"Научный аспект №2-2019" - Технические науки
УДК 721
Акимова Анна Николаевна – студент магистратуры Национального исследовательского Московского государственного строительного университета.
Аннотация: Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только позитивным эффектом, но и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности, создание шума от транспортных средств. Наиболее распространенным в современных городах источником шума выступает транспорт.
Города, планировка и застройка которых складывались веками, оказались неприспособленными к движению по улицам значительного транспортного шума.
Меры по снижению шума в городской среде и в зданиях необходимо предусмотреть в проектах планировки, застройки, озеленения и благоустройства на всех этапах проектирования.
Ключевые слова: Шум, здание, территория, город, градостроительство.
Необходимость транспорта в наше время не вызывает никакого сомнения. Транспортные средства имеют большое положительное влияние на экономику страны, создают удобство и комфорт для людей. За последнее десятилетия интенсивность транспортного шума значительно возросла. Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только позитивным эффектом, но и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности, создание шума от транспортных средств. Наиболее распространенным в современных городах источником шума выступает транспорт (практически все его виды: железнодорожный, автомобильный, авиационный, метрополитен и тому подобное).
Шумовое загрязнение окружающей среды все время растет. Особенно это касается крупных городов. Опрос жителей городов доказал, что шум беспокоит более 50% опрошенных. Причем, в последние десятилетия уровень шума вырос в 10-15 раз.
Вопросами формирования транспортных систем и устойчивого развития территорий занимались: Щербина Е.В.[1], Данилина Н.В.[2], Маршалкович А.С.[3], Сорокоумова Т.В.[4]
Архитектурно-планировочными аспектами жилых и общественных зданий, а также обследованием существующего фонда занимались: Родионовская И.С.[5], Попов А.В.[6-9]
Экологией городской среды и другими смежными темами занимались: Маршалкович А.С.[10], Сорокоумова Т.В.[11, 12, 15], Попов А.В.[13, 14], Слепнев М.А. [13], Сарвут Т.О.[14], Казарян Р.А. [16, 17].
Города, планировка и застройка которых складывались веками, оказались неприспособленными к движению по улицам значительного транспортного шума. Защищать людей и их помещения в зданиях от шума нужно такими средствами как:
На стадии разработки генерального плана городов (населенных пунктов) необходимо предусматривать такую планировочную структуру, которая бы исключала проникновение шума на селитебные территории. Могут применяться решения, которые обеспечивают необходимые шумозащитные разрывы. Поскольку территориальные разрывы в условиях городской застройки не могут быть заполнены лесопарками или непригодной к строительству территории, в них целесообразно размещать объекты, которые не требуют тишины. Размещение возле крупных транспортных магистралей промышленных предприятий, затем зоны торговых предприятий и учреждений и только за ними – зоны жилой застройки.
В условиях реконструкции городов снижение шума на селитебные территории и в жилых зданиях может быть достигнуто путем создания системы скоростных и грузовых дорог. Такие дороги и улицы-дублеры могут существенно снизить шум на уличной сети города. Однако эти транспортные магистрали также должны быть изолированы от жилых зданий шумозащитными сооружениями. Эффективность снижения шума – это тоннели и специальные шумозащитные экраны, которые дают возможность транзитным магистралям пересекать жилые массивы без ущерба акустическому комфорту населения. В случае, когда строительство этих сооружений нельзя выполнить из определенных соображений, транзитные потоки и железнодорожные магистрали целесообразно направлять, минуя селитебные зоны.
Целесообразно предусматривать стенки на городских дорогах от общественных и жилых зданий с помощью разрывов, зеленых насаждений, а также заполненными автостоянками, гаражами и другими сооружениями с ненормированным шумовым режимом.
Транзитное движение транспорта нужно отдалять от жилой застройки на достаточное расстояние. Чтобы защитить население от шума и выхлопных газов автотранспорта, дороги для пешеходов и автомобилей пространственно необходимо разъединить. Радиусы кривых проездов нужно подбирать в соответствии с принятых скоростей движения, что способствует снижению шума, поскольку движение автомобилей должно происходить без переключения скоростей.
Использовать нежилые здания как экраны особенно целесообразно там, где за условиями инсоляции нельзя поставить экраны из жилых зданий и односторонней ориентацией комнат. Как экраны могут быть использованы специальные сооружения – стены, шумозащитные стенки. (рис.1)
Рисунок 1. Типы комбинированных шумозащитных экранов: а) выемка со стенкой; б) выемка из насыпи; в) насыпь со стенкой.
Форма здания тоже может быть использована для обеспечения собственной акустической защиты. Некоторые части такого здания (стены с уступами и балконы) обеспечивают акустическую защиту от шума со стороны автомобильной дороги.
Внутри любого здания есть помещения, в которых люди будут менее подвержены наружному шуму, поскольку шум со стороны автомобильной дороги обычно является единственным раздражающим фактором для помещений, обращенных непосредственно к дороге, необходимо идентифицировать чувствительные к шуму помещения и разместить их на другой стороне здания.
Меры по снижению шума в городской среде и в зданиях необходимо предусмотреть в проектах планировки, застройки, озеленения и благоустройства на всех этапах проектирования.
Меры по снижению шума в городской среде и в зданиях необходимо предусмотреть в проектах планировки, застройки, озеленения и благоустройства на всех этапах проектирования.
Список литературы