"Научный аспект №2-2019" - Технические науки

УДК 65.011.56

Системный анализ и моделирование некоторых основных процессов деятельности ГУЗ СО Городская поликлиника №1 г. Балаково

Горшков Евгений Александрович – кандидат технических наук, и.о. зав. кафедрой Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Куликова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Кондрашов Глеб Александрович – студент кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье проводится анализ бизнес-процессов и функциональное моделирование некоторых основных процессов деятельности ГУЗ СО «Городская поликлиника №1 г. Балаково».

Ключевые слова: Оделирование бизнес-процессов, ГУЗ СО Городская поликлиника №1 г. Балаково, база данных, процессный подход. Моделирование бизнес-процессов, ГУЗ СО Городская поликлиника №1 г. Балаково, база данных, процессный подход.

В любом учреждении присутствуют так называемые процессы «деятельности». К основным бизнес-процессам в поликлинике можно отнести: диагностику и лечение различных заболеваний и состояний; установление медицинских показаний и направление пациентов в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи; проведение профилактических осмотров пациентов и т.д.

Основные требования для оптимальной реализации деятельности электронного взаимодействия лечебной части поликлиники, положены в основу стандарта «Электронная история болезни» [1]. Для анализа функций поликлиники целесообразно использовать функциональный анализ с использованием методологии IDEF0. Основными функциями лечебной части ГУЗ СО Городская поликлиника №1 г. Балаково являются: регистрация пациента и его запись на приём; постановка диагноза и лечение пациента; проведение профилактических осмотров; ведение отчётности. С точки зрения организации документопотока поликлиники одной из важных функций является обслуживание пациента. Контекстная диаграмма концептуальной модели работы в поликлинике представлена на рисунке 1.

С точки зрения главврача целью является оптимизация текущих бизнес-процессов поликлиники для повышения эффективности деятельности организации. На входе контекстной диаграммы – личные данные больного; управление - устав, правила и процедуры приёма пациента, приказ Минздрава РФ и постановление Правительства РФ; на выходе - сводная ведомость учёта больных и результаты анализов больного; механизм- регистратура, главный врач и врач.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма функции обслуживание пациента поликлиники.

Диаграмма декомпозиции функции обслуживание пациента поликлиники представлена на рисунке 2. Диаграмма декомпозиции состоит из пяти этапов: запись пациента на приём; предварительная постановка диагноза; окончательная постановка диагноза и рекомендации по лечению; направление на сдачу анализов; отчёты по количеству вылеченных пациентов. При записи пациента на приём, сотрудник регистратуры использует его личные данные. Далее пациент получает талон на приём к врачу, и врач ставит ему предварительный диагноз. После этого врач направляет клиента на медицинский осмотр. Далее врач также может направить пациента на сдачу анализов, выдав ему талон, и на выходе он получит результат анализов. Либо если талон на анализы не требуется, то врач записывает в медицинскую карту окончательный диагноз и даёт рекомендации по лечению. Таким образом, происходит функция обслуживания пациента поликлиники. Далее врач сдаёт данные по количеству вылеченных направлений. А главврач формирует отчёты по количеству вылеченных пациентов и на выходе получает сводную ведомость учёта больных.

Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции функции обслуживание пациента поликлиники.

Для расширения возможности в организации обработки информации по отчётам целесообразно детально проанализировать еще одну функцию, которую выполняет главный врач поликлиники – отчёты по количеству вылеченных пациентов.

Очередность выполнения функций для решения данной задачи следующая: получив данные по количеству вылеченных направлений главврач делает отчётность. Далее он создаёт базу данных на основе информации о пациентах. После этого главный врач поликлиники получает данные о формировании отчётности и подготавливает отчёт. По данным отчётности он переходит на этап согласования отчётов. Далее по готовым отчётам происходит их утверждение и сдача отчётов. И на выходе получается сводная ведомость учёта больных. Все функции, которые изображены на диаграмме, выполняет главный врач поликлиники. Управлением являются устав, правила и процедуры приёма пациента, приказ Минздрава РФ и постановления Правительства РФ.

Диаграмма декомпозиции второго уровня функции отчёты по количеству вылеченных пациентов поликлиники представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции второго уровня функции отчёты по количеству вылеченных пациентов.

Диаграмма дерева узлов показывает полную иерархию работ в модели и позволяет рассмотреть всю модель целиком, но не показывает взаимосвязи между работами. Диаграмма дерева узлов представлена на рисунке 4.

Метод IDEF3 использует категорию сценариев для упрощения структуры описаний сложного многоэтапного процесса и позволяет производить его описание с необходимой степенью подробности посредством использования декомпозиции [2].

Рисунок 4. Диаграмма дерева узлов.

Диаграмма процессной модели поликлиники по методологии IDEF 3 представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Диаграмма процессной модели поликлиники по IDEF3.

Для рассмотрения динамики функции «обслуживание пациента поликлиники» выполняется декомпозиция данной работы. Следующими этапами будут являться: регистрация пациента при первичном обращении, получение талона на приём к врачу, направление при необходимости экстренного приёма пациента и вызов врача на дом. Далее происходит переход только от двух процессов на следующие действия. После получения талона и направления следующими процессами будут являться: медицинский осмотр пациента и направление на анализы. Следующая функция - это постановка предварительного диагноза, после неё по назначению врача необходимо сделать возврат к действию мед. осмотр. После происходит составление плана амбулаторного обследования и лечения. Следующие этапы: постановка окончательного диагноза и оформление медицинской документации. И заключительной функцией является выписка пациента врачом.

Декомпозируется функция регистрации пациента при первичном обращении в поликлинику на рисунке 6. Следующим этапом будет являться оформление медицинской карты в соответствии с установленными требованиями. После происходит переход на следующие две функции: присвоение идентификационного номера амбулаторной карты пациента и вносятся сведения о клиенте. Завершающий этап – это регистрация новой медицинской карты пациента в БД.

Рисунок 6. Процессная модель IDEF3 «Регистрация пациента при первичном обращении».

Таким образом, проведенной в данном исследовании анализ бизнес-процессов и разработка функциональных моделей отдельных видов деятельности ГУЗ СО «Городская поликлиника №1 г. Балаково» с использованием процессного подхода и методологии IDEF0 и IDEF3 позволит в перспективе оптимизировать существующие в медицинском учреждении бизнес-процессы.

Список литературы

  1. ГОСТ Р 52636-2006 Электронная история болезни. Общие положения.
  2. Очкур Г.В. Реинжиниринг бизнес-процессов компании/ Актуальные проблемы современности: наука и общество, № 1 (22) 2019. – с. 23-27.