gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Технические науки

Смеси резиноасфальтобетонные на основе вяжущих БИТРЭК

Оторвин Станислав Богданович – студент Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета.

Говердовская Людмила Геннадьевна – доцент Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета.

Аннотация: В статье представлены исследования, касающиеся устойчивости к колееобразованию и накоплению остаточных деформаций асфальтобетонов на основе различных вяжущих. Проанализировано положительное влияние резинобитумного вяжущего БИТРЭК на асфальтобетон.

Ключевые слова: Резиновая крошка, полимер, композиционное битумное вяжущее, остаточные деформации, колееобразование.

Введение

Битумнорезиновые экологически чистые композиционные материалы "БИТРЭК" - это объединение отечественных нефтяных битумов с резиновой крошкой, которые соответствуют ТУ 5718-001-58528024-04 [2].

Резиноасфальтобетоны на битумнорезиновом вяжущем БИТРЭК соответствуют ТУ 5718-001-58528024-05 [3] и имеют следующие преимущества:

  1. Резиновая крошка в составе вяжущего “БИТРЭК” в асфальтобетонах выполняет функцию полимерного дисперсно-эластичного армирования, что повышает их устойчивость к усталостным нагрузкам;
  2. Асфальтобетоны на вяжущем “БИТРЭК” сочетают высокую прочность и сопротивление к сдвиговым деформациям при высоких эксплуатационных температурах, что резко снижает колееобразование в покрытиях;
  3. Частицы резиновой крошки в структуре асфальтобетона служат центрами торможения и остановки распространения всех видов трещин.

Устойчивость к образованию колеи и сдвиговым деформациям

Образование колеи на автомобильных дорогах имеет комплексный характер, но основными причинами являются недостаточная устойчивость к истиранию материалов дорожных асфальтобетонных покрытий и их недостаточная устойчивость к сдвиговым деформациям [1].

Устойчивость к истиранию определяется свойствами природных или искусственных минеральных материалов, которые используются в качестве заполнителей, и прочностью их связи в структуре асфальтобетона. Прочность сцепления минеральных компонентов и сдвигоустойчивость асфальтобетона напрямую зависит от свойств вяжущего.

Величина сцепления при сдвиге зависит от реологических и когезионных свойств вяжущего, и для резиноасфальтобетонов на вяжущем БИТРЭК существенным образом превышает показатели типовых на основе битума.

Относительная интегральная сдвигоустойчивость резиноасфальтобетонов БИТРЭК, рассчитанная по результатам испытаний по схеме Маршалла (С50·tgφ), почти в два раза превышает сдвигоустойчивость асфальтобетонов того же типа на битуме, что хорошо согласуется с результатами испытаний по стандарту EN 12697-22:2003 (рисунок 1).

Рисунок 1. Сдвигоустойчивость резиноасфальтобетонов БИТРЭК.

При таких характеристиках композиционного битумного вяжущего БИТРЭК, практически все стандартные типы асфальтобетонов на его основе попадают в область надежной сдвигоустойчивости для высокоинтенсивных условий движения.

В лаборатории ОАО “Асфальтобетонный завод №1” г. Санкт-Петербург были проведены испытания на восприимчивость асфальтобетонных материалов для дорожных покрытий к деформации с помощью колеи, образуемой под действием повторяющихся проходов нагруженного колеса при постоянной температуре [1]. Исследовались мелкозернистые смеси типа А марки I на основе различных битумов и модифицированных вяжущих. Испытания проводились в соответствии с Европейским стандартом EN 12697-22:2003 “Определение глубины колееобразования при +60°С в устройстве небольшого размера Wheel Traсker” (таблица 1).

Таблица 1. Значения глубины колеи и скорости ее образования в смеси типа А марка I.

Судя по результатам таблицы 1, одним из наиболее устойчивым к колееобразованию является резиноасфальтобетон на основе композиционного битумного вяжущего БИТРЭК. Близкие показатели только у смеси на ПБВ-60 с 5% Кратона 1101 в составе вяжущего и с французской добавкой PR Plast S, которая специально разработана для использования в регионах с жарким климатом.

В 2013 году НПП «ДорТрансНИИ-Инжениринг», г. Ростов-на-Дону, были проведены испытания горячих плотных мелкозернистых асфальтобетонных смесей типа А марки I и щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей ЩМАс-15, изготовленных с различными добавками и модификаторами, а также на основе полимерно-битумных вяжущих с целью оптимизации асфальтобетонных материалов для дорожных покрытий по критерию накопления остаточных деформаций (рисунок 2) [1].

Рисунок 2. Результаты испытания мелкозернистых асфальтобетонных смесей типа А марки I на накопление остаточных деформаций при расчетных нагрузках.

«Исходя из анализа полученных результатов можно сделать вывод о том, что применение резинобитумного вяжущего БИТРЭК в составе асфальтобетонных смесей типа А и щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей оказывает такой же эффект, а иногда и лучше, чем полимерно-битумные вяжущие известных в России производителей.

Таким образом, необходимо отметить положительное влияние полимерных и модифицирующих добавок, а также резинобитумного вяжущего БИТРЭК не только на стандартные физико-механические показатели по ГОСТ 31015-2002 или ГОСТ 9128-2013, но и по устойчивости к накоплению остаточных деформаций, определенных на “Приборе динамических испытаний” (ПДИ) (патент на полезную модель № 111293 от 28 июня 2011г “Устройство для определения деформаций динамической ползучести дорожно-строительных материалов”).

Список литературы

  1. Смирнов Н.В. Снижение колееобразования при использовании в покрытиях резиноасфальтобетонов БИТРЭК / Н.В. Смирнов. - М.: ООО Научно-производственная группа “Информация и технология”, 2012 - 5 с.
  2. ТУ 5718-001-58528024-04 БИТРЭК битумнорезиновые экологически чистые композиционные материалы. Технические условия - М.: ООО Научно-производственная группа “Информация и технология”, 2004 - 20 с.
  3. ТУ 5718-001-58528024-05 Смеси резиноасфальтобетонные и резиноасфальтобетоны на основе вяжущих БИТРЭК. Технические условия - М.: ООО Научно-производственная группа “Информация и технология”, 2005 - 23 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк