УДК 304.2:008

Межкультурная коммуникация путем миграции (на примере Великого переселения народов)

Слесаренко Зарина Ринатовна – кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В представленной статье миграция рассматривается как процесс межкультурной коммуникации в период Великого переселения народов. Переселение народов кардинально изменили этнический, социальный ландшафт земли и способствовало смешению культурных ценностей, традиций, ремесел, искусств и верований. Великое переселение народов является уникальным и неповторимым культурно-историческим феноменом, который положил начало зарождению современных европейских государств, народов. Он сформировал коммуникативные, культурные, нравственные и психологические особенности европейского общества. Однако проблематика культурной составляющей миграционных процессов как основа понимания межкультурной коммуникации сегодня мало изучена.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, миграция, перемещение этнических групп, межкультурные связи, переселение народов.

В последнее время в научной литературе особую актуальность приобретает проблема социокультурной мобильности, осуществляемая посредством миграции. Существует огромное количество исследований, где описаны типы и законы миграции, факторы, вызывающие миграционные процессы, оценка роли миграции, последствия и т.п. Если юридические, политические, экономические и социальные проблемы в настоящее время изучаются, то проблема культурной составляющей миграционных процессов в исследовательской литературе менее изучена. Цель статьи заключается в изучении межкультурной коммуникации путем миграции в контексте истории и культуры.

Миграция – это перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на определенное время. Миграционные процессы способствуют межкультурной коммуникации между представителями разных народов.

Первые направления межкультурной коммуникации можно обнаружить в древнейший период, когда небольшие группы людей переходили с одной территории на другую (в период палеолита). Также можно вспомнить завоевательную политику А. Македонского, осуществляемая в результате военных походов, которая привела к тому, что география межкультурного взаимодействия изменилась. В результате вторжения армии Александра в Среднюю Азию и последовавшей за этим трёхлетней войны (329-327 гг. до н.э.) некогда цветущий Согд был разорён, города разрушены, а население понесло многочисленные жертвы, что и побудило согдийцев покинуть Родину в конце IV в. до н.э. [3]. Знаменитый «шелковый путь» связывал Восточную Азию, и Западную Европу и выполнял роль не только торговых караванов, но и культурного взаимодействия между Востоком и Западом. Все эти движения повлекли за собой серьезные изменения во всех сферах деятельности человечества. Между тем история человечества знает пример миграционного движения, в результате которого происходили масштабные перемещения этнических групп, способствовавшие изменению культурного, политического и этнического облика европейского континента. Это так называемое Великое переселение народов разных племен (вандалы, гунны, готы, аланы и многие другие) IV–VII вв., состоявшее из трех основных этапов. Первый этап – «германский» (II–IV вв.) охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения, когда готы мигрировали с территории. Второй этап – «гуннский» (IV–V вв.) возникает в результате вторжения в Европу гуннов (кочевников из степей Центральной Азии тюркского или монгольского происхождения). Римской империи под началом талантливого полководца Аэция в союзе с армией варварскими племенами (франки и вестготы) смогли остановили нашествие коалиции племён гуннов и германцев под началом Аттилы на Галлию в легендарной битве на Каталаунских полях, произошедшей в 451 году. Однако ослабленный Рим вскоре был захвачен и разграблен племенами вандалов, чье имя стало нарицательным, символизирующим бессмысленные разрушения.

В результате миграционных движений в Европе начался синтез античной и варварской культур. Процесс этнических и культурных смешений зависел от нескольких факторов: во-первых, это суровые климатические условия, которые влияли на темпы культурного синтеза; во-вторых, характер расселения варваров на территории империи, то есть, если варвары селились изолированно от римлян, то это замедляло темпы смешения; в-третьих, большую роль играл культурный уровень местного и пришлого населения; в-четвертых, принятие германцами христианства и возможность заключения браков с римлянами способствовало быстрому процессу их культурной ассимиляции.

Третий этап «славянский» (VI–VII вв.) связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племён.

Следует отметить, что мнения исследователей разделились во взглядах относительно начала третьего этапа Великого переселения. Одни считают, что третий этап начался в VI веке, другие – IV в. Так или иначе славянские народы оказались непосредственными участниками глобальной миграции. Многие историки видят причину переселения славян в том, что они просто среагировали на движение окружающих народов (сарматов, тюрков, иллирийцев, фракийцев) [2]. Уже с IV в. межкультурные связи наблюдаются с готами, правда впоследствии они становятся противниками, а славяне присоединяются к гуннам. Из-за нашествия гуннских племен одна часть славян вынуждена была расселиться в направлении запада и юго-запада. А другая часть мигрировала к Византийской империи, то есть на восток.

В результате этих миграций славянские народы заняли обширные территории в Восточной Европе. По мере расселения славян на Восточно-Европейской равнине им приходилось сталкиваться с народами других культур, проживавшими на своих территориях (например, финно-угорские племена – предки современных финнов, эстонцев, мордвы, марийцев и др.). Однако эти столкновения не всегда были мирные, о чем свидетельствуют летописи и археологические памятники. Сосуществование славян с балтами и финно-угорскими племенами приводило к незначительной и постепенной ассимиляции. Со временем происходит «исчезновение» финно-угорского населения, запустение их племенных и сакральных центров. Многие исследователи полагают, что миграционные движения славян происходили в местах мало привлекательных для балтов и финно-угров из-за различных типов хозяйствования (собирательство, охота, земледелие). Археолог М.И. Артамонов писал: «Не исключая мирного просачивания славян в иноплеменную среду, все же следует полагать, что главным в процессе их расселения было военное насилие. Об этом говорит и сравнительная быстрота славянского расселения и руины сожжения ими балтских и финских убежищ – городищ» [3].

В V-VI вв. славяне осваивают Константинополь, а в 578 году славянские войска покоряют и Грецию, а затем осваивают ее. Не остановившись на этом, славяне двигаются к югу. Балканский полуостров был заселен до отказа. Затем славяне переходят через Дунай, захватывают новые территории и заселяют их. В их числе были Македония, Эллада, Фракия. Также славяне вторглись и в Византию. По сути расселение славян имело смешанный характер: оно было и мирным, и военно-организованным.

Таким образом, Великое переселение входит в структуру глобальных процессов миграции, длившихся более восьми веков. Двигались народы (в основном германские, сарматские, гуннские, славянские) с отдаленных частей Римской империи в ее центральную область, где и так была высокая плотность населения. Межкультурные миграции народов Европы кардинально изменили этнический, социальный и культурный ландшафт земли. В результате Великого переселения народов произошли глобальные изменения. Так, в входе войн было уничтожено немало народностей. Наиболее показательным примером является история племени гуннов. Благодаря вождю гуннов – Атилле – было образовано могущественное государство, однако после его смерти держава распалась, а племя ассимилировалось с другими народами, пришедшими из Азии. Переселение народов способствовало к смешению культурных ценностей, традиций, ремесел, искусств, верований (религию). Известно, что варварские племена осваивали античную культуру, письменность и христианство. Некогда Великий Рим постепенно сдает свои позиции и окончательно распадается в 476 г., когда германцы вынуждают последнего императора Ромула Августа отказаться от престола. На западной части Рима формируются варварские королевства. В результате Великого перенаселения были также серьезные разрушения и потери среди населения. Так, например, беспощадные вандалы и гунны несли за собой разорения городов, порабощения народностей, убийства людей, грабежи древних памятников и т.п.

Великое переселение народов является уникальным и неповторимым культурно-историческим феноменом, который положил начало зарождению современных европейских государств, народов. Он сформировал коммуникативные, культурные, нравственные и психологические особенности европейского общества.

Список литературы

  1. Артамонов М.И. Славяне и норманны в Восточной Европе в период образования русского государства / М.И. Артамонов // Вестник ЛГУ – № 4. – 1988. – С. 3–6.
  2. Буданова В.П. Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты / В.П. Буданова, А.А. Горский, И.Е. Ермолова. – СПб.: Алетейя, 2011. – 336 с.
  3. Рахимов Н.Т. Исход согдийцев: начало миграции и колонизации восточных территорий / Н.Т. Рахиомв // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ishod-sogdiytsev-nachalo-migratsii-i-kolonizatsii-vostochnyh-territoriy (дата обращения: 03.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: