gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Технические науки

УДК 004:33

Применение и внедрение CASE‑средств при разработке программных систем

Серебрякова Татьяна Александровна – кандидат экономических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета.

Гончарук Николай Владимирович – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В научной статье рассматривается эффективность использования CASE‑средств и процесс их внедрения. Выявлены ключевые проблемы, с которыми предстоит столкнуться при внедрении CASE‑средств.

Ключевые слова: CASE‑средства, CASE‑технологии, разработка программных систем, способ внедрения CASE-средств, внедрение CASE‑средств, CASE‑технологии в процессе разработки.

Несомненно, CASE‑технологии имеют высокие потенциальные возможности (увеличение производительности труда, улучшение качества программных продуктов, поддержка унифицированного и согласованного стиля работы), тем не менее далеко не все разработчики информационных систем, использующие такие технологии, достигают желаемых результатов. Конечно, сегодня различные статистические обзоры свидетельствуют об эффективности применения CASE‑средств в ходе разработки программных систем, однако, как уже говорилось, определённый процент неудач все же присутствует.

Вероятнее всего, основной причиной возможной неудачи всё же будет являться неадекватное понимание сути программирования информационных систем и применения CASE‑средств. Здесь важно понимать, что процесс проектирования и разработки информационной системы на основе CASE‑технологий далеко не то же самое, что процесс приготовления блюда по книге рецептов.

Очевидно, что существуют как достоинства, так и недостатки применения технологий, при чём наиболее важными являются недостатки со стороны аспектов бизнеса. Но если быть готовым к новым трудностям, которые могут возникнуть у вас на пути при освоении новой технологии, последовательно находить решения и добиваться нужных результатов, то не стоит сомневаться, успех будет гарантирован.

Однако ввиду разнообразной природы CASE‑средств, было бы не верно полагать, что те или иные ожидания от их внедрения будут удовлетворены в полной мере. Условимся что в данной статье термин «внедрение» будет использоваться в достаточно широком смысле и содержать в себе действия от оценки исходных потребностей до полномасштабного использования CASE‑технологий в различных предприятия.

Так, к примеру, CASE‑средства не обязательно дают немедленный эффект, как предпочитают думать многие. Как бы того не хотелось, но желаемый эффект возможен только спустя определённое время. Стоит также упомянуть что, реальные затраты на внедрение CASE‑средств, обычно гораздо выше, чем затраты на их приобретение. И это не удивительно, ведь CASE‑средства обеспечивают возможность для извлечения существенной выгоды только тогда, когда процесс их внедрения будет успешно завершён.

Остановимся подробнее на применении CASE‑средств, ведь определение возможного эффекта от их использования всё-таки усложняется рядом факторов. К таким факторам можно отнести и широкое разнообразие качества CASE‑средств, и разнообразие их возможностей, а также относительно малое время использования на различных предприятиях, ну и конечно же недостаток опыта применения CASE‑технологий. Также можно отметить широкое разнообразие в практике внедрения на предприятиях, отсутствие детальных данных для уже выполненных или текущих проектов, широкий диапазон предметных областей и разную степень интеграции CASE‑средств во многих проектах.

Существует два мнения, касательно определения эффективности использования CASE‑технологий. Одни полагают, что реальная выгода может быть получена только по истечению одного или двух лет опыта использования CASE‑средств. Другие же наоборот утверждают, что воздействие может проявиться уже в фазе эксплуатации жизненного цикла информационной системы, когда снижение эксплуатационных затрат будет достигнуто, за счёт технологических улучшений.

Что же до самого внедрения CASE‑средств? Для начала необходимо определить потребность в их использовании, после чего оценить и выбрать необходимые CASE‑средства и выполнить пилотный проект. После того как все эти этапы будут пройдены можно приступать к практическому внедрению.

Но процесс успешного внедрения CASE‑средств только этим не ограничивается. На самом деле он охватывает куда больше и затрагивает такие моменты как, планирование и реализацию множества технических, организационных и структурных процессов в общей культуре предприятия. Излагая простыми словами, процесс успешного внедрения строится на чётком понимании возможностей CASE‑средств.

Однако если предприятие не обладает пониманием того, что существующие возможности не безграничны, не способна принять новую технологию и не готова к внедрению новых процессов между разработчиками и пользователями, то внедрение CASE‑средств скорее всего закончится неудачей. И не стоит забывать про чёткое руководство и организованность по отношению к более важным этапам и процессам внедрения.

Рассмотрим следующую ситуацию. Заказчик предпочитает конкретное средство, или оно оговаривается условиями контракта, а значит этапы внедрения должны соответствовать такому предопределённому выбору. От сюда следует, что на способ внедрения CASE‑средств может повлиять даже специфика определённой ситуации. В прочих случаях могут быть внесены соответствующие коррективы. Здесь мы можем отметить относительную простоту или сложность средства, степень согласованности или конфликтности с существующими на предприятии процессами, требуемую степень интеграции с другими средствами, опыт и квалификацию пользователей.

Опыт, полученный при внедрении CASE‑средств, может отчасти изменить цели и ожидания предприятия, возлагаемые на CASE‑средства. На пример, предприятие может прийти к выводу, что средства лучше использовать для большего или меньшего круга пользователей и процессов в цикле разработки и сопровождения программного обеспечения. Такие изменения в ожиданиях чаще всего дают положительные результаты, но не делают определение степени успешного внедрения CASE‑средств абсолютно предсказуемым для предприятия на ранних этапах.

Если обратиться к исследованию передовых технологий «Survey of Advanced Technology», проведённому фирмой Systems Development Inc. в 1996 году, в анкетировании которого принимали участие по меньшей мере 1000 американских фирм, можно увидеть, что CASE‑технологии, по крайней мере на момент исследования, попали в число наиболее стабильных информационных технологий, её использовала половина всех опрошенных пользователей в трети и более своих проектов, из них 85% завершились успешно.

И предприятие, пройдя нелегкий путь изучения рекомендаций по внедрению CASE‑средств и успешно их использовав в процессе разработки, получит несомненные преимущества созданной системы. К таким преимуществам можно отнести как высокий уровень технологической поддержки процессов разработки и сопровождения программного обеспечения, так и положительное воздействие на производительность, качество продукции, соблюдение стандартов, документирование, ну и конечно же приемлемый уровень отдачи от инвестиций в CASE‑средства. Однако, несмотря на все потенциальные возможности CASE‑средств, не стоит забывать, что существует множество примеров их неудачного внедрения, в результате которых CASE‑средства становятся так называемым «полочным» программным обеспечением.

Список литературы

  1. Александров Д. В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE‑технологии и распределенные информационные системы. – М. : «Финансы и статистика», 2009. – 224 с.
  2. Вендров А. Ниша и внедрение CASE‑средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/CASE/botcase.htm (дата обращения: 23.01.2019)
  3. Гвоздева Т. В., Баллод Б. А. Проектирование информационных систем. Ростов: Изд‑во «Феникс», 2011. – 512 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк