УДК 004:33

Управленческие аспекты в организационной деятельности предприятия

Лосев Валерий Сергеевич – доктор экономических наук, заведующий кафедрой Экономической кибернетики Тихоокеанского государственного университета.

Гончарук Николай Владимирович – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В научной статье рассматриваются управленческие аспекты влияющие на организационную деятельность предприятия, а также идёт детальный разбор управленческих ролей.

Ключевые слова: Управленческие аспекты, управленческие роли, функции управления, информационная грамотность, СППР.

В организационном управлении, для которого разработаны многочисленные системы поддержки принятия решений (СППР), поддержка принятия решений имеет разноаспектный характер, и часто трудно определить те пределы управленческих функций, в которых разработка и использование средств компьютерной поддержки решений имеют приоритетное значение. Но существует ряд проблем, преодоление неопределенности которых может стать решающим фактором для принятия решений.

Практически на всех уровнях управления возникают определённые вопросы. Как понимать различные аспекты функционирования организации, используемых руководителями, и как охарактеризовать проблему принятия решений при наличии не одного, а нескольких аспектов (критериев)? Каким образом можно идентифицировать держателя (владельца) задачи, который требует принятия решения, то есть лицо, в обязанности которого входит обработка проблемной ситуации любым (на свой выбор) способом? Как структурировать имеющиеся в организации знания относительно путей решения данной задачи и как организовать доступ к ним; кто может использовать эти знания и при каких условиях? Какие последствия может ожидать держатель задачи (ОПР) от осуществления принятого решения, как можно исследовать процесс последействия и ограничения, которые ее сопровождают?

Для обеспечения эффективной поддержки решения задач и процесса принятия решений относительно описанных проблем важно учитывать, что сотрудники, особенно в большой организации, имеют разные обязанности, которые требуют применения качественно различных знаний. Поэтому для выявления потребностей в поддержке и характера этой поддержки нужно очертить диапазон функциональных обязанностей и соответствующих им знаний в пределах каждого уровня управления.

Приоритетное значение в таком случае имеют организационные знания, которые направлены на поиск конкретных способов обеспечения поддержки принятия решений на высших уровнях управления, на стратегическую ориентацию на глобальные цели большой и сложной организации.

Для структуризации организационных знаний и видов деятельности в управлении сложными объектами целесообразно всю проблематику задач и действий по принятию решений изучать в двух ракурсах: в иерархичной структуре управления и в управленческих аспектах.

Количество уровней управления может быть до четырех. Первый уровень – это операционное управление или исполнительный уровень, второй – линейное, то есть фронтальное управление, третий – управление подразделениями (структурными единицами) и четвертый уровень – общее управление, которое выполняется «первыми» руководителями организации.

Управленческим аспектам, в плоскости которых рассматриваются вопросы принятия решений, соответствуют определенные критерии, которые мы рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1. Критерии управленческих аспектов.

Аспекты

Описание

Аспект деятельности

Данный аспект означает осознание особенностей организационной деятельности. Например, аспект «выпуск готовой продукции» содержит рассмотрение действий или задач, которые должны быть выполнены, и информационные связи, необходимые для обеспечения эффективного выполнения задач. Знания о ресурсах в таком случае имеют второстепенное значение.

Ресурсный аспект

Суть этого аспекта сводится к анализу ресурсов, которые имеет организация, или которые при необходимости можно достать. В состав ресурсов входят трудовые (исполнители определенных ролей) и технико-материальные ресурсы.

Аспект организации работы

Аспект включает осознание полной модели работы лицами, предназначенными для выполнения определенного ряда ролей по планированию и реализации функций. Модель подается в виде совокупности факторов, которые связаны с потенциальным удовлетворением работой (комфортностью) исполнителей.

Должны быть исследованы возможности обеспечения компьютерной поддержкой принятия решений для каждого из перечисленных аспектов.

Рассмотрим управленческие функции и роли, ведь несмотря на очевидные различия, что существуют между уровнями управления и бизнес-сферами, все менеджеры выполняют те же функции и играют те же роли.

В начале прошлого века, французский теоретик из управления Генри Файоль (Henri Fayol) обнаружил, что менеджеры выполняют пять основных функций управления. Сначала менеджеры планируют то, что нужно сделать (прогнозируют, определяют контуры того, как нужно выполнять различные вещи, выбирают методы для выполнения, исходя из целей организации). Затем они организуют технические требования плана (конфигурацию и размещения ресурсов организации, в частности, трудовых: выбор, распределение ролей, обучения, оценивания администраторов). Потом они укомплектовывают штат своей организации необходимыми ресурсами. На местах они распоряжаются ресурсами так, чтобы выполнить план. В конце концов, они контролируют ресурсы, поддерживая их уровень в соответствии с реализацией планов. Позже к этим управленческим функциям были добавлены и другие, в частности, прогнозирование, написание отчетов (рапортов) и так далее.

Все менеджеры, независимо от их уровня или деловой сферы, выполняют эти функции в некоторой последовательности, хотя, возможно, с резным ударением. Например, на стратегическом уровне упор делается, в основном, на функции планирования, на уровне административного управления – на функции организации, а на уровне операционного управления – на функции распределения ресурсов.

Что же до управленческих ролей, то Генри Минтзберг утверждал, что функциями Файоля не ограничивается деятельность менеджеров. Он разработал детальную классификацию, которая состоит из десяти управленческих ролей, представленных в таблице 2.

Функции управления и управленческие роли обеспечивают необходимые рамки для разработки информационных систем, в частности, систем поддержки принятия решений (СППР). Кроме этого, преуспевающие менеджеры должны обладать двумя типами мастерства – умением создавать и поддерживать связи (коммуникации), а также умением решать проблемы.

Таблица 2. Характеристика управленческих ролей.

Вид роли

Название роли и соответствующие ей функции

Межличностные (interpersonal) роли

Фигурант (Figurehead) – выполняет церемониальную или социальную работу, например, обеспечивает прием посетителей (поездки).

Лидер (руководитель) – поддерживает организационные единицы с помощью подбора и обучения кадров и обеспечивает их мотивацию и стимулирование.

Связной (Liaison) – создает и поддерживает контакты с лицами вне собственной организационной единицей (с одинаковыми по рангу и другими служащими внешних организационных единиц) с целью заниматься бизнесом.

Информационные (informational) роли

Монитор (совершающий текущего контроля) — постоянно контролирует информацию относительно эффективности организационной единицы, анализируя как внутренние, так и внешние действия.

Распространитель (Disseminator) – распространяет важную информацию среди других членов своей организационной единицы.

Представитель (Spokesperson) – передает ценную информацию за пределы своей организационной единицы — начальникам и лицам из среды.

Роли решателей (decisional)

Предприниматель – перманентно совершенствует организационные единицы, как например, меняет организационную структуру.

Компенсатор возмущений (обработчик нарушений) — реагирует на непредсказуемые события, как например, на девальвацию доллара в другой стране, где фирма имеет определенные дела, осуществляя корректировку.

Распределитель ресурсов – контролирует денежные средства, распределяет ресурсы между подчиненными структурами.

Посредник (участник переговоров) – участвует в переговорах с членами коллектива, с другими коллективами или представителями среды.

Таким образом, в современных условиях менеджеры должны обладать двумя ключевыми для использования компьютеров знаниями: быть компьютерно-грамотными, то есть понимать компьютерную терминологию, определять возможности и ограничения компьютеров, уметь использовать компьютер, а также иметь информационную грамотность, которая состоит из понимания того, как использовать информацию на каждом шаге процесса решения проблем, где и какая информация может быть получена, и как использовать информацию совместно с другими.

Информационная грамотность не зависит от компьютерной грамотности. Менеджер может быть информационно грамотным, но компьютерно-безграмотным. Однако, если любому необходимо выбрать одну из двух возможностей, то информационная грамотность для менеджера важнее. За компьютером может работать его ассистент или помощник.

Однако, в идеале, менеджер должен быть как информационно, так и компьютерно-грамотным.

Список литературы

  1. Демиденко М. А. Управление проектами информатизации. / Учеб. пособие. – Днепропетровск: НГУ, 2014. – 118 с.
  2. Орлов А. И. Теория принятия решений: учебник. - М.: Экзамен, 2006. - 573 с.
  3. Орлов А. И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. Учебное пособие. — М.: МарТ, 2005. — 496 с.
  4. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения — М.: Издательство «Дело», 2004 г. — 392 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими: