УДК 338.3

Анализ систем поддержки принятия производственных решений

Белова Мария Кандауровна – студент Донского государственного технического университета.

Ландышев Владимир Александрович – кандидат технических наук, начальник отдела Системного администрирования, доцент кафедры Информационных технологий Донского государственного технического университета.

Аннотация: В современном мире существует несколько разновидностей информационных систем для поддержки принятия решений, такие как: DSS, MIS, ESS, TPS, FDSS. Каждая из них играет свою роль в организационной иерархии и процессе принятия решений. В данной статье авторы выбрали две основные информационные системы, а именно MIS и DSS. После определения процесса принятия решений на основе каждой концепции, были определены ее характеристики, отношения, связи каждой концепции с процессом принятия решений.

Ключевые слова: процесс принятия решения, системы поддержки принятия решений, компьютерная система, организационная иерархия.

Система поддержки принятия решений или (Decision Support System - DSS) это компьютерная система, предназначенная для использования конкретным менеджером или группой менеджеров на любом организационном уровне при принятии решения. СППР производит выходные данные в виде периодического или специального отчета или результатов математического моделирования. Трудность состоит в определении структурированности проблемы, которая требует решения. Нельзя точно определить, что является полностью структурированным или неструктурированным решением проблемы. Подавляющее большинство из них являются полуструктурированными. Это означает, что СППР нацелена на ту область, где необходимо принять полуструктурированное решение.

Система поддержки принятия решений имеет ряд характеристик, к которым относятся следующие:

  • СППР пытается повысить эффективность принятия решений в след параметрах: точность, своевременность, качество.
  • СППР оказывает поддержку как отдельным лицам, так и группам. Многие организационные проблемы связаны с групповым принятием решений. Менее структурированная проблема часто требует участия нескольких человек из разных отделов и организационных уровней.
  • Передовые СППР оснащены компонентом знаний, который позволяет эффективно и результативно решать сложные проблемы.
  • СППР может обрабатывать большие объемы данных. Пакеты управления базами данных позволяют лицам, принимающим решения, искать информацию в базе данных. СППР также может решать проблемы, когда требуется небольшой объем данных.
  • СППР может быть разработана с использованием модульного подхода. При таком подходе некоторые функции СППР помещаются в отдельные модули - программы или подпрограммы - что позволяет эффективно тестировать и внедрять систему.
  • СППР имеет графическую ориентацию. Часто говорят, что картинка стоит тысячи слов. Современные системы поддержки принятия решений могут помочь менеджерам сделать привлекательные, информативные графические презентации на экранах компьютеров и в печатных документах. Многие из современных программных пакетов могут создавать линейные рисунки, круговые диаграммы, линии тренда и многое другое. Такая графическая ориентация может помочь лицам, принимающим решения лучше понять истинную ситуацию на конкретном рынке.
  • СППР поддерживает оптимизацию и эвристический подход. Для небольших проблем СППР обладает способностью находить оптимальную ситуацию. Для более сложных проблем используется эвристика. С помощью эвристики компьютерная система может определить хорошее, но не обязательно лучшее решение. Этот подход дает лицу, принимающему решение, большую гибкость в получении компьютерной поддержки для принятия решений.
  • СППР может выполнять анализ "что - если" и анализ поиска цели. Анализ "что - если" это процесс внесения гипотетических изменений в проблемные данные и наблюдения за влиянием результатов.

Роль DSS в процессе принятия решений. MIS направленна на выявление проблем и помощи менеджерам в понимании их, чтобы принять подходящие и правильные решения, но главная слабость MIS в том, что она не направлена на конкретные потребности отдельных лиц и групп, принимающих решения. Очень часто MIS не предоставляет именно ту информацию, которая необходима для решения задач по принятию индивидуальных и групповых решений. Исходя из вышеизложенного уже было установлено, что СППР адаптирована к конкретным потребностям индивидуальных и групповых менеджеров.

Таким образом, СППР распространяет поддержку на все остальные этапы (в постановке цели и критериев, поиске альтернатив, оценке альтернатив, принятии решения и пересмотр решения) принятия решения. Сущность вышеизложенного сводится к выводу о том, что DSS играет более важную роль в принятии решений и решении проблем чем MIS.

Система поддержки принятия решений это интегрированный набор компьютерных инструментов, позволяющих лицу, принимающему решение, взаимодействовать непосредственно с компьютером для получения информации, полезной для принятия решений. Примеры таких решений включают: решения о слиянии и поглощении, расширение производства, управление портфелем новых продуктов и маркетинговые решения.

В 2010 году Хода Нохбатольфогхахаи и другие представили нечеткую систему поддержки принятия решений (Fuzzy Decision Support System- FDSS) с новой структурой принятия решений. Эта система может быть применена для управления кризисными условиями в любых крупномасштабных системах с большим количеством параметров. После получения функциональных переменных системы и сигналов о неисправностях, FDSS принимает правильные решения по устранению неисправностей и затронутых элементов сети.

Эти решения выражаются в виде сценариев с разной степени желательности, которые определяются правильно разработанными нечеткими многокритериальными методами принятия решений, помогающими руководителю выбрать лучший по своему усмотрению. В 2010 году была представлена реализованная в интернете система поддержки выбора, которая способна помочь или даже заменить модератора в процессе выбора, где экспертам разрешено предоставлять свои предпочтения, используя одного из многих типов отношений предпочтений. Эти исследования показывают важность и роль MIS в процессе принятия решений менеджерами.

Резюмируя вышесказанную информацию, можно прийти к выводу, что менеджеры на всех уровнях организационной иерархии нуждаются в точных данных и информации для принятия решений, которые повышают эффективность работы организации. Такая концепция предполагает, что информационная потребность руководящего уровня отличается от верхнего уровня. В то же время тип информации на каждом уровне также отличается. На нижнем уровне руководителям нужна определенная, ясная, точная, количественная и внутренняя организационная информация, а на высшем менеджеру нужна неопределенная, ориентированная на будущее, нечастая, обобщенная, относительная, не поддающаяся количественной оценке и в основном, внешняя информация. Количественная информация может быть собрана из внешней среды, если это целесообразно.

В целом, различные виды данных и информации подходят для принятия решений на разных уровнях организационной иерархии. Информационная система может оказывать влияние на каждый шаг процесса принятия решения при решении проблем. Одновременно с этим, информационная система не может полностью удовлетворить информационные потребности каждого уровня, но, если информационные системы будут интегрированы на разных уровнях, они смогут удовлетворить информационные потребности не только одного уровня, но часть информационных потребностей других уровней. Например, TPS удовлетворяет потребности нижнего уровня организации, а MIS предоставляет данные и информацию для нужд менеджмента нижнего и среднего уровня. DSS предоставляет информацию для среднего и высшего уровней организационной иерархии, а ESS удовлетворяет только управленческие потребности высшего уровня.

Таким образом, можно сделать вывод, что DSS может распространить свою поддержку на те же этапы процесса принятия решений и имеет больше ролей в принятии решений, чем MIS.

Список литературы

  1. Системы поддержки принятия решений, назначение и решаемые задачи [Электронный ресурс]. URL: http://referatz.ru/works/296331/
  2. DSS – система поддержки принятия решений [Электронный ресурс]. URL: http://prospo.ru/erp/1816-dss
  3. Power D. J. Web-based and model-driven decision support systems: concepts and issues. Americas Conference on Information Systems, Long Beach / D. J. Power. – California, 2000. – 137 р.
  4. Power D.J. A Brief History of Decision Support Systems. DSSResources.COM, World Wide Web [Электронный ресурс] / D.J. Power. – 2003. – May 31. URL: http://DSSResources.COM/history/dsshistory.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: