"Научный аспект №2-2019" - Технические науки

УДК 721

Шумовое воздействие автомобильного транспорта на здания и территории в городе

Акимова Анна Николаевна – студент магистратуры Национального исследовательского Московского государственного строительного университета.

Аннотация: Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только позитивным эффектом, но и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности, создание шума от транспортных средств. Наиболее распространенным в современных городах источником шума выступает транспорт.

Города, планировка и застройка которых складывались веками, оказались неприспособленными к движению по улицам значительного транспортного шума.

Меры по снижению шума в городской среде и в зданиях необходимо предусмотреть в проектах планировки, застройки, озеленения и благоустройства на всех этапах проектирования.

Ключевые слова: Шум, здание, территория, город, градостроительство.

Необходимость транспорта в наше время не вызывает никакого сомнения. Транспортные средства имеют большое положительное влияние на экономику страны, создают удобство и комфорт для людей. За последнее десятилетия интенсивность транспортного шума значительно возросла. Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только позитивным эффектом, но и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности, создание шума от транспортных средств. Наиболее распространенным в современных городах источником шума выступает транспорт (практически все его виды: железнодорожный, автомобильный, авиационный, метрополитен и тому подобное).

Шумовое загрязнение окружающей среды все время растет. Особенно это касается крупных городов. Опрос жителей городов доказал, что шум беспокоит более 50% опрошенных. Причем, в последние десятилетия уровень шума вырос в 10-15 раз.

Вопросами формирования транспортных систем и устойчивого развития территорий занимались: Щербина Е.В.[1], Данилина Н.В.[2], Маршалкович А.С.[3], Сорокоумова Т.В.[4]

Архитектурно-планировочными аспектами жилых и общественных зданий, а также обследованием существующего фонда занимались: Родионовская И.С.[5], Попов А.В.[6-9]

Экологией городской среды и другими смежными темами занимались: Маршалкович А.С.[10], Сорокоумова Т.В.[11, 12, 15], Попов А.В.[13, 14], Слепнев М.А. [13], Сарвут Т.О.[14], Казарян Р.А. [16, 17].

Города, планировка и застройка которых складывались веками, оказались неприспособленными к движению по улицам значительного транспортного шума. Защищать людей и их помещения в зданиях от шума нужно такими средствами как:

На стадии разработки генерального плана городов (населенных пунктов) необходимо предусматривать такую планировочную структуру, которая бы исключала проникновение шума на селитебные территории. Могут применяться решения, которые обеспечивают необходимые шумозащитные разрывы. Поскольку территориальные разрывы в условиях городской застройки не могут быть заполнены лесопарками или непригодной к строительству территории, в них целесообразно размещать объекты, которые не требуют тишины. Размещение возле крупных транспортных магистралей промышленных предприятий, затем зоны торговых предприятий и учреждений и только за ними – зоны жилой застройки.

В условиях реконструкции городов снижение шума на селитебные территории и в жилых зданиях может быть достигнуто путем создания системы скоростных и грузовых дорог. Такие дороги и улицы-дублеры могут существенно снизить шум на уличной сети города. Однако эти транспортные магистрали также должны быть изолированы от жилых зданий шумозащитными сооружениями. Эффективность снижения шума – это тоннели и специальные шумозащитные экраны, которые дают возможность транзитным магистралям пересекать жилые массивы без ущерба акустическому комфорту населения. В случае, когда строительство этих сооружений нельзя выполнить из определенных соображений, транзитные потоки и железнодорожные магистрали целесообразно направлять, минуя селитебные зоны.

Целесообразно предусматривать стенки на городских дорогах от общественных и жилых зданий с помощью разрывов, зеленых насаждений, а также заполненными автостоянками, гаражами и другими сооружениями с ненормированным шумовым режимом.

Транзитное движение транспорта нужно отдалять от жилой застройки на достаточное расстояние. Чтобы защитить население от шума и выхлопных газов автотранспорта, дороги для пешеходов и автомобилей пространственно необходимо разъединить. Радиусы кривых проездов нужно подбирать в соответствии с принятых скоростей движения, что способствует снижению шума, поскольку движение автомобилей должно происходить без переключения скоростей.

Использовать нежилые здания как экраны особенно целесообразно там, где за условиями инсоляции нельзя поставить экраны из жилых зданий и односторонней ориентацией комнат. Как экраны могут быть использованы специальные сооружения – стены, шумозащитные стенки. (рис.1)

 

Рисунок 1. Типы комбинированных шумозащитных экранов: а) выемка со стенкой; б) выемка из насыпи; в) насыпь со стенкой.

Форма здания тоже может быть использована для обеспечения собственной акустической защиты. Некоторые части такого здания (стены с уступами и балконы) обеспечивают акустическую защиту от шума со стороны автомобильной дороги.

Внутри любого здания есть помещения, в которых люди будут менее подвержены наружному шуму, поскольку шум со стороны автомобильной дороги обычно является единственным раздражающим фактором для помещений, обращенных непосредственно к дороге, необходимо идентифицировать чувствительные к шуму помещения и разместить их на другой стороне здания.

Меры по снижению шума в городской среде и в зданиях необходимо предусмотреть в проектах планировки, застройки, озеленения и благоустройства на всех этапах проектирования.

Меры по снижению шума в городской среде и в зданиях необходимо предусмотреть в проектах планировки, застройки, озеленения и благоустройства на всех этапах проектирования.

Список литературы

  1. Щербина Е.В. Задачи градорегулирования для обеспечения устойчивого развития территорий // Проблемы инновационного биосферно-совместимого социально-экономического развития в строительном, жилищно-коммунальном и дорожном комплексах материалы 4-й международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию строительного факультета и 85-летию БГИТУ. 2015. С. 180-185.
  2. Данилина Н.В Городское стратегическое планирование системы перехватывающих стоянок // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13. № 2 (113). С. 190-195.
  3. Маршалкович А.С., Бойко В.М. Проблемы развития экологических сетей крупных городов на примере Москвы // Строительство: наука и образование. 2014. № 3. С. 3.
  4. Сорокоумова Т.В. Организация детско-рекреационных пространств на территории транспортно-пересадочных узлов // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 45.
  5. Родионовская И.С. Жилая среда для инвалидов. озеленение внутриквартирного пространства // Строительные материалы. 1999. № 7-8. С. 52.
  6. Попов А.В. Особенности архитектурной организации комплексов студенческого жилища - студенческих городков по результатам архитектурного обследования 297 объектов студенческого жилища в России и СНГ (общежитий, студенческих городков, кампусов вузов) // Перспективы науки. 2018. № 12 (111). С. 88-94
  7. Попов А.В. Особенности архитектурной организации жилых комнат студенческих общежитий по результатам архитектурного обследования 297 объектов студенческого жилища в России и СНГ (общежитий, студенческих городков, кампусов вузов) // Перспективы науки. 2019. № 1 (112). С. 79-86.
  8. A. V. Popov, Historical Development Stages of the Student Youth Accommodation Architecture from Dormitories Prototypes to Post-industrial University Campuses. International Journal of Civil Engineering and Technology, 9(11), 2018, pp. 2526-2536.
  9. A. V. Popov. The impact of architectural and space-planning design of student accommodation (dormitories, campuses) on the time budget of the student youth. IJEAT-BEIESP Volume-8, Issue-3, February 2019 pp.128-133.
  10. Маршалкович А.С. Обеспечение экологической безопасности территории в процессе строительства и эксплуатации водных спортивных сооружений // Экология урбанизированных территорий. 2017. № 1. С. 62-68.
  11. Сорокоумова Т.В. "Зеленые стандарты" за рубежом // Дни студенческой науки Сборник докладов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов института строительства и архитектуры. 2017. С. 733-735.
  12. Сорокоумова Т.В. Зеленые здания для детской рекреации // Строительство - формирование среды жизнедеятельности Сборник трудов Восемнадцатой Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 2015. С. 139-142.
  13. Попов А.В., Слепнев М.В. Повышение экологических параметров архитектурно-градостроительной среды посредством применения фито-металлических конструкций // Экология урбанизированных территорий. 2018. № 3. С. 114-117.
  14. Попов А.В., Сарвут Т.О., Слепченко А. Н. Применение эксплуатируемых зеленых покрытий (на примере микрорайона Северное Чертаново). // Инновации и инвестиции, 2019, № 2, С. 244-247
  15. Сорокоумова Т.В., Акимова А.Н. Влияние урбосреды на общее состояние здоровья человека // строительство - формирование среды жизнедеятельности сборник материалов XIX Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет». 2016. С. 178-190.
  16. Попов А.В., Казарян Р.А. Социологические аспекты архитектурного формирования жилища студенческой молодежи, социализация личности // Перспективы науки. 2018. № 4 (103). С. 46-52.
  17. Попов А.В., Казарян Р.А. Экономические аспекты архитектурного формирования жилища студенческой молодежи // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 5 (83). С. 53-56.