УДК 330

Обеспечение финансово-экономической безопасности России в условиях цифровизации

Гущина Наталья Геннадьевна – студентка направления юриспруденции Сочинского института (филиал) Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В данной статье рассматривается концепция цифрового рубля в контексте обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации. Обсуждаются меры по регулированию цифровых финансовых активов, внедрению цифровой валюты и изменениям в законодательстве для поддержки проекта. Акцент делается на значимости создания собственной платежной системы для обеспечения независимости страны на мировой арене и уменьшения рисков финансовой нестабильности.

Ключевые слова: цифровой рубль, цифровые финансовые активы, цифровая валюта, финансово-экономическая безопасность, законодательство, платежные системы.

Финансово-экономическая безопасность представляет собой необходимый критерий успешного функционирования государства. Эффективное государство определяется как таковое, которое эффективно защищает свои национальные интересы и обеспечивает стабильность своей финансовой и экономической системы как в периоды процветания, так и в условиях кризиса, особенно в условиях сильной международной конкуренции. Без гарантированного обеспечения финансово-экономической безопасности невозможно решить ни одну из существенных задач, стоящих перед современным государством. Особое внимание к этому аспекту необходимо уделять в периоды экономических реформ, перехода к новым стратегиям развития и масштабным изменениям в финансовой сфере.

Финансово-экономическая безопасность охватывает комплекс стратегий, методов и инструментов, направленных на защиту экономических интересов государства на уровне его общей экономики и на уровне отдельных корпораций и хозяйствующих субъектов. Эта концепция не только способствует поддержанию стабильного экономического развития государства, но и обеспечивает надлежащее взаимодействие между участниками рынка. Эффективная система органов финансового контроля, помимо осуществления контрольных функций, способна анализировать проблемы в финансовой сфере как на макро- так и на микроуровне, разрабатывать и применять методы и средства борьбы с возникающими угрозами в этой сфере [1].

Финансово-экономическая безопасность страны зависит от способности государственных органов:

- обеспечить стабильность платежных и расчетных систем;

- поддерживать высокие экономические и финансовые показатели;

- гарантировать устойчивое экономическое развитие;

- минимизировать воздействие мировых финансовых кризисов и предотвращать их негативное влияние;

- предотвращать отток капитала за рубеж и защищать интересы национальной экономики;

- предупреждать возможные конфликты между различными секторами власти;

- привлекать зарубежные инвестиции для восстановления экономики;

- бороться с административными правонарушениями и серьезными преступлениями в финансовой сфере.

Законодательные и представительные органы субъектов РФ учреждают свои собственные органы финансового контроля, которые проводят меры по обеспечению финансово-экономической безопасности на региональном уровне.

Контрольное управление Президента Российской Федерации, созданное указом Президента от 8 июня 2004 года № 729, осуществляет мониторинг выполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, связанных с полномочиями Президента, его указами и распоряжениями, а также контролирует выполнение бюджетных посланий Президента Федеральному Собранию [2]. Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая организацию контрольных мероприятий, применение санкций за нарушения в финансово-бюджетной сфере, а также осуществляет финансовый мониторинг денежных потоков населения и другие функции. Федеральная налоговая служба и ее региональные подразделения контролируют соблюдение налогового законодательства, ведут учет налогоплательщиков и объектов налогообложения, проводят проверки правильности расчета, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Федеральное казначейство играет важную роль в государственном финансово-экономическом контроле. Оно осуществляет учет бюджетных средств на централизованных счетах, контролирует операции по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков и других участников бюджетного процесса. В случае обнаружения неправомерного использования бюджетных средств и других нарушений, Федеральное казначейство имеет право приостановить расходные операции по счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства и сотрудничать с другими федеральными органами исполнительной власти для обеспечения исполнения бюджетных положений.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль над денежной массой в обращении и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Этот контроль включает строгий мониторинг наличных денег в обращении, а также проведение валютных операций коммерческими банками и на валютной бирже. В случае выявления нарушений, Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их деятельность. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет надзор за соблюдением законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Она также отслеживает крупные единовременные расходы населения для борьбы с коррупцией и терроризмом. Федеральная таможенная служба отвечает за проведение таможенного контроля, который включает в себя контроль соблюдения таможенного законодательства, перемещение товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу, а также взимание таможенных пошлин, налогов и сборов при перемещении товаров через эту границу [3].

Финансово-экономическую безопасность можно рассматривать как защиту различных аспектов внутренних и внешних финансовых рынков, таких как денежный, валютный, фондовый и ссудный капитал, а также отдельных финансовых инструментов, таких как банковские депозиты, кредиты, акции и облигации. Это включает в себя следующие виды финансово-экономической безопасности: бюджетно-налоговую систему, кредитно-банковскую систему, валютно-денежную систему и фондовый рынок. Цифровой рубль, представляющий собой цифровую форму национальной валюты, имеет ряд преимуществ для государства. Эти преимущества включают в себя контроль над расходованием бюджетных средств, сокращение издержек на администрирование бюджетных платежей и потенциал для упрощения трансграничных платежей. Понятие цифрового рубля отличается от цифровой валюты и других цифровых финансовых активов, и регулируется соответствующим законодательством. Нормы в этой области постоянно изменяются, поэтому необходимо внимательно отслеживать законодательные изменения.

В 2018 году внесли проект федерального закона в Государственную Думу Российской Федерации, который регулировал отношения, связанные с созданием, выпуском, хранением и обращением цифровых финансовых активов. Этот проект закона состоял из 5 статей. После многочисленных дискуссий и разногласий 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о "ЦФА"). Финальная версия законопроекта значительно отличалась от изначального текста, а промежуток времени от второго чтения до его опубликования составил 10 дней. Тем не менее, закон был принят, и в нем было определено понятие цифровой валюты и регулировались основные аспекты ее оборота.

Разберем понятие цифровой валюты и ее соотношение с цифровым рублем путем раскладки таких понятий на блоки признаков (см. таблицу 1).

Таблица 1. Понятие цифровой валюты и цифрового рубля

Цифровая валюта

Цифровой рубль

Цифровая валюта признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения).

Цифровой рубль представлен в виде цифрового кода, т.е. совокупность электронных данных.

Цифровая валюта содержится в информационной системе, которая предлагается и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа.

Цифровой рубль обращается в рамках платформы цифрового рубля, который может быть принят в качестве средства платежа.

Не является денежной единицей в Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной единицей или расчетной единицей.

Является денежной единицей в Российской Федерации.

Отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных.

Цифровой рубль является безусловным обязательством Банка России.

Вытекающее из закона: возможна только «частная эмиссия», то есть выпуск в обращение цифровых данных, принимаемых в качестве средства платежа, которая не обеспечивается государством.

Вытекающее из закона: Банк России является эмиссионным центром страны, который выпускает цифровую валюту в качестве средства платежа, обеспечивается государством.

Практическое внедрение концепции цифрового рубля требует значительных изменений в законодательстве Российской Федерации. Предлагается внести поправки, которые определяли бы полномочия Банка России в организации денежного обращения на основе цифрового рубля, его роль как оператора цифровой платформы, на которой циркулирует цифровой рубль, а также права и обязанности участников этой платформы. Также необходимо изменить законодательство, регулирующее область расчетов, и установить особенности исполнения денежных обязательств с использованием цифрового рубля. Предполагается также внести изменения для обеспечения защиты информации о операциях с цифровым рублем как конфиденциальных данных, составляющих банковскую тайну [4].

В сфере гражданских правоотношений планируется коррекция налогового и бюджетного законодательства, изменение правил взыскания на имущество, а также определение особенностей управления цифровым кошельком в рамках процедур банкротства. Для обеспечения правовой защиты владения цифровым рублем и осуществления операций с ним требуются изменения в уголовном законодательстве [5]. Предусматривается также внесение изменений в федеральные законы о банках, национальной платежной системе, противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о валютном регулировании и валютном контроле, а также в другие законодательные акты.

Исходя из анализа мировых практик внедрения цифровых валют, можно сделать вывод, что стратегия Российской Федерации по созданию цифрового рубля является одним из ключевых шагов для обеспечения независимости государства на мировом финансовом рынке. Обеспечение финансово-экономической безопасности становится невозможным при постоянной зависимости от чужих платежных систем и валют. Создание собственной современной платежной системы позволит смягчить воздействие внешних факторов на экономику и уменьшить риски финансовой дестабилизации и разрушения финансового сектора.

Список литературы

  1. Графова Т. О., Шаповалов А. Ф. Риски и угрозы экономической безопасности в цифровой экономике //Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – №. 1 (30). – С. 382-386.
  2. Белова Е. С., Заверняев К. О., Кругляк Л. И. Стресс-тестирование как метод обеспечения экономической безопасности коммерческого банка в условиях цифровизации //Труд и социальные отношения. – 2021. – №. 4. – С. 51-62.
  3. Орлова В. А., Тюрина И. О. ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ //Вызовы цифровой экономики: технологический суверенитет и экономическая безопасность. – 2023. – С. 426-435.
  4. Шахгираев И. У. Взаимосвязь цифровых трансформаций с системой экономической безопасности предприятия //Вестник Чеченского государственного университета. – 2020. – Т. 37. – №. 1. – С. 21-27.
  5. Миронов А. А. Экономическая безопасность финансово-банковского рынка в условиях цифровизации //Инновационное развитие экономики. – 2020. – №. 3. – С. 165-169.