УДК 332.1

Показатели оценки эффективности региональной экономики: векторы развития

Молодых Дмитрий Андреевич – аспирант Московской международной академии.

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития оценочных показателей эффективности региональной экономики. В частности, рассматриваются показатели оценки эффективности молодежной региональной политики на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. Описываются возможные варианты оценочных показателей.

Ключевые слова: оценочные показатели, региональная политика, молодежная региональная политика, оценка эффективности.

Оценка эффективности региональной политики осуществляется по широкому спектру показателей, с учетом того, что само понятие и содержание «региональной политики» достаточно емкое и разноплановое. Региональную политику можно охарактеризовать по содержательному принципу, с точки зрения секторов экономики региона, которыми необходимо управлять. Исходя из этого, рассмотрим варианты оценочных показателей на примере региональной молодежной политики в ЯНАО, учитывая важность вопроса и необходимость создания условий для эффективной интеграции молодых граждан страны в процессы социально-экономических преобразований, их самоопределения и самореализации.

Эффективность управления муниципальной молодежной политики не может отражать результаты только в каком-либо одном направлении или аспекте (политическом, экономическом, социальном и др.). Она должна раскрывать все его многоэлементное содержание, все многообразие протекающих процессов и явлений, результаты взаимообусловленных процессов развития молодежи и общества, их взаимодействие с окружающей средой.

Вопросы молодежной региональной политики требуют качественного межведомственного взаимодействия и разноуровневой координации. Исходя из этого, представляется важным охарактеризовать ряд показателей, оценивающих эффективность взаимодействия.

Представляется важным снизить количество дублирований функций органов государственной власти и сформировать единый подход при реализации мероприятий, проектов и программ молодежной политики региона, что даст более полное использование всех ресурсов - общественно- политических, культурно-образовательных, оздоровительных, спортивных, досуговых, развивающих и др.

Направленность программ по молодежной политики в ЯНАО в целом соответствует как стратегическим документам, принятым в сфере государственной молодежной политики, так и важным для региона направлениям работы с молодежью.

В тоже время, проекты и методические материалы, разработанные специалистами по работе с молодежью органов и учреждений, не всегда соответствуют современным требованиям в части целеполагания, структуры и содержания.

В процессе реализации программ и проектов возникают сложности межведомственного взаимодействия на местах, где основным объектом молодежной политики становится учащаяся молодежь (студенческая молодежь отсутствует или представлена небольшим количеством студентов нескольких учреждений среднего профессионального образования; работающую молодежь вовлекать в мероприятия молодежной политики сложнее). Отсюда, при отсутствии системного межведомственного взаимодействия, возникают проблемы привлечения одних и тех же молодых людей к мероприятиям в сфере молодежной политики, образования, культуры, спорта.

Таким образом, решение комплекса проблем, с которыми сталкивается в процессе реализации своих процессов государственная молодежная политика, обычно начинают с разработки плана. Задача заключается в том, чтобы скоординировать этот комплекс, указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий.

Поскольку молодежная политика является частью социальной политики государства, их необходимо рассматривать в диалектическом единстве. В Российской Федерации реальной обобщающей характеристикой социально-экономического развития общества и реализации социальной политики являются статистические показатели уровня и качества жизни, которые позволяют оценить степень социального благополучия всех категорий граждан, включая молодежь.

В качестве количественных показателей по этому направлению можно назвать следующие:

  • оценка удовлетворенности молодежи услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, %;
  • оценка молодежью эффективности деятельности органов управления молодежной политикой, % и др. (таблица).

Таблица. Предполагаемый эффект от повышения координации в управлении молодежной политикой в ЯНАО

Показатель эффективности

2024 г.

(план)

После внедрения рекомендаций

Оценка удовлетворенности молодежи услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, %

55,8

61,6

Оценка молодежью эффективности деятельности органов управления молодежной политикой, %

61,0

67,0

Так, например, на территории муниципального образования г. Новый Уренгой в ЯНАО с молодой семьей работают: Администрация города Новый Уренгой, иные органы Администрации города; муниципальное автономное учреждение молодежный центр «Молодежный», муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный ресурсный центр», МАУК ЦКиД «Магистраль», структурное подразделение КДЦ «Созвездие» р-н Лимбяяха; МБУК Централизованная библиотечная система; Государственное казанное учреждение Ямало–Ненецкого автономного округа «Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой», Управление Пенсионного фонда в г. Новый Уренгой. Разработка межведомственного плана позволит упорядочить работу в этой сфере.

Следует также отметить, что для эффективного планирования важным является сбор полной и актуальной информации, для чего в ряде регионов России введены в состав постоянных мероприятий социологические мониторинги самочувствия молодежи. Такой мониторинг предусмотрен в муниципалитетах Республики Татарстан; г. Ярославле; Свердловской области и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень и качество жизни молодежи являются важнейшими показателями эффективности муниципальной молодежной политики в том числе.

Список литературы

  1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 27, 03.07.1995, ст.2503
  2. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 г. (в ред. от 10 января 2021г.)//Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300003
  3. Артюхов, А. В. Молодежь на Крайнем Севере: проблемы социализации и жизненного самоопределения (на примере городов и поселений ЯНАО) / А. В. Артюхов, Б. С. Павлов, А. В. Стожаров. – Екатеринбург-Салехард : Ин-т экон. УрО РАН, 2016. – 437 с.
  4. Куприянова, Г.В. Совершенствование управления деятельностью органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики / Г.В. Куприянова //Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики: 2018 год – М.: Министерство образования РФ. М., 2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими: