УДК 37.013

Профессиональная компетентность и культура педагога

Нуркулова Эльмира Рыскельдиевна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента Института Непрерывного и дистанционного образования при Бишкекском гуманитарном университете им. К.Карасаева.

Аннотация: При ведущей роли образования все большее значение приобретает личность учителя, его профессиональная компетентность и общая культура. Именно от уровня развития его профессионализма и нравственной культуры зависит становление и развитие общества, его экономический и социальный прогресс, уровень нравственности и человечности. В статье рассматривается опыт использования новых информационных технологий на кафедре «Педагогического образования и инновационных технологий» ИНДО при БГУ им. К. Карасаева.

Ключевые слова: Общество знания, педагог, профессионализм педагога, педагогическая компетентность, информационная культура педагога, дистанционное обучение.

В современном мире стремительно разворачиваются инновационные процессы, идет становление глобального общества знания, информационного общества, в котором знания, информация играют главную роль.

В связи с этим перед системой образования стоит задача обучения и воспитания новых поколений жителей Земли, которые могли бы хорошо адаптироваться к быстро идущим изменениям, были способны активно воздействовать на социальное развитие общества, задавать ему новые направления развития, создавать качественно новый мир. Образование в обществе знания играет приоритетную роль в социальном прогрессе, а главной фигурой в образовании является учитель. Именно от уровня развития его профессионализма и нравственной культуры зависит становление и развитие общества, его экономический и социальный прогресс, уровень нравственности и человечности.

Необходимым для педагога качествам уделялось внимание на протяжении становления всей науки педагогики. В трудах выдающихся педагогов прошлого, основателей современной педагогики Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К, Д. Ушинского и других мы находим идеи, относящиеся к образу учителя. Так, Я.А. Коменский писал: «учителя должны знать, хотеть и уметь сделать умы всех своих учеников мудрыми, языки – красноречивыми, руки – искусными для письма и других действий» [1, С.601].

Сегодня в представлении ученых «современный педагог – это профессионально-компетентностная, творчески развивающаяся, гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества, у которой ярко выраженная субъектная позиция, индивидуальный стиль деятельности и богатый творческий потенциал» [2, С. 48].

Следовательно, современный педагог должен сам обладать необходимыми компетенциями, чтобы суметь воспитать человека будущего. Необходимые качества педагога, его профессионализм, эрудиция, профессиональные компетенции и личные человеческие качества закладываются и развиваются в процессе получения профессии педагога в педагогическом вузе.

Поэтому профессиональное образование студента – будущего педагога на современном этапе должно строиться таким образом, чтобы подготовить высококачественного будущего специалиста, обладающего как необходимыми профессиональными компетенциями, широкой культурой, так и высокими моральными качествами.

Профессиональную компетентность можно определить как «уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека» [3, С.60].

Сегодня учитель не может просто преподавать детям знания определенного предмета. Он должен владеть профессиональным мастерством и творческой интуицией, ориентироваться в быстро меняющемся социальном мире, использовать соответствующие требованиям времени способы взаимодействия с учащимися. Ключевой стороной личности педагога являются нравственные нормы и принципы, этические чувства, убеждения, общечеловеческие идеалы.

В процессе становления культуры человека важную роль играет образование, которое является сознательно управляемым процессом, в течение которого идет освоение культурных ценностей, передача опыта преобразования действительности.

Становление педагога как профессионала во многом является процессом овладения всеми богатствами человеческой культуры. Кроме того, современный учитель в условиях растущей информатизации общества, развития информационно-коммуникационных технологий должен обладать высокой информационной культурой. Большое место в жизни человека информационного общества будет занимать информированность, владение разными знаниями и умение их использовать. Человек информационного общества должен не только обладать основами информационной культуры, находить информацию, но и уметь ее обрабатывать, анализировать, выделять главное в ней.

Информационная культура - это важная часть общей культуры человечества. Как нельзя отделить эстетическую культуру от культуры духовной, так и информационную культуру нужно считать одной из граней общей культуры человека. Важной составляющей информационной культуры личности является информационная грамотность, знание технологий. Технологии способствуют осуществлению различной деятельности. Понятие «информационная культура» тесно связано с субъективным моментом, когда большую роль играет уровень развития информационной компетенции человека.

Для этого современная образовательная ситуация в педагогическом вузе должна быть направлена на обновление традиционных форм, переход к развивающим, проблемным, поисковым формам и методам дидактического процесса. Профессиональная подготовка будущего учителя должна быть направлена на изучение не только предметных, но вне предметных, социальных, общекультурных, коммуникативных, информационных знаний.

Соответственно, подготовка специалистов нового поколения требует не только традиционных знаний педагогической теории и практики, но и глубокого освоения теории и практики информационных технологий.

Современная система образования все активнее использует информационно-коммуникационные технологии, прежде всего, в системе дистанционного образования.

Дистанционное обучение с использованием компьютерных обучающих технологий и электронных учебных пособий для изучения лекционного материала и проведения практических и лабораторных занятий наиболее приемлемо для тех, кто заинтересован получить качественное образование, но не может регулярно посещать учебное заведение. Дистанционное образование дает возможность учащимся получать знания с помощью развитых информационных ресурсов (баз данных, компьютерных обучающих и контролирующих систем, видео и видеозаписи, электронных библиотек), а также путем проведения видеолекций, компьютерных видеоконференций, которые делают взаимодействие студентов и преподавателей более активным, чем при традиционной форме обучения.

Все современные образовательные технологии направлены на то, чтобы приучить студентов работать самостоятельно для успешной адаптации к быстро меняющимся технологиям и условиям работы. Все это делает дистанционное обучение качественнее и доступнее традиционного.

Кафедра «Педагогического образования и инновационных технологий» ИНДО при БГУ им. К. Карасаева осуществляет профессиональную подготовку студентов по направлениям: педагогика и методика дошкольного и начального образования; филологическое образование по кыргызскому языку и литературе.У нас, в Институте непрерывного дистанционного образования при БГУ им. К. Карасаева (ИНДО) начала реализовываться комбинированная модель дистанционного образования: получение заочного образования с использованием дистанционного изучения и контроля.

Преподавательский коллектив кафедры формирует и реализует систему научных знаний и компетенций в области педагогики и филологического образования; формирует духовно-нравственные основы профессионального самоопределения студентов; способствует развитию у студентов ценностей гуманизма и патриотизма, а также ценностных ориентаций, позволяющих соотносить мотивы и цели своей профессиональной деятельности с ценностями общечеловеческой культуры. Преподаватели кафедры дополняют традиционные методы образования новыми методами обучения, основанными на использовании Интернета и телекоммуникационных средств.

Использование информационно-коммуникационных технологий в системе дистанционного образования позволяет использовать личностно ориентированное обучение, которое представляет собой специально организованное сотрудничество преподавателя и студента, значительно активизирующее учебно-познавательную деятельность учащегося [4].

Одним из способов личностно-ориентированного обучения является использование вебинаров. Cтудент подключается к занятию в аудитории через компьютер и может видеть и слышать, что говорит преподаватель, задавать ему вопросы устно или письменно. Вебинары в ИНДО при БГУ им. К.Карасаева проводятся преподавателями дважды в год в рамках преподаваемых ими дисциплин. Преподаватель находится на постоянной связи со студентами, учит, объясняет, проверяет задания. Главное в вебинаре - поддержка контакта с аудиторией и получение обратной связи в течение продолжительного времени.

Такая методика преподавания меняет у студентов психологию восприятия учебного материала и отношение к процессу обучения: они проявляют больше инициативы, интереса, самостоятельности, организованности. Применение информационных технологий побуждает студентов самостоятельно работать с учебной, производственной и научной книгой, в частности, с электронной книгой в виде учебников.

Работа студентов с компьютерной моделью преподавателя пол­ностью решает проблему индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Преподаватель переходит в режим работы консультанта, который контролирует процесс усвоения знаний каждым студентом. Индивидуальные, групповые консультации ведутся различными способами: через рассылку печатных материалов по электронной почте, общение через Интернет, электронных учебных материалов рассылки внутри группы. Представленная технология дистанционного обучения основана на возможности достижения совместного результата обучения студентом и преподавателем.

Установлено, что готовность студентов самостоятельно осваивать новые знания и использовать современные технические средства обучения на базе дистанционного обучения, влияет на качество и компетентность профессионального образования.

Список литературы

  1. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. – М., 1955.
  2. Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. – 2006. – №3. – С. 48-57.
  3. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность // Педагогика. – 2006. – №3. – С. 57-61.
  4. Барамзина С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно-ориентированноого обучения Педагогика. – 2006. – №8. – С. 41-47.