gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Технические науки

УДК 662.7

«Проблемное поле» производства авиационного бензина

Сакаев Радмир Рустемович – студент магистратуры Уфимского государственного авиационного технического университета.

Аннотация: В статье описывается проблема производства авиационного топлива. Его отсутствие сильно сказывается на популярности малой авиации в целом и заставляет людей проявлять смекалку в поиске и применении топлива. Это является одной из проблем малой авиации в нашей стране. Популярность ее очень быстро падает и нынешние действия в попытке возродить ее не дают особого результата. Также статья включает в себя описание нескольких способов решения проблем.

Ключевые слова: Проблемное поле, Авиационный поршневой двигатель (АПД), Авиационный бензин (АБ), Малая авиация, Газотурбинный двигатель.

Современный мир характеризуется обширным использованием и созданием новых технологий практически во всех сферах, затрагивающих деятельность человека. Начиная с медицины и заканчивая запуском ракет в космическое пространство. Однако, существуют и такие объекты, которые в прошлом считались техническим прорывом, но сейчас их актуальность отошла далеко на задний план. Одним из них является авиационный поршневой двигатель[1,2].

Двигатель сегодня оказывает большое влияние на человечество и представить жизнь без этого изобретения невозможно.

С момента появления первого двигателя внутреннего сгорания силовые агрегаты достаточно быстро эволюционировали. Благодаря глобальной популяризации моторы различных производителей с каждой новой версией становились более технологичными, производительными и мощными.

Нельзя оставлять в стороне и авиационные поршневые двигатели, ведь именно они сейчас находятся в глубоком кризисе с массой проблем, которые без сил и средств устранить невозможно. К сожалению, массовое производство таких агрегатов сегодня отсутствует в нашей стране. И не удивительно, ведь поддержки малой авиации нет никакой, в том числе государственной.

В данной работе выдвигается одна из проблем, почему АПД утратили свою популярность, а именно авиационный бензин.

Стоит отметить, что большинство видов воздушного транспорта (коммерческая авиация) использует для полётов авиационное топливо, которое используется также и для работы. Непосредственно АБ используется для летательных аппаратов, работающих с использованием поршневых двигателей. Это могут быть машины сверхмалой авиации, беспилотные самолеты, вертолеты, малые коммерческие самолёты и другие. Все это привело к тому, что производство авиационного бензина стало узкоспециализированной деятельностью со сравнительно небольшими объёмами выпускаемой продукции.

Если говорить об отличиях АБ от автомобильного, то одним из важных является то, что в первом случае он чаще всего будет работать в системе принудительного впрыска. Именно по этой причине к ним предъявляются более высокие требования качества. Предусматривается марка Б-91/115 и Б-95/130, соответствующие требованиям ГОСТ 1012-72. Расшифровка указывает на октановое число (первая цифра) и сортность. Применение перечисленных марок ориентировано на определённые типы двигателей[3].

Ссылаясь в прошлое, массовое использование ГТД стало причиной снижения популярности АПД и эффективность ГТД в разы превышала АПД. Нефтяные компании, постепенно, начали переквалифицироваться на авиационный керосин. Следовательно, нефтеперерабатывающим заводам невыгодно производить АБ в малых количествах. К тому же, запретили добавлять тетраэтилсвинец, то есть этилированные бензины исчезли. В результате многим пришлось перейти на автомобильный бензин.

Казалось бы, разницы в нем практически нет, ведь что там бензин, что тут, однако, автомобильным бензином авиационный двигатель заправлять нельзя. У него есть своя специфика. В таком горючем очень много ароматических углеводородов, и на высоте он проявляет склонность к повышенному парообразованию, то есть закипанию.

В результате в поисках решения данной проблемы, кто-то завозит бензин из Финляндии или Польши, и, естественно, он гораздо дороже, чем автомобильный бензин или авиационный керосин. К тому же, это могут себе позволить только люди, живущие в городах, граничащих с этими странами. Кто-то на свой страх и риск все же использует автомобильный бензин, но с учетом того, что летать на нем можно только на небольшой высоте. Были проведены исследования и эксперименты на использование автомобильного бензина на М-14, но к сожалению, это не получилось сразу, потому что уже на земле идет перегрев на взлетном режиме из-за более высокой, чем у АБ, тепловой отдачи[4].

В настоящее время, АБ есть, но как было сказано ранее, производство авиационного бензина – это узкоспециализированная деятельность со сравнительно небольшими объёмами выпускаемой продукции. И соответственно, цена на него достаточно высокая. К тому же, зарубежные производители АПД давно перешли на дизельные и многотопливные двигатели. И данное решение выглядит логичным. Дизель сегодня доступен абсолютно каждому, не говоря уже о его технических преимуществах.

Безусловно, массовое производство АБ можно вернуть. Однако, для этого нужно проделать большой объем работы на уровне всей малой авиации страны. Производить собственные двигатели и самолеты, восстановить инфраструктуру, популяризовать летные школы и т.п.

Исходя из всего сказанного, отметим, что в статье сформировано проблемное поле производства авиационного бензина, а также показана актуальность его производства.

Список литературы

  1. Поршневой авиационный двигатель – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://avia-simply.ru/porshnevoj-aviatsionnij-dvigatel/ (дата обращения 10.05.2019).
  2. Общие сведения об АПД – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/251/16225.php (дата обращения 10.05.2019).
  3. Авиационные и автомобильные бензины – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nipetoil.ru/stati/aviatsionnye-i-avtomobilnye-benziny (дата обращения 10.05.2019).
  4. Авиационный бензин – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://poznayka.org/s72691t1.html (дата обращения 10.05.2019).
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк