грамм // Современная торговля. – 2019. - № 3. – С. 18-23.
  2. Корниенко, В.С. Сокращение затрат за счет оптимизации ассортимента [Текст] / В.С. Корниенко // Логистика в торговле. – 2019. – № 2. – С. 23-32.
  3. Митина Э. А. Диагностика ценовой и ассортиментной политики региональной торговой сети //Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2018. – №. 4 (45). – С. 201-210.
  4. Организация производства и предпринимательства в АПК: учебник / Под ред. М.П. Тушканова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 270 с.
  5. Рубец С. Г. Конкурентная среда: роль экономического мышления //Россия и мир в новое и новейшее время-из прошлого в будущее. – 2019. – С. 166-168.
  6. Швец, А.А. Анализ ассортиментной политики предприятия [Текст] / А.А. Швец // Маркетинг. – 2019. – № 2 (93). – С. 50-60.
  7. Волжский пекарь. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.vpekar.ru

Интересная статья? Поделись ей с другими: