gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Технические науки

УДК 621.431.75

Авиационный поршневой двигатель М-14

Сакаев Радмир Рустемович – студент магистратуры Уфимского государственного авиационного технического университета.

Аннотация: В представленной работе описана история производства и эксплуатации авиационного поршневого двигателя М-14. Представлены технические характеристики, проведено сравнение с аналогами. Описаны несколько составляющих проблемного поля.

Ключевые слова: Проблемное поле, Авиационный поршневой двигатель (АПД), М-14, конструирование.

Если посмотреть на исторические данные, касающиеся участия поршневых двигателей в авиации, то можно легко обнаружить тот факт, что их массовое применение началось еще задолго до самой авиации. В те года поршневые двигатели стали первопроходцами не только в авиации. Благодаря им поехал первый автомобиль и поднялся с места первый вертолет. И тогда как в автомобилестроении их использование по сей день востребовано, то в авиации со временем их заменили газотурбинные двигатели. В конце 1940-х годов, после перехода на реактивную тематику, объем работ по поршневым двигателям резко сократился, и они проводились в основном по двигателям, серийный выпуск которых продолжался. К началу 1980-х годов в производстве остались только АШ-62 для Ан-2 и М-14П для учебно-тренировочных и спортивно-пилотажных самолетов Як-18, Як-52, Су-26.[1]

Двигатель М-14 был разработан в ОКБ-478 ЗМКБ «Прогресс» им. академика Ивченко для многоцелевого самолёта Ан-14. Главный конструктор И. М. Веденеев. При проектировании использовался опыт, накопленный при создании двигателей М-48 и М-49[2].

В 1959 году двигатель был передан в «ОКБ Моторостроения» (Воронеж). Серийное производство было налажено на Воронежском механическом заводе. В 1964 году в «ОКБ Моторостроения» был разработан двигатель М-14В26 для вертолёта Ка-26. В 1974 году в серийное производство передан двигатель М-14П, ставший базовым для целой гаммы двигателей М-14Х, М-14ПФ, М-14В26В, М-14Р, М-14В26В1, М-14ПТ, М-14ПТ-2.

Лицензионная версия АИ-14Р производилась в Польше предприятием WSK-Kalisz с 1956 по 2007 год.

В 1994 году серийное производство в России приостановлено. На 2018 год современные модификации двигателей М-14 разрабатывает и производит «Опытно-конструкторское бюро моторостроения»

В таблице 1 приведены Режимы работы двигателя М-14[3].

Таблица 1. Режимы работы двигателя М-14.

В соответствии с проведенным анализом можно понять, что проблем более чем предостаточно. Однако, возникает вопрос, почему прекращена какая-либо поддержка производства АПД, в частности М-14.

Ответ на этот вопрос включает в себя несколько составляющих, такие, как технологическая, техническая, экономическая и социальная.

При производстве или модернизации двигателя встает вопрос технической составляющей.

Конструирование – вид инженерной работы, которая осуществляется в различных областях человеческой деятельности: в проектировании технических систем, дизайне, моделировании одежды и др. В технике конструирование является обязательной составной частью процесса проектирования и связано с разработкой конструкции технической системы, которая затем материализуется при изготовлении на производстве. Конструирование включает анализ и синтез различных вариантов конструкции, их расчеты, выполнение чертежей и др. Разработка вариантов конструкции обычно связана с постановкой и решением задач технического творчества. На уровне конструирования происходит реализация технической идеи в рамках опытно-конструкторской разработки, которая связана с постановкой и решением задач технического творчества. В процессе конструирования создается чертеж технического изделия или системы, рассчитываются конкретные технические характеристики и фиксируются специфические условия реализации (характер материала, производительность, степень экологичности, экономическая эффективность и др.). Результат конструкторской разработки – техническое изделие, готовая конструкция. Конструирование сочетается с разработкой соответствующих технологических условий, т.е. методов и технических условий реализации конкретной модели. Поэтому конструирование связано с технологией, которая выявляет механизм организации процесса по производству конкретного изделия.

Двигатель М-14 звездообразный[4]. Как мы поняли по анализу современных двигателей, такой тип давно не используется ведущими компаниями, поскольку является неэффективным.

Сегодня, конструирование нового двигателя займет достаточно времени, однако, наличие существующих установок позволит в кратчайшие сроки разобраться в структуре объекта и приступить к выполнению поставленной цели, при этом, можно продолжать работу и над созданием новых агрегатов.

Отсутствие на рынке собственного АПД хорошо описано в таблице 2.

Таблица 2. Используемые двигатели на российских самолетах.

Из таблицы мы можем понять, что на самолетах нашего производства используются двигатели зарубежного производителя, что в свою очередь говорит о плачевном состоянии развития техники в данной сфере.

В таблице 3 представлены беспилотные аппараты и используемые ими двигатели.

Таблица 3. Используемые двигатели на БЛА.

К сожалению, как говорилось ранее, экономическая поддержка в данной сфере очень слаба со стороны государства, и практически полностью отсутствует со стороны инвесторов.

На это есть ряд причин, но основная из них – это падение популярности малой авиации в целом. Если раньше, она решала многие задачи, то сейчас ей нашли замену. В сельском хозяйстве используют комбайны и другие системы орошения, в туризме эту нишу заняли малые вертолеты, перевозкой пассажиров занимаются Лайнеры на ГТД. На фоне этого пострадала и инфраструктура на земле. Аэродромы не используются по назначению, отсутствуют пилотные школы.

Исходя из всего сказанного, отметим, что в статье сформировано проблемное поле производства АПД на примере двигателя М-14.

Список литературы

  1. История развития АПД – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ciam.ru/press-center/interview/aviation-piston-engines-of-the-xxi-century/ (дата обращения 10.05.2019).
  2. Рыбальчик В.С., Поляков С.В., Герасименко В.Ф. Теория поршневых авиационных двигателей. М.: Военное издательство министерства обороны, 1955. - 352с.
  3. Конструкция Як-42 – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nadymavia.ru/aviaklub/konstrukciya_yak-52/ (дата обращения 10.05.2019)
  4. Двигатель М-14Л Руководство по технической эксплуатации Изд. № 11/175904p-1188 з/н.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк