УДК 353.2

Оценка эффективности мер поддержки уровня жизни населения в Республике Тыва

Макеева Наталия Дмитриевна – студентка факультета экономики и управления финансами Московского международного университета.

Аннотация: Признавая уровень жизни населения одним из важнейших показателей благосостояния общества в целом, автор статьи рассматривает меры поддержки уровня жизни в Республике Тыва. В публикации даётся определение понятию «уровень жизни населения», анализируются главные показатели качества и уровня жизни населения, выявляются методы их расчета. Автор на основе изучения государственной политики в сфере регулирования качества и уровня жизни населения России, даёт характеристику качеству и уровню жизни населения в Республике Тыва.

Ключевые слова: уровень жизни населения, меры поддержки, Республика Тыва, государственная политика, качество жизни населения.

Повышение качества и уровня жизни населения Российской Федерации во всех областях в настоящее время является одним из основных и наиболее ярким национальным приоритетом руководства страны. Данный факт, в первую очередь, отражается в большинстве федеральных документов стратегического значения. Республика Тыва (далее по тексту возможно – РТ) не является исключением в данном направлении работы, в связи с чем вектор развития экономический и социальной сферы жизни населения данного региона, а также механизмы планирования данных областей направлены на повышение показателей. Рассмотрим реализацию документов стратегического развития РТ, цель которых заключается в повышении благосостояния населения. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года, по номером 21.11.2008 No 1778-ОД, правительством была принята и утверждена программа «Стратегия социально экономического развития Республики Тыва», которая рассчитана на период до 2025 года». Согласно данной программы приняты главные цели, приоритеты и задачи органов государственного управления Республики, на достаточно долгосрочный период. Ключевая цель программы – развитие благосостояния населения региона. Если рассмотреть подробнее структуру документа, можно выделить 3 основные блока работы: экономический потенциал региона, экологическая обстановка региона, социальная и демографическая политика региона. Последние два блока направлены на повышения качества жизни населения.

Так демографический и социально-политический блок включает в себя ряд мероприятий по анализу нынешней демографической ситуации на территории РТ. Комплексный анализ миграционных тенденций, естественного прироста и убыли населения, системы расселения на территории, рынка труда и человеческих ресурсов, развития образования и здравоохранения, уровня жизни.

Блок, связанный с экологической обстановкой региона включает в себя комплексный анализ таких показателей, как степень загрязнения внешней среды на территории субъекта и воздействие ее на здоровье населения, оценка уровня использования природных ресурсов и рационального их расходования. Общая цель принятого документа – это, безусловно, повышение качества жизни населения, которое реализуется в потенциале за счет естественного прироста населения и его благосостояния, увеличение продолжительности жизни жителей региона, сокращения бедности и безработицы, роста доходов и сокращения числа жителей, живущих за чертой прожиточного минимума. Задачами являются обеспечение устойчивого и динамичного экономического роста на территории региона Устранение проблем в данной области, и достижение установленных целей будет осуществлено за счет решения трех главных задач, а именно:

- повышение качества жизни жителей субъекта, строительство и развитие объектов социальной инфраструктуры, повышение доходов населения, модернизации и улучшения качества услуг, предоставляемых системами образования и здравоохранения, развитие проектов доступного жилья, обеспечение населения жильем за счет реализации новых национальных проектов;

- преодоления сложившейся тенденции к убыли населения на территории республики, стимулирования роста рождаемости в совокупности со снижением уровня смерти, что приведет к повышению параметров демографической ситуации региона;

- улучшение качества окружающей среды, экологической безопасности местности и снижение количества загрязнений.

Большое внимание привлекают механизмы, которые будут применены для реализации принятой Стратегии развития региона. Так, к примеру, на территории РТ принят программно-целевой подход к процессам, связанным с управлением экономическим развитием. Он направлен на получение устойчивых результатов в области использования природных ресурсов региона, улучшение условий жизни граждан, повышение качества жизнедеятельности. К приоритетным направлениям стратегии, принятой до 2025 года, относятся, как уже было ранее сказано, изменения демографической политики, социальной политики и экологической обстановки.

В отношении принятой демографической политики руководство ориентируется на повышение показателей рождаемости, а именно рождаемости до 14,9 человек на 1 тыс. населения, и снижение смертности трудоспособного населения за счет повышения качества оказания медицинской помощи, реализуемого за счет национального проекта «здоровье». Также разработаны и приняты меры поощрения рождаемости, социальной поддержки молодых семей, увеличение социальных выплат матерям по уходу за ребенком, разработка программы обеспечения жильем многодетных семей. В спектре социальной политики региона государство нацелено на изменение таких показателей как снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, увеличение объема дохода на душу населения, повышение расходов на потребительские услуги и снижение расходов населения на продовольствие. Стратегия к улучшению экологической ситуации региона будет реализована за счет снижения объема выбросов в окружающую среду и ее загрязнения.

Безусловно, подобная стратегическая программа социально-экономического развития Региона будет находить ресурсное подкрепление за счет средств бюджета Российской федерации. Реализация документа планируется на долгосрочный период, и будет подкреплена долгосрочным бюджетным прогнозом.

Рассмотрим основные государственные программы РТ, направленные на повышение качества и уровня жизни населения. В соответствии с постановлением Администрации РТ No 557-п от 11.10.2016 «Об утверждении перечня государственных программ РТ и о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации РТ» приводятся следующие государственные программы, которые реализуются в регионе в рамках нашей исследуемой темы: «Развитие образования в РТ», «Развитие здравоохранения в РТ», «Социальная поддержка и защита населения РТ», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности на территории РТ», «Развитие рынка труда и обеспечение занятости в РТ», «Развитие рынка труда и обеспечение занятости в РТ». «Развитие культуры в Волгоградской области». «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей РТ». «Формирование современной городской среды РТ».

Основной целью Указа Президента РФ No 204 от 07.05.2020 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является осуществление серьезного социально-экономического и научно-технологического прорыва РФ. Данные категории безусловно затрагивают такие области социальных благ, как создание комфортных условий для жизни, самореализации, раскрытия потенциала таланта каждого гражданина, улучшение уровня жизни, в связи с чем на данный момент на территории реализуется 12 национальных проектов. На территории республики Тыва принят и функционирует 51 региональный проект, в соответствии с целями развития Российской Федерации, указанными в Указе Президента РФ No 204. Главными акторами в организации данной проектной деятельности являются комитет экономической политики развития РТ, а также совет при губернаторе РТ. Если подробнее рассмотреть перечень запущенных направлений региональных проектов и основные целевые показатели региона, которые требуется достичь к 2024 году, то можно отметить 5 основных:

- содействие занятости женщин различного возраста;

- финансовая поддержка семьям при рождении ребенка на территории республики;

- создание и поддержание условий качественного дошкольного образования для детей от трех лет;

- мероприятия, направленные на улучшение качества жизни старшего поколения,

- формирования системы мотивации населения к отказу от вредных привычек, способствованию здоровому образу жизни и питания:

- создание условий занятия спортом (в том числе массовым), физической активностью, повышение доступности спортивных объектов для населения. Формирование спортивного резерва региона.

Целевые показатели к 2024 г.: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,44 до 1,54, увеличение с 35,4% до 55,0% доли

граждан, систематически занимающихся спортом. Объем финансирования вышеперечисленных региональных проектов: • 2021-2021 гг. – 15 340,9 млн. рублей; • 2021-2024 гг. – 25 986,5 млн. рублей. Второй важный национальный проект – это «Здравоохранение». Объем финансирования региональных проектов: • 2021-2021 гг. – 13 047,7 млн. рублей; • 2021-2024 гг. – 16 623,4 млн. рублей. Крупными объектами строительства для достижения целевых показателей являются радиологический корпус ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» и лечебно- консультационный центр ГБУЗ «Волгоградский областной онкологический диспансер»

Третий национальный проект «Образование» включает 8 региональных проектов: современная школа, успех каждого ребенка, поддержка семей, имеющих детей, цифровая образовательная среда, учитель будущего, молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования), новые возможности для каждого и социальная активность. Целевые показатели к 2024 г.:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
  • воспитание гармонично развитой и социально- ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.

Объем финансирования 8 региональных проектов в 2021-2021 гг.

составит 2 014,8 млн. рублей, а в 2021-2024 гг. 2 907,5 млн. рублей.

Объектами строительства в регионе по данным проектам являются школа в г. Камышине с общей вместимостью 1 000 учащихся, школа в Городищенском районе с общей вместимостью 500 учащихся и школа в с. Отрадное Михайловского р-на на 250 учащихся.

Национальный проектом, который оказывает значение на уровень жизни населения, это «Жилье и городская среда». Реализуется 3 региональных проекта: жилье, формирование комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Целевые показатели к 2024 г.:

  • обеспечение доступным жильем семей со средним достатком;
  • увеличение объема жилищного строительства;
  • повышение комфортности городской среды;
  • сокращение непригодного для проживания жилищного фонда.

Объем финансирования региональных проектов с 2021 по 2024 гг. оставит 11 661,9 млн. рублей. В Республике Тыва планируется благоустроить и развить 406 общественных территорий, построить две автомобильные дороги в жилых комплексах «Бастион» и «Долина» и ввести жильё площадью 850 тыс. м. кв. в год. В рамках национального проекта «Экология» реализуется 6 региональных проектов. Целевыми к 2024 г. являются следующие показатели:

  • ликвидация всех несанкционированных свалок;
  • обеспечение утилизации 5,22% твердых коммунальных отходов;
  • сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод;
  • увеличение удельного веса населения, обеспеченного водоснабжением

с 83,7% до 90,1%;

  • восстановление площади водных объектов не менее 327,7 га и

расчистка русел рек протяженностью не менее 100,3 км;

  • обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении

100%.

Объем финансирования 6 региональных проектов 2021-2024 гг. оставляет 54 261,8 млн. рублей. Объекты строительства при реализации данных проектов – сооружение биологической очистки на о. Голодный, очистные сооружения на водовыпуск в р. Волга в Волгограде, водопропускные сооружения на территории Волго-Ахтубинской поймы в количестве 57 единиц и переливная плотина на ерике Каширин также на территории Волго-Ахтубинской поймы.

Культура – важный показатель для оценки качества жизни, поэтому в нашем регионе уделяют большое внимание данной составляющей жизни человека. Национальный проект «Культура» включает 3 региональных проекта – это культурная среда, творческие люди и цифровая культура.

Целевые показатели к 2024 г.:

  • увеличение на 15% числа посещений организаций культуры;
  • увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в

5 раз.

В Республике Тыва планируется сохранение объекта культурного наследия «Училище Кулибина/кинотеатр Победа» и создание центра культурного развития в городе с численностью населения до 300 тыс. человек. Объем финансирования составит за 2021-2024 гг. 2 462,8 млн. рублей.

В национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости» нас больше интересует вторая составляющая, так как вопросы, касающиеся рынка труда, напрямую влияют на показатели уровня жизни населения. Так, на региональном уровне реализуется проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». Цель данного регионального проекта – за 2021- 2024 гг. повысить производительность труда на 5% и поддержать занятость населения области.

Таким образом, мы рассмотрели механизм реализации стратегических документов Республики Тыва и увидели, что большинство из них включает в себя конкретные мероприятия, которые направлены на повышение благосостояния, качества и уровня жизни населения, проживающего на территории Республики Тыва. Конкретными документами реализации социально-экономической политики субъекта, которые мы проанализировали, выступают «Стратегия социально-экономического развития РТ на период до 2025 года». А также государственные программы региона, которые детализируют положения стратегии и региональные проекты, которые формируются в соответствии с национальными проектами РФ. Приоритетными направлениями рассмотренных выше документов являются демография, образование, здравоохранение, экология, культура, жилье и городская среда.

Список литературы

  1. Бердова, М.В. Показатели уровня и качества жизни в социально-экономическом прогнозировании / М.В. Бердова, С.А. Попова // Издательство Ижевский ГСХА, 2020. – 223 с.
  2. Загоруйко, А.Ю. Уровень и качество жизни населения как основной критерий устойчивого социально-экономического развития общества Роль статистики в принятии управленческих решений / А.Ю. Загоруйко // Изд-во Курганской ГСХА, 2017. – 89 с.
  3. Республика Тыва. Администрация. Об утверждении перечня государственных программ РТ: Постановление Администрации РТ от 11.10. 2016 года N 557-п / РТ. Областная Администрация. // Собрание законодательства РТ. – 2016.
  4. Республика Тыва. Закон. О Стратегии социально-экономического развития Респ. Тыва до 2025 года: Закон Респ. Тыва от 21.08.2008 года № 1778-ОД / РТ. Законы. // Волгоградская Правда. – 2020.
  5. Российская Федерация. Президент (2012 - 2020; В. В. Путин). Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 / Российская Федерация. Президент (2012 - 2020; В. В. Путин). // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 13. - Ст. 3.
  6. Российская Федерация. Президент (2012 - 2020; В. В. Путин). О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2020 г. № 204 / Российская Федерация. Президент (2012 - 2020; В. В. Путин). // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 204. - Ст. 2.
  7. Швец, Ю.Ю. Показатели качества жизни на региональном уровне / Ю.Ю. Швец. – Текст: непосредственный // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – № 6. – С. 103-108.