gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Технические науки

УДК 65.011.56

Тенденции современного развития информационных систем в функционировании российского корпоративного сектора

Горбачева Светлана Андреевна – студентка кафедра Корпоративных информационных систем, электронных сервисов и интеллектуальных информационных технологий Самарского государственного экономического университета.

Аннотация: В настоящей статье автором рассматривается динамика развития современных информационных систем в свете их использования российскими корпорациями. Прослеживается наличествующий опыт по внедрению сетевых технологий в корпоративном секторе, рассматриваются проблемы интеграции межорганизационных информационных систем и IT-зависимости от зарубежных разработок, анализируется комплексная тенденция развития корпоративных информационных систем в сторону смены доминирующей парадигмы – от «технократической» к «социо-технической» концепции.

Ключевые слова: Корпоративные информационные системы (КИС), межорганизационные информационные системы (МОИС), сетевые технологии, корпоративный бизнес, IT-структуры.

Прогресс сетевых технологий и становление информационного общества неотделимы от повышения роли информационных систем во всех сферах жизни современного социума, в том числе, и экономической. Корпоративные структуры, являясь крупными экономическими игроками и обладая мощными ресурсами, позволяющими внедрять новейшие разработки, закономерно вставали на путь использования достижений информационной революции и технического прогресса в своей деятельности. Российские корпорации не стали здесь исключением.

В ходе внедрения комплексных автоматизированных систем, предназначенных для финансово-хозяйственного управления предприятиями, для создания цельного информационного поля, базирующегося на сетевых технологиях и призванного обеспечить максимальную эффективность управленческого процесса, сложились корпоративные информационные системы (КИС). [1, с.4] Единой и устоявшейся дефиниции КИС в настоящее время еще не выработано, однако в наиболее общем смысле под корпоративной информационной системой подразумевается «масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности компаний». [2, с.26] Уже исходя из сказанного очевидно, сколь важную роль играют КИС в современном экономическом развитии: будучи задействованными в предпринимательской активности крупных компаний, корпоративные информационные системы позволяют интенсифицировать и рационализировать процесс принятия управленческий решений, собирать, классифицировать и аналитически обрабатывать огромные массивы данных, относящихся к финансовому учету, маркетингу, разработке новой продукции, логистике, управлению производственным процессом и т.д., т.е. ко всем жизненно важным элементам в функционировании современного предприятия.

При этом, несмотря на очевидные конкурентные преимущества для той или иной компании от внедрения КИС, сам данный процесс является крайне сложным и обремененным значительными рисками. Отсутствие продуманной концепции, методологии и организации внедрения КИС, пренебрежение спецификой каждой из внедряемых информационно-технологических систем, «рассинхронизация» с долгосрочными проектами развития бизнеса, недостаток квалифицированных специалистов, способных оперативно включиться в процесс функционирования новых сетевых технологий, – каждый из указанных пунктов может стать серьезным барьером на пути внедрения КИС в деятельность корпорации. С учетом же длительности всего процесса внедрения и его высокой затратности, нередко в разы превышающего цену непосредственно технологических составляющих, включение корпоративных информационных систем в предпринимательский процесс, как правило, могут позволить себе представители лишь крупного и среднего бизнеса. Внедрение же КИС в деятельность предприятия становится маркером конкурентоспособности и, применительно к малым компаниям, признаком перехода от малого к среднему бизнесу. [2, с.27]

Российские корпорации, переживавшие в 1990-е гг. период своей структуризации и становления, по большей части, мало вовлекали информационные ресурсы в систему финансово-хозяйственной деятельности и управленческий решений. Там же, где сетевые технологии «соприкасались» с бизнес-процессами, как правило, шел процесс внедрения недорогой IT-продукции в совокупности с самостоятельной адаптацией данных информационных модулей, что значительно снижало издержки, но было малоэффективным шагом и не позволяло конституировать единое информационное пространство внутри корпорации [6, с.75]. Лишь немногие компании («Газпром», «РЖД» и ряд других) инвестировали солидные средства в полномасштабное внедрение КИС, позволяющее создавать интегрированные системы по тем или иным секторам деятельности и управления предприятиями. [5]

Ситуация стала меняться в начале 2000-х гг., когда внедрение корпоративных информационных систем перешло на качественно новый уровень. Стали прорабатываться модели внедрения КИС, вырос спрос на квалифицированных IT-специалистов, изменились требования в отношении закупаемого технологического и программного продукта. И если изначально информационные технологии внедрялись в сферу бухгалтерского учета, то позже охваченными ими стали также финансовый учет, а также управленческий и производственный сектор.

Крупные российские корпорации на базе создаваемых и адаптируемых сетевых ресурсов приступали к формированию СЭД – систем электронного документооборота [6, с.81], позволявшим консолидировать внутрикорпоративное информационное поле и упростить управленческий процесс вместе сторонами деятельности предприятий. Кроме того, выстраивание СЭД стимулировало развитие межорганизационных информационных систем (МОИС), выводивших информационный обмен за устоявшиеся границы хозяйственных единиц (примером может служить система «ЭТРАН» у «РЖД»). Преимущества МОИС, позволяющих катализировать коммерческое взаимодействие различных корпораций, сопряжены и с весомым риском, являющимся оборотной стороны получаемых выгод: при использовании МОИМ «зачастую происходит взаимное раскрытие важной информации – такой, некорректное использование которой может наносить ущерб конкурентоспособности партнеров. Принципиально важно, что долговременные связи требуют этого даже в тех случаях, когда речь идет о партнерах-конкурентах: обмен существенной для конкурентоспособности партнеров информацией нередко характерен для стратегических альянсов». [7, с.71] Информационный обмен, таким образом, требует соблюдение каждой стороной и информационной безопасности, защищающей от несанкционированного использования данных.

Внедрение КИС и структуризация МОИС сталкивались с проблемой зависимости от продукции зарубежных IT-компаний, что также было связано с рисками использования данных российских корпораций посредством недекларируемых сегментов иностранного программного обеспечения. Данная проблема отмечалась исследователями еще на первых этапах массированного внедрения КИС [5]. Несмотря на существенное развитие российских IT-проектов, наличие конкурентоспособной программной продукции («1:С Предприятие», СЭД «ЕВФРАТ», разработанная на отечественной платформе Cognitive Nexus и др.), уровень зависимости от зарубежного ПО и в настоящее время остается высоким, по ряду оценок, – «критически высоким». [4, c.92]

Накопленный опыт внедрения корпоративных информационных систем в деятельность крупных российских компаний позволяет выделить комплексную тенденцию в развитии КИС. Суть ее заключается в том, что на место предшествующей парадигмы, характеризующейся «технократизмом», гипертрофированием технологизации и «абсолютизацией» автоматизации, приходит новая концепция, в соответствии с которой информационные системы рассматриваются как системы социо-технические, чей уровень и вектор развития зависят от имеющегося человеческого и социокультурного капитала. Наличие квалифицированных кадров, готовность сотрудников и клиентов компании к внедрению новых сетевых технологий, наконец, высокий уровень социокультурного развития общества, в рамках которого бизнес функционирует и вводит в действие прогрессивные информационные решения, – все эти факторы благоприятствуют внедрению IT-модулей в предпринимательскую деятельность [3, с.364], тогда как их отсутствие способно похоронить весь проект.

И именно данные факторы стояли на заднем плане ранее, когда российские корпорации приступали к широкому внедрению информационных систем. Однако сама логика процесса, вовлеченность в него громадных ресурсов, его распространение на все новые и новые секторы предпринимательства, межфирменная интеграция ИС привели к возникновению «диссонанса», при котором развитие непосредственно технологического измерения отставало от темпов развития человеческого капитала. В настоящий момент наблюдается постепенное сглаживание данного «диссонанса», что наиболее заметно проявляется в развитии структур корпоративной техподдержки, изменениях кадровой политики российских компаний с усилением акцентов на IT-специалистов, росте компьютерной грамотности и массовом распространении коммуникационных технологий среди населения.

Наиболее ярким подтверждением маркированной тенденции развития КИС в России является современное функционирование банка «Тинькофф». Обслуживание клиентов «Тинькофф банка» ведется не через офисные помещения или банкоматы, а посредством различных мобильных приложений, Интернет-систем, социальных сетей и т.д. [2, с.28]

Таким образом, развитие корпоративных информационных систем в России прошло ряд стадий. На первой стадии (1990-е гг.) крупные российские компании, за редкими исключениями, либо не занимались внедрением информационных технологий в предпринимательскую деятельность, либо до предела минимизировали издержки на их использование. В начале 2000-х гг. происходит трансформация ситуации – начинается массированное внедрение КИС в жизнедеятельность компаний, формирование и развитие систем электронного документооборота, стимулирующих структуризацию межорганизационных информационных систем. Формирование МОИС, открывая новые перспективы перед крупным бизнесом, создавало риски информационной безопасности, к которым прибавлялись риски аналогичного характера в связи с сохраняющейся зависимости от зарубежного программного обеспечения. На смену «технократической» модели внедрения корпоративных информационных систем, доминировавшей поначалу, стал приходить комплексный, социо-технический подход, концептуально вбирающий более широкий спектр детерминант, актуальных для успешного развития КИС и МОИС.

Дальнейшее эффективное совершенствование корпоративных (в т.ч., и межорганизационных) информационных систем, соответственно, будет связано, во-первых, с ростом доли используемого российского «софта», во-вторых, с углублением методологии информационной безопасности, в-третьих, с дальнейшим продвижением по пути конкретизации социо-технического подхода, предполагающего не только мероприятия, осуществляемые бизнесом, но и взаимодействие бизнеса, власти и общества.

Список литературы

  1. Градусов Д.А., Шутов А.В., Градусов А.Б. Корпоративные информационные системы. В 2 ч. Ч. 1. Проблемы внедрения и использования. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014.
  2. Дорожков Н.Д., Купчинская Ю.А., Юдалевич Н.В. Корпоративные информационные системы: проблемы, тенденции и перспективы развития // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. №1.
  3. Дядечкин С.Н. Проблема развития корпоративных информационных систем в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Информационные технологии.
  4. Захарова Н.М. Особенности замещения зарубежных программных продуктов // Экономика. Налоги. Право. 2016. №3.
  5. Шерешева М.Ю. Информационные системы российских компаний в отраслях с естественной монополией // http://www.asgeos.ru/data/Files/File/ 52.pdf (дата обращения: 21.10.2017).
  6. Шерешева М.Ю. Информационные технологии в управлении российскими предприятиями // Российский журнал менеджмента. 2004. №1.
  7. Шерешева М.Ю. Межорганизационные информационные системы в сетевом межфирменном взаимодействии // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. №1.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк