УДК 330

Россия и ЕАЭС: препятствия для интеграционного развития объединения

Кольцова Анна Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета

Шелестюк Дарья Сергеевна – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: Данная работа направлена на определение основных препятствий для дальнейшего интеграционного экономического развития ЕАЭС, а также предлагаются основные рекомендации по усилению экономического сотрудничества и ускорению процессов интеграции внутри объединения. На сегодняшний день главными препятствиями являются экономический санкции, направленные против России, и неблагоприятный инвестиционный климат, сложившийся в том числе из-за напряженной политической обстановки в регионе. Одной из центральных рекомендаций является усиление диалога России с третьими странами, особенно с Китаем, чтобы улучшить инвестиционный климат стран-участниц ЕАЭС и повысить значимость объединения для всех стран. Вместе с тем, важно поддерживать курс рубля на приемлемом уровне, вести переговоры по урегулированию конфликта с Украиной и стремиться к ослаблению напряжения с Западом для улучшения политического и экономического климата в стране.

Ключевые слова: ЕАЭС, российская экономика, санкционный режим, экономическая интеграция, международная экономика.

Пандемия коронавируса, обрушившаяся на мир весной 2020 г., и последовавший за ней коронакризис, с одной стороны, вытеснили из международной повестки многие актуальные вопросы, включая протекционизм, продвижение отдельными странами нарратива о справедливой торговле на смену свободной и ряд других. С другой стороны, пандемия привлекла внимание широкой общественности к проблеме реагирования и выхода стран и региональных интеграционных объединений из кризисных ситуаций, и ЕАЭС в этом плане не является исключением [6, с. 7]. События февраля 2022 г. выявили необходимость для России поиска новых политических партнеров, новых рынков и т.д. В этом смысле ЕАЭС обрела новое значение для России в текущих условиях, что в 2024 году сохраняет свою высокую актуальность.

В этом контексте премьер-министр России Михаил Мишустин призвал укреплять интеграцию стран евразийской «пятерки» [7, с. 1]. После событий февраля 2022 года ЕАЭС приобрел для Росси новое значение, учитывая сокращение связей с западными партнерами. В целом, Россия занимает, пожалуй, главенствующую роль в ЕАЭС, как лидер этого интеграционного объединения. Как пишет Анищенко И.И., «безусловным интересантом принято считать именно Россию, что обусловлено ее интересами в области расширения экономического и политического пространства вокруг себя» [1, с. 15].

Цель работы – определить основные препятствия для дальнейшего интеграционного экономического развития ЕАЭС, предложив основные рекомендации по усилению экономического сотрудничества и ускорению процессов интеграции внутри объединения.

Возможность свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы явились достаточно мощным импульсом для развития бизнеса в рамках ЕАЭС. Благодаря единым таможенным тарифам, постепенной ликвидации таможенных барьеров и принятию технических регламентов ЕАЭС, предприниматели получили свободу в представлении своих товаров и услуг на всей территории Союза по общим правилам. В настоящее время в ЕАЭС насчитывается 49 секторов, в рамках которых действует единый рынок услуг. В 2019 г., например, был образован единый рынок электроэнергии [3, с. 14-16].

За годы существования ЕАЭС отмечается увеличение товарооборота России как внутри Союза, так и с третьими странами [3, с. 8]. Главными торговыми партнерами России из числа стран-участниц ЕАЭС являются Беларусь и Казахстан. Основными группами товаров, которые Россия экспортирует в указанные государства, являются минеральные ресурсы; машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Чем сильнее будет становится экономика России, тем выше ее роль будет в этом интеграционном объединении. Как пишет Александр Королёв, заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, эксперт РСМД, Россия, начав свое председательство в 2023 г. в органах ЕАЭС, решила переосмыслить значение ЕАЭС. В частности, он отмечает «теперь для России объединение превращается в важный инструмент по повышению сопротивляемости санкционному режиму, снижению технологической и финансовой зависимости от Запада и развитию внешнеторговых связей с дружественными странами» [4, с. 10].

Новые суровые финансовые санкции против России, включая отключение некоторых национальных банков от SWIFT, вызывают серьезные потери для национальной финансовой системы. Это происходит из-за страхов компаний, банков и финансовых учреждений из стран-партнеров о возможных санкциях и технической сложности проведения финансовых операций или заключения сделок в долларах и евро с российскими субъектами под санкциями.

Такие риски критически влияют на усилия России по перенастройке импортных и экспортных потоков, поскольку они могут эффективно препятствовать сотрудничеству в ЕАЭС. В связи с этим, возрастает запрос на создание антисанкционной финансовой инфраструктуры с участием региональных институтов развития и национальных регуляторов стран-участниц Союза для минимизации рисков сотрудничества с Россией.

В марте 2022 г., Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития БРИКС объявили о приостановке транзакций в Россию и Беларусь. Это указывает на растущее давление на мировые финансовые организации и может негативно отразиться на участии России в инфраструктурных проектах.

Вследствие этого, нетерпеливо требуется обеспечить альтернативные механизмы инвестирования инфраструктурных проектов и компенсировать отсутствие инвестиций от международных институтов, в первую очередь за счет усиления сотрудничества в рамках ЕАБР, повышения национальных валютных резервов и сотрудничества с третьими странами, включая Китай, Индию и страны АСЕАН.

Учитывая большое количество экономический санкций, сокращение импорта из западных стран в Россию, введение потолка цен на энергоносители, Россия теперь еще больше нуждается в новых рынках. Владимир Путин отметил, что в 2022 г. на пространстве ЕАЭС была обеспечена бесперебойная торговля всеми жизненно необходимыми товарами, включая продовольственные и энергетические [8, с. 2]. Безусловно, для России продовольственная безопасность и поиск новых рынков для поставок энергоресурсов имеют большое значение, и в этом смысле ЕАЭС может стать опорой для российского правительства.

Как утверждает Петр Дуткевич, члены ЕАЭС «рассчитывают свои выгоды не только в экономическом плане, но и по собственной суверенной шкале независимости от российского влияния» [9, с. 2]. Аналогичную точку зрения – с определенными оговорками – разделяют многие эксперты. Например, Андрей Сушенцов и Николай Силаев подчеркивают, что экономически успешные государства ЕАЭС – Беларусь и Казахстан – «стремятся найти противовес влиянию России, но они никогда не делают это самоцелью» [13, с. 23].

Даже ключевая роль России как экономического драйвера интеграции может стать источником рисков. В середине 2020 года на Россию приходилось 86,45% совокупного ВВП ЕАЭС, 88,6% всего промышленного производства, 85,8% инвестиций в основной капитал и основная часть всех денежных поступлений, взаимной торговли и услуг [2, с. 89].

С одной стороны, Россия должна взять на себя львиную долю рисков развития Союза. С другой стороны, экономические проблемы в России неизбежно затрагивают всех членов сообщества, так что Россия в значительной степени перекладывает свои экономические риски на весь ЕАЭС, в то время как риски других стран-членов влияют на российскую экономику в гораздо меньшей степени. Тимофей Бордачев также отметил чрезмерную зависимость всех постсоветских стран (а не только членов ЕАЭС) от России [10, с. 11]. Другие исследователи также отмечают внутреннюю структурную уязвимость государств-членов ЕАЭС (в частности, слабость институтов) [13, с. 20].

Другой стороной этой проблемы является собственная озабоченность России растущим влиянием Китая в Евразии и даже «опасностью [его] доминирования» [14, с. 5], что позволяет экспертам утверждать, что “Россия испытывает двойственное отношение к Китаю в евразийском интеграции» [15, с. 1]. Взаимодействие с Китаем в регионе в целом и в рамках усилий по объединению интеграционных инициатив в частности остается предметом обсуждения в российском обществе, но реализация некоторых китайских проектов на постсоветском пространстве вызывает озабоченность у России и некоторых других стран-членов ЕАЭС [11, с. 1].

Однако проблема заключается не только в мощи Китая или его «ползучей экспансии». Существуют системные противоречия в отношении предпочтительных форматов увязки интеграционных инициатив. В то время как наиболее целесообразным подходом для России является институциональный (диалог ЕАЭС-Китай, в котором ЕАЭС будет действовать как единый политический и экономический субъект), Китай предпочитает немного другой подход, который подразумевает двусторонние соглашения между отдельными странами, участвующими в конкретных проектах [12, с. 57]. Разницу в подходах можно описать так: Китай придает большее значение экономике и экономическому мышлению, в то время как Россия придает большее значение политике и политическому мышлению.

Есть еще один аспект. Развивая сотрудничество с Китаем, Россия иногда действует от имени всего ЕАЭС, не консультируясь с другими его членами. Так было, например, в 2015 году, когда только Россия приняла участие в подготовке заявления об интеграции ЕАЭС и китайской инициативы «Экономический пояс шелкового пути», не взаимодействуя с другими странами Союза или Евразийской экономической комиссией [6, с. 7]. Другими словами, Россия взяла на себя слишком много, из-за чего партнерство внутри ЕАЭС нельзя считать равноправным. Безусловно, из-за этого снижается желание других стран-членов активно участвовать в развитии ЕАЭС или действовать в ее рамках. 

Для преодоления вышеперечисленных препятствий и усиления экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС, что в свою очередь спровоцирует интеграционный процесс, необходима комплексная стратегия, включающая ряд шагов, связанных с экономическим управлением. В текущей обстановке изменение механизма определения целей торговых соглашений, особенно в рамках ЕАЭС, становится необходимостью для России, поскольку такой механизм должен выполнять три основные функции.

Во-первых, необходимо создать льготные условия для импорта критически важной продукции в РФ, например, электроники, полупроводников и оборудования. Некоторые страны-партнеры ЕАЭС уже могут заменить импорт продукции, подвергнутой санкциям, в определенных категориях. Например, Вьетнам может заменить Тайвань как крупнейшего поставщика электронных компонентов в Россию. Это может быть использовано Москвой для лоббирования пересмотра и обновления существующего соглашения с Ханоем в рамках ЕАЭС.

Во-вторых, необходимо расширить экспортные каналы для перенаправления российской продукции, которая уже не находит спроса в Европе, включая нефть, газ, уголь, сталь, удобрения и сельскохозяйственную продукцию. Последняя особенно важна для многих регионов мира в контексте обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобальных кризисов.

И, в-третьих, следует создать новые региональные точки входа и/или хабы через сеть ЗСТ, которые смогут выполнять определенные функции в зависимости от региональных особенностей. Например, в новых условиях ОАЭ может стать финансовым и технологическим хабом на Ближнем Востоке, Индия может выступить экономическим хабом в Южной Азии, а Монголия может стать транспортно-логистическим и инфраструктурным хабом в Северо-Восточной Азии.

Ранее роль такой точки входа играл Сингапур, который помогал России укрепить свою позицию в ключевых экономических и технологических процессах в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако после введения санкций эта роль, возможно, будет передана Индонезии, с которой планируется подписать ЗСТ в ближайшие два года. Возможно, в свете политических, экономических и репутационных соображений, Россия во время председательства Армении в 2024 года будет активно взаимодействовать с армянским правительством, чтобы лоббировать решение о ведении переговоров с Джакартой, чтобы к концу 2024 года достичь значительного прогресса с партнерами по Союзу.

Таким образом, пожалуй, главной рекомендацией является усиление диалога России с третьими странами, в особенности с Китаем, который поможет улучшить инвестиционный климат стран-членов ЕАЭС и тем самым увеличит значение объединения для всех стран. В то же время для российского правительства важно поддерживать курс рубля на приемлемом уровне, чтобы российский рубль сохранял свой престиж и, таким образом, российская экономика выглядела достаточно сильной и привлекательной для стран-членов ЕАЭС. Важным направлением является ведение переговоров по мирному урегулированию конфликта с Украиной, что, в свою очередь, может привести к некоторому ослаблению напряжения с Западом и, соответственно, улучшению политического и экономического климата в стране. Хотя эта рекомендация и является наиболее важной и эффективной, она выглядит сегодня практически невыполнимой.

Список литературы

  1. Анищенко И.И. Российская Федерация в Евразийском экономическом союзе: опыт и перспективы развития // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/79ECVN220.pdf (дата обращения: 24.01.2024).
  2. Евразийская экономическая комиссия: годовой отчет за 2020 год . — Текст : электронный // ЕЭК : [сайт]. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/ReportEEC2020r.pdf (дата обращения: 25.01.2024).
  3. Ивановский Д. ЕАЭС в фактах и цифрах: кто что получил от интеграции // Аналитический портал RUBALTIC.RU [Электронный ресурс]. 2019. 30 мая. – URL: https://www.rubaltic.ru/. (дата обращения: 24.01.2024)
  4. Королев, А. РСМД / А. Королев. — Текст : электронный // РСМД : [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/brak-po-sanktsionnomu-raschetu-rossiya-pereosmyslivaet-rol-eaes/?ysclid=lrur4djqok576156705 (дата обращения: 26.01.2024).
  5. Королев, А. Новые контуры внешнеэкономической стратегии ЕАЭС / А. Королев. — Текст: электронный // РСМД : [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novye-kontury-vneshneekonomicheskoy-strategii-eaes/ (дата обращения: 25.01.2024).
  6. Королев, А. Новые контуры внешнеэкономической стратегии ЕАЭС/14.07.2020 / А. Королев. — Текст: электронный // РСМД : [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novye-kontury-vneshneekonomicheskoy-strategii-eaes/ (дата обращения: 24.01.2024).
  7. Михаил Мишустин призвал укреплять интеграцию стран евразийской "пятерки"/11.10.2020. — Текст: электронный // RG.RU : [сайт]. — URL: https://rg.ru/2020/10/11/mishustin-prizval-ukrepliat-integraciiu-stran-evrazijskoj-piaterki.html (дата обращения: 24.01.2024).
  8. Путин подвел итоги 2022 года для ЕАЭС. — Текст: электронный // Ведомости : [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/12/09/954627-putin-podvel-itogi (дата обращения: 25.01.2024).
  9. Bespalov, A. Global Regionalisation and Integration in Eurasia / A. Bespalov. — Текст: электронный // Valdai : [сайт]. — URL: https://valdaiclub.com/a/highlights/global-regionalisation-and-integration-in-eurasia/ (дата обращения: 25.01.2024).
  10. Bordachev, T. Russia and Central Asia: Between Pragmatism and Geopolitics / T. Bordachev. — Текст : электронный // Valdai : [сайт]. — URL: https://valdaiclub.com/a/highlights/russia-and-central-asia-between-pragmatism/ (дата обращения: 25.01.2024).
  11. Kulintsev Sinophobia in the Post-Soviet Space. / Kulintsev. — Текст : электронный // Global Affairs : [сайт]. — URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/sinophobia-post-soviet-space/ (дата обращения: 25.01.2024).
  12. Mikhailenko, V. Asymmetries of Regional Integration Projects in the 21st Century / V. Mikhailenko. — Текст : электронный // urfu : [сайт]. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/58530/1/978-5-7996-2328-9_2018.pdf (дата обращения: 25.01.2024).
  13. Sushentsov Coming-of-Age Stories: Foreign Policy as Formative Experience for New Eurasian States. / Sushentsov. — Текст: электронный // Valdai: [сайт]. — URL: https://valdaiclub.com/files/37782/ (дата обращения: 25.01.2024).
  14. Vorobyov China and Central Asia: Growing Friendship at Russian Borders. / Vorobyov. — Текст : электронный // RIAC: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/china-and-central-asia-growing-friendship-at-russian-borders/ (дата обращения: 25.01.2024).
  15. Zhao, Huansheng Eurasian Integration: Adapting to New Realities. / Huansheng Zhao. — Текст: электронный // Valdai: [сайт]. — URL: https://valdaiclub.com/a/highlights/eurasian-integration-adapting-to-new-realities-/ (дата обращения: 25.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: