gototopgototop

УДК 371.3

Дюйшен – борец за светлое будущее (изучение  повести Ч. Айтматова в школе)

Акматов Кыялбек Камутович – кандидат педагогических наук, доцент Ошского государственного университета.

Аннотация: Чынгыз Айтматов в повести “Первый учитель” сумел показать трудную жизнь кыргызского народа в переплетении с реальностью, которая обретает при этом действительность. В ней ярко раскрываются борьба новой власти и старых взглядов, выход людей из плена старого строя, старания Дуйшена научить детей грамоте, страстное желание учиться и надежды Алтынай. Писатель через образ и поступки Дуйшена поднял “стратегические проблемы” кыргызского аила в первые годы советской власти. Вот такую стратегически значимую работу выполняет Дуйшен. Он своим добрым,бережным и тёплым отношением выводит одну из самых лучших своих питомцев, Алтынай, в новый мир, чем автор показывает, что через дуйшеневцев проблемы образования и воспитания в кыргызских аилах можно решить и направить их деятельность в нужное русло.

Ключевые слова: Автобиографические произведения, повесть, образ, герой, образ учителя, воспитание.

Направление творческих исканий Ч.Айтматова открыто характеризуется повестями «Тополёк мой в красной косынке» и “Первый учитель”. И, кажется, определилось самое основное в его творчестве. Тогда почему первая повесть из вышеуказанных двух напрямую посвяшена современности, тогда как вторая в какой-то мере описывает исторические события прошлого века?

Жизненный путь главных героев Дуйшена и Алтынай в повести “Первый учитель” по своему духу и значению напрямую перекликаются с современностью.

Для ясности мы должны разобраться в том, какие “современные”проблемы Ч.Айтматов видел и чувствовал во время работы над этим произведением в плане эстетического принципиального отношения.

Разговор пойдёт об одном из главных героев Ч.Айтматова Дуйшене, который стал образцом, эталоном для многих людей, работающих в области образования и посвятивших всю свою жизнь и силы ради воспитания будущего поколения.

Автор в повести “Первый учитель” сумел показать трудную жизнь кыргызского народа в переплетении с реальностью, которая обретает при этом действительность.

Вовремя осознав главные проблемы в жизни общества писатель в своей повести сумел рассказать реальную жизнь, протекающую в кыргызских аилах. В произведении события происходят в первые годы Советской власти. Тяжёлая жизнь простого кыргызского народа и связанные с этой жизнью общественно-социальные и нравственные проблемы, классовые противостояния, история формирования общественного сознания и личности нового социалистического общества – все это ярко изображается в повести Ч.Айтматова.

Расмотрим начальный эпизод, где главный герой Дуйшен начинает свою учительскую деятельность:

«... Когда мы, запыхавшись, прибежали на пригорок, где обычно проходили сходки, там уже перед кучкой пеших и конных людей выступал тот самый бледнолицый парень в черной шинели. Мы не могли расслышать его слов и придвинулись было ближе, но тут один старик в драной шубе, словно очнувшись, торопливо перебил его.

– Слушай, сынок, – начал он заикающейся скороговоркой, – раньше детей учили муллы, а твоего отца мы знали: такая же голытьба, как и мы. Так скажи на милость, когда это ты успел сделаться муллой?

– Я не мулла, аксакал, я комсомолец, – быстро отозвался Дюйшен. – А детей теперь будут учить не муллы, а учителя. Я обучался грамоте в армии и до этого малость учился. Вот какой я мулла.

– Ну, это дело…

– Молодец! – раздались одобрительные возгласы.

– Так вот, комсомол послал меня учить ваших детей. А для этого нам нужно какое-нибудь помещение. Я думаю устроить школу – с вашей помощью, конечно, – вон в той старой конюшне, что стоит на бугре. Что скажете на это, земляки?

Люди замялись, как бы прикидывая в уме: куда он гнет, этот пришлый? Молчание прервал Сатымкул-спорщик, прозванный так за свою несговорчивость. Он давно уже прислушивался к разговорам, облокотясь на луку седла, и изредка поплевывал сквозь зубы.

– Ты постой, парень, – проговорил Сатымкул, прищуривая глаз, словно бы прицеливаясь. – Ты лучше скажи, зачем она нам, школа?

– Как зачем? – растерялся Дюйшен.

– А верно ведь! – подхватил кто-то из толпы.

И все разом зашевелились, зашумели.

– Мы испокон веков живем дехканским трудом, нас кетмень кормит. И дети наши будут жить так же, на кой черт им учение. Грамота начальникам требуется, а мы простой народ. И не морочь нам голову! [1, С. 56-57].

Настоящий подвиг Дуйшена, его патриотический дух ради будущего счастливого общества, большая надежда и любовь к своей профессии показаны в повести писателя. На самом деле, людям, которые никогда не держали в руках книги и карандаши и всю свою жизнь занимались скотоводством и земледелием, действия Дуйшена были непонятны. Простой бедный народ, живший среди гор, сразу не смог поддержать Дуйшена. И учителю, чтобы выйти из этого трудного положения, пришлось несмотря ни на что самому действовать изо всех сил.

Как отмечает профессор С.Байгазиев: «У каждого общества, государства должна быть планомерная система образования и воспитания. Государство, забывшее институт воспитания, не обращающее на него должного внимания, отдавшее рычаг управления воспитанием в руки стихии, открывает путь к хаосу и нравственному беспорядку в обществе. Образовательно-воспитательная проблема, считающаяся стратегической любого общества и государства, всегда должна быть в центре их внимания». [2, С. 91].

Значит, по мнению литератора, через образ и действия Дуйшена в повести поднимаются «стратегические проблемы» кыргызских аилов в первые годы советской власти.

Вот такую страгечиски значимую работу выполняет Дуйшен. Он своим добрым, бережным и тёплым отношением выводит одну из самых лучших своих питомцев, Алтынай, в новый мир, чем автор показывает, что через дуйшеневцев проблемы образования и воспитания в кыргызских аилах можно решить и направить их деятельность в нужное русло .

Человеческое отношение к детям, теплая забота, отдающий своим подопечным все самое лучшее, что у него было, любовь и уважение к своей профессии, а также честный кропотливый труд явились гордостью и достижением представителей ранней кыргызской интеллигенции и составили основу в переходе их на более высокие ступени развития.

Несмотря на лютые зимние морозы, Дуйшен подготовил дрова на зиму, охапками сена заменил парты, дал старые изорванные бумаги, потрёпанные тетради, начал учить детей с буквы «А». Каждый раз учитель говорил им о светлом будущем. Даже просыпаясь среди ночи, думал о своих учениках, об их завтрашнем дне, вообще о будущем кыргызских детей. Дуйшен вкладывал в свое дело всю душу. Он сам ходил по дворам, собирая учеников, терпеливо объясняя людям, для чего их детям нужны знания. Начинает учить детей с того, как держать карандаш, произносить буквы, читать и писать.

Одним из главных идей этой повести является пример посвящения себя в педагогическое дело.

Дуйшен сам оборудовал класс, то есть отремонтировал байскую конюшню, которая послужила школой, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, избитый досмерти бай-манапскими кольями, несмотря на угрозы, учит с таким необыкновенным упорством, чтобы оторвать детей односельчан от их невежества и нежелания быть образованными.

В итоге его добросовестный труд не пропал даром.

Кыргызким детям, не выходившим за пределы своего аила, Дуйшен со словами «школа», «учёба» открыл большой мир. И чтобы проложить дорогу их будущему, он вложил в образование и воспитание общества, в свою профессиональную деятельность громадный труд. А ведь он учил детей не только читать и писать, он учил жить, дал уроки человечности, учил делать добро, не скупился на щедрость... И именно поэтому он – настоящий учитель

В следующем третьем эпизоде показан яркий облик учителя Дуйшена:

«Когда мы в первый раз пришли в школу, учитель усадил нас на разостланную по полу солому и дал каждому по тетрадке, по карандашу и по дощечке.

– Дощечки положите на колени, чтобы удобнее было писать, — объяснил Дюйшен.

Потом он показал на портрет русского человека, приклеенный к стене.

– Это Ленин!

– Мы будем учиться как он.

– Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры… [1, С. 65].

Ч.Айтматов, изображая переживания первого учителя Дуйшена о своём образовании и малограмотности, определяет ещё один принципиальный профессиональный пример.

Образование Дуйшена нельзя сравнить с современным образованием. Этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни одного учебника, даже самого обыкновенного букваря, не имел ни малейшего представления о программах и методиках. Как он мог отважиться на такое поистине великое дело. Он учил так, как умел, как казалось ему нужным, что называется по наитию. Но он, уходя головой в работу, старается выполнить свое обещание, данное детям “ ...Буду учить вас всему, что знаю сам...” .

Благодаря этим качествам Дуйшен становится образцом для наших современных педагогов. Сегодня в школах трудятся учителя, которые имеют дипломы высшего педагогического образования. Но, к большому нашему сожалению, среди них редко встречаются такие, которые относились бы к своей работе так, как Дуйшен. Многие учителя ограничивают познавательные требования, не желая учащихся вмешивать в большую научную среду придерживаясь принципа: “Если дети усвоили тот материал, что дается в учебниках, то это уже большое достижение”.

Мы согласимся с мнением А.Алибекова, который сказал: “Ещё одна принципиальность Дуйшена в том, что он открыто говорит о недостаточности своих знаний, что его интеллектуальный потенциал намного узок от мысленного состояния, и всё это ему необходимо развивать” [3, С. 13].

Затем, образ учителя Дуйшена прекрасно раскрывается в четвёртом эпизоде:

«...– Ручеек ты мой светлый, – сказал он, ласково гладя на меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!» [1, С. 69].

Оказывается, Ч.Айтматов ещё в 50-60 годы предвидел недостатки современных дуйшеневцев, для которых не хватает прозрачной человечности (не быть властным, авторитарным), мягкости, и даже успел показать эту проблему в своей повести.

В современном обществе нашей молодёжи, может быть, нужна именно такая забота, какую проявляет Дуйшен к своим подопечными. И здесь рождается вопрос: “Нужны ли образованные манкурты для будущего?”

Самое главное, на мой взгяд, современный учитель должен дать не только знания , но и посеять в их сердца зёрнышки нежности, порядочности, человечности. А, может быть, призыв и обращение писателя в произведениях, созданных в 50-60 годы, остаются до сих пор самыми актуальными?

Как показывает время, учитель играет большую роль в духовном развитии личности. Современная молодёжь, как бы печально это не звучало, постепенно теряет такие ценности, как благородность, моральность, отзывчивость, доброта, человечность, из-за чего идёт деградация личности. И перед нами , педагогами, стоит главная задача – найти пути возврата этих жизненных ценностей, воспитать их настоящими людьми, сильными личностями, не забывая при этом образование. Значит, в воспитании будущего поколения учитель сам должен быть образцом подражания во всех отношениях. Именно таким образцовым учителем показан образ учителя Дуйшена.

В пятом эпизоде образ Дуйшена раскрывается ещё ярче и глубже.

«…. после уроков взял меня за руку и отвел в сторону. Сейчас мы с тобой, Алтынай, сделаем одно дело, – сообщил он, загадочно улыбаясь. – Вот эти топольки я принес для тебя. Мы с тобой их посадим. И пока они вырастут, пока наберут силу, ты тоже вырастешь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано. Ты сейчас молоденькая, точно прутик, такая же, как эти топольки. Так давай посадим их, Алтынай, своими руками. И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная… [1, С. 80].

В шестом эпизоде учительский смиренный вид Дуйшена действительно изображается писателем на высоком уровне.

В седьмом эпизоде очень сильно описывается картина, где мастером слова до глубины души передаются душевные переживания главной героини Алтынай Сулаймановны, причиной чего явился её запоздавшийся долг благодарности за доброе сердце Дуйшена, за его добросовестное и честное служение своему народу, за его учительский вид.

Вот как в повести Алтынай размышляет о благосклонности и доброте своего первого учителя и преклоняется перед его мужеством :

«Почему следы людей не остаются навеки на дорогих им памятных местах? Если бы сейчас я нашла ту тропу, по которой мы возвращались с Дюйшеном с гор, я приникла бы к земле и поцеловала следы учителя. Тропа эта для меня — всем дорогам дорога. Да будут благословенны тот день, та тропа, тот путь моего возвращения к жизни, к новой вере в себя, к новым надеждам и свету… Спасибо тому солнцу, спасибо земле той поры…» [1, С. 89]

«Молодежь не знает, каким учителем был Дюйшен в свое время. А среди старшего поколения многих уже нет. Немало учеников Дюйшена погибло на войне, они были настоящими советскими воинами. Я обязана была поведать молодежи о своем учителе Дюйшене. Каждый на моем месте должен был бы это сделать. Но я не бывала в аиле, не знала ничего о Дюйшене, и со временем его образ превратился для меня словно бы в дорогую реликвию, хранимую в музейной тиши» [1, С. 95 ] – в разных условиях нашей многогранной человеческой жизни, в интересных хлопотах пробежавщего времени, когда-то учитель, самый близкий ей человек, освободив её из рук жестокого бая, сказал:

– Будь здорова, счастливого пути, прощай, родная… Не бойся, иди смелей. [4, С. 41].

Так вспоминает Алтынай дорого учителя, бежавщего рядом с вагоном, провожая её в ташкентский детский дом. Оказывается, настоящий учитель - это действительно божественный человек, который открывает вечную жизненную дорогу своим ученикам, отдающий все свои знания, готовый пожертвовать собой ради их счастливого будущего.

Среди всех других персонажей Ч.Айтматова образ Дуйшена является самым ярким образом.

Этот образ досконально и разносторонне изучен писателем. Он стал героем времени. Как показывает практика, сегодня наши уважаемые культурные представители интеллигенции, работающие в области образования, отличаются от Дуйшена какой-то необъяснимой нами чертой. Поэтому мы должны расмотреть, как и чем современный учитель в условиях рыночной экономики может отличаться от Дуйшена.

Профессия учителя – это несгибаемая, ответсвенная профессия. Дуйшен был именно таким учителем-героем, который достойно выполняет долг, ставя его превыше всего. Он отличается от современных высокообразованных передовых интеллектуально- развитых учителей своей человечностью, простотой, теплой заботой. Это настоящий педагог, который, понимая действительность, берёт на себя непосильное бремя своего народа. Конечно, не каждый ради счастья другого может просеять зёрнышко доброты, порядочности, теплого и внимательного отношения к людям, заботы о молодёжи, и это, как вы знаете, даётся нелегко. Вот такой высокой человечностью, чистотой и широтой души отличается наш главный герой Дуйшен от всех остальных.

Вот что пишет известный учитель Апыш Койчусанов: «Нам, учителям, особенно дорога повесть “Первый учитель”. Дуйшен колыбель кыргызских учителей. Его образ нам священ. Мы, старые учителя, прошедшие школу Дуйшена, стали продолжателями начатого им дела. [5, С. 32] Мы очень обеспокоены за будущее нации кыргызского народа. Заботясь о молодёжи, являясь патриотами народа и родной земли, обладая самой почётной профессией герои-учителя поднимают престиж учительского искусства. Дуйшен навсегда останется идеальным героем молодёжи и учителей.

Образ Дуйшена в повести является собирательным художественным образом. Писатель в нём собрал все лучшие качества тех учителей, с которыми он был близко знаком. “ Образ Дуйшена,- как отмечал Ү. Култаева, - это образ самых первых учителей, стоящих у истоков становления советской власти в стране» [6, С. 44], когда тёмному, безграмотному кыргызскому народу, как воздух и вода, нужны были борцы и агитаторы, подобные учителю Дуйшен. И именно в это время в разных уголках нашей молодой страны трудились такие герои.

Литературная вселенная Айтматова – останется для всего человечества школой обучения. Взявший в основу произведения жизненные события или один отрывок из жизни и правильно по определённой цели это направить, т.е. высокая идейность миропонимания Ч.Айтматова является характерной особенностью, - отмечает ученый Б.Керимжанова [8, С. 118]. Внешний облик героя, его поступки, отдающий всю себя своей работе, ставший интересы общества выше своих интересов – все это с профессиональным мастерством описывается писателем. Список тех, кто одним из “первых” вложил большой вклад в область образования, начинается с яркого образа Дуйшена. В литературном поприще 50 годов образовательные и агитационные работы были главным долгом писателей. Учитывая все это Ч.Айтматов доступно показал образ учителя, взвалившегося на себя ношу народа. Через изображение нравственно-эстетического мира, человеческой совести, надежды и мечты персонажей произведения, добившихся своих целей несмотря на невзгоды и трудности читатель понимает основную тему и идею произведения.

Список литературы

  1. Айтматов Ч. Чыгармалардын сегиз томдук жыйнагы. – Б., 2008
  2. Байгазиев С. Цивилизация жана Ата журт. – Б., 2008. – 798-б.
  3. Алимбеков А. Айтматовдун мугалимдери – асылдыктын өрнөктөрү //Zaman Кыргызстан. – 2009, 9-январь.
  4. Айтматов Ч. Биринчи мугалим. – Ф., 1978
  5. Акматалиев А. Ч. Айтматовдун чыгармачылык жолу. – Ф., 1988.
  6. Култаева Ү. Турмуш чындыгы жана көркөм образ. – Б., 2002
  7. Абытов Б. Историзм в творчестве Чингиза Айтматова. Вестник 6ш ГУ. Часть I. Ош. – 2008. С. 1-6.
  8. Керимжанова Б. Адабият жана көркөм чеберчилик (Илимий макалалар, адабий портреттер, заметкалар, очерктер) –  Ф., 1980.
  9. Бектуров Т. М. Duishen as the first teacher-enlightener in interpretation by Ch. Aitmatov. – №3, 2018. – 33-37.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк