УДК 248.2

Некоторые аспекты устроения мира и человека в учении о логосах прп. Максима Исповедника

Степаненко Елена Геннадьевна – магистрант кафедры Православной культуры и теологии Донского государственного технического университета; организатор просветительских бесед Благотворительного фонда им.св. вмц. Анастасии Узорешительницы.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению устройства мира и человека по учению прп. Максима Исповедника о логосах. Логосы - божественные идеи, воплощенные в творении всего бытия. Идея человека находится в центре Божественного замысла о творении вселенной.

Ключевые слова: Божественный Логос, Максим Исповедник, логосы-воления, тропос.

Прп. Максим Исповедник – один из наиболее сложных и ярких богословов. Его оригинальные труды оказали значительное влияние на мистическую сторону православного вероучения. Учение о логосах св. Максима дает возможность приблизиться к понимаю устроения мира и его существования, как проявления Божественного Логоса в мире посредством Его логосов (λόγοι) - идей или волений. Российский патролог и византинист М.В. Лурье отмечает, что логосы всего сущего, согласно св. Максиму, не отличные от Бога платоновские идеи, предсуществующие вещам, а нетварные энергии – «мысли» Самого Бога [8, c.370]. Поэтому Он знает о каждой вещи прежде ее создания и ведет к предназначенной для нее цели. В учении святого отца раскрывается понятие логосов, как предвечных идей Бога о сотворенном мире и тропосов – образа существования тварных существ. С началом бытия твари приходят в состояние движения согласно своему логосу – замыслу Бога о тварной сущности. «Свое движение от Бога как от Начала тварь начинает в процессе творения, но завершает не тогда, когда оказывается сотворена, а когда вновь достигнет Бога–теперь уже как цели и конца творения. Только в Боге достигается тот абсолютный покой, который есть завершение всякого движения, представляющего собой актуализацию возможности»[8, c.370]. Движение называется «природным можением», устремляющемуся к своему соответствующему завершению. Все, пришедшее в бытие, не имеет в себе конечной цели, завершения пути, так как причиной существования не является, не останавливается в своем движении, пока не достигнет первой и единственной Причины, «из которой уделяется существующим их бытие» [3, c.247].

При движении согласно с Божественным замыслом, существо соединится с Богом, содержащим логос его бытия, как начало и причину. Совершив восхождение к Богу, оно обоживается, уже именуется частицей Бога и завершает свое движение, достигнув предела – божественной цели. Согласно взгляду святого отца, каждый человек и ангел посредством своего логоса является «частицей Божества» по причине предсуществования в Боге наших логосов в виде идей. «Вне всякого сомнения, что если (тварь) и двигаться будет согласно с ним [т. е. логосом], то окажется в Боге, в Котором предсуществует логос его бытия как начало и причина…»[1]. Неподвижен только Бог, наполняющий Собою все. Каждая вещь находится в состоянии движения к причине бытия и не остановится, пока не достигнет предмета устремления - Бога - согласно своей природе и своему предназначению.

Как и все божественное, логос не изменяется; его неподвижность является законом для всего тварного мира, появляющегося в бытии и в нем существующего. Неизменяемый логос соответствует природе, постоянной для всех существ определенного вида. При изменении логоса природы существо перестанет быть собой. Поэтому, в применении к домостроительству спасения, к соединению природ во Христе прп. Исповедник констатирует, что «различения и соединения, которые не уничтожают природ составляющих частей, происходят не на уровне природ, но на уровне существования, на уровне ипостасей» [10,c.20]. Логос существа человека заключает понятие образа Божьего. Тропос соотносится с ипостасью, с определенным способом бытия и может отличаться от замысла. Тропос в человеке имеет значение подобия, если соответствует логосу.

Проявление Бога Слово посредством идей дает возможность положительного знания о Боге, созерцания в твари Творца. Интересно мнение В.В.Петрова, кандидата философских наук Института философии РАН [10, c.19]. Он утверждает, что понятие логоса у прп. Максима намеренно лишено конкретики и подчеркивает многогранность определения, полагая, что в него включены лексически и терминологически различные реалии философии и богословия: логос – способность логического мышления (διάνοια), это – тварная сущность (усия), это - мысль Бога (идея), это – внутренне содержание чего-либо, это – произнесенное и внутреннее слово, это – Сам Бог и т.д. Созерцание логосов возможно в образуемом ими тварном мире, в его онтологической области [10, c.19].

Логосы заключены во внешние формы и буквы, под которыми достигшие духовных высот могут созерцать Предвечный Логос и Его энергии или идеи. У каждого тварного предмета есть точка соприкосновения с Богом в ее логосе – идее, причине и цели, к которой предмет устремлен, поясняет В.Н. Лосский [7, c.129]. Через логосы Бог определяет тварные вещи будущего мира еще до их появления в бытии и дает им появиться в чувственном бытии в определенный Создателем срок.

Согласно св. Максиму, посредством творческих идей (λόγοι) вещей выразилась воля Бога при сотворении мира и в отношении к нему. Логосы одновременно и прежде сотворения мира существовали в высшем Логосе, Втором Лице Пресвятой Троицы, и утверждены в Нем неизменно. Мир в творении «из ничего» управлялся «"светозарной силой", которой Бог пронизывает материю и которая есть те Его слова («логосы-воления» святого Максима Исповедника)» [7, c.129]. Несмотря на то, что идеи от века содержатся в Боге, они не выражают Его сущность [4, c.237] и от естества Бога отличаются. Святой отец учит, что таким образом посредством логосов, «на которые творчески как бы расчленяется Единый Божественный Логос, и которые снова объединяются в Нем, как радиусы в центре круга»[5, c.64], Божественное Слово проявляет Свое близкое отношение к миру и открывается ищущим Его.

В тройственной деятельности Бога Слово – творении, промысле и суде – Его логосы или идеи с начала миротворения проявляются в трех аспектах: в виде основных начал или естественных законов (λόγοι φύσεως) и в виде целей или путей промысла и суда (λόγοι προνοίας και κρίσεως). Логосы естества как бы содержат весь чувственный и духовный мир, в логосах промысла и суда заключается вся жизнь мира на пути к обожению. Именно в логосах промысла и суда определено воплощение и искупление, средоточие промысла и апогей идеи обожения. Каждый человек в причастии к этим идеям повторяет и в аскетическом опыте овладевает тайнами искупления и спасения; логосы включают в себя все существующие формы добродетели и знания и в них определяется будущая судьба всего мира: «Весь мир как бы висит на этих λόγοι, имея в них истинную свою сущность. По ним же, как по Своим хотениям, или предопределениям, и Сам Логос познает мир» [5, c.65].

Логосы – это божественные воления, божественные слова-мысли, образующие главное содержание чувственной вещи, благодаря чему она идеальна по своей природе. Идеально по своему естеству и созданное по божественным идеям материальное бытие [10,c.20]. Оно представляет собой общность логосов, исшедших из Бога Слово и переплетающихся друг с другом в различных комбинациях. Разнообразные качественные отличия тварного мира определяются различными переплетениями этих логосов. При их уплотнении создается грубая чувственно постигаемая тварь. Следовательно, тварное бытие по существу - это в большей или меньшей степени огрубление или воплощение Логоса, затаенного в идеях под оболочкой тварного мира и проявляющего в Своих действиях логосы промысла и суда. Идея, по учению прп. Максима, понимается не только как причина, но и как идеал или цель бытия каждой вещи. Созерцание идей в бытии через их взаимные комбинации, постепенное их уплотнение и, в итоге, через их общность возводит к Источнику всего – Второму Лицу Троицы, Сыну [5, c.66], заключает С.Л. Епифанович.

Еще одна сторона, очень важная для учения святого отца о логосах: в них проявляется начало и причина бытия тварного существа и содержится его конечная цель. Сотворенный мир, согласно учению преп. Максима, иерархически состоит из пяти видов бытия: просто сущего, растительного, чувственного (животного), разумного, мысленного [5, c.66]. Но фактически существует два мира: мысленный (духовный) и чувственный (телесный). К духовному миру принадлежат ангелы и души людей, в телесному – все материальное бытие. Эти два мира – чувственный и духовный – похожи по составу, родственны по равному отношению к Божественному Логосу и созданы во внутренней гармонии между собой. Мир чувственный символизирует мир духовный и соединяется с ним в своих логосах. Логосы обоих миров параллельны, что позволяет в чувственных вещах, как типах созерцать идеи (λόγοι) мира духовного, и наоборот[5,c.69]. В обоих мирах божественные идеи естества, промысла и суда проявляются тождественно.

Изначально и предвечно существующие в Боге Слово логосы исходят из Него, образуя тварное бытие, и снова возвращаются к Нему, как к Источнику, группируясь через обобщение по видам и родам. Собранные в общие группы, логосы восходят к Премудрости Божией, вмещающей в Себя все общие и частные логосы. В.В.Петров, раскрывая понятие логоса вещи в системе святого отца, как начала, из которого предмет является в тварный мир, и цели, к которой сущность стремится, говорит, что логос «охватывает» предмет. Но не только как его логическое содержание. В метафизическом аспекте логос выступает, как начало и причина, «сообразно которой», ради которой и «посредством которой» какая-либо вещь начинает существовать[10,c.21]. Логосы призывают к себе тварей, как причина существования, только достигнув которой существо может стать совершенным. Предвечное существование вещи в логосах, как божественный замысел, понимается святым отцом как потенциальное. Но только при начале существования в тварном мире она получает истинное бытие. Прп. Максим говорит, что в Боге тварные вещи не могут существовать актуально. Историю Шестоднева святой отец видит, как описание сотворения умных родо-видовых сущностей: «Бог, разом исполнив первые логосы возникшего и общие сущности сущего, до сих пор осуществляет не только сохранение их для бытия, но и действительное созидание, выхождение и составление содержащихся в них возможности частей» [10,c.21]. «Первые» логосы имеют здесь значение «наиболее общих». В шесть дней творения Бог одновременно и единственный раз привел в бытие логосы чувственных существ и их общее естество. Частное и личное при существовании в логосах наделено только потенциальным бытием.

Достижение существом цели воплощения - Бога, ее состояние не тождественно первоначальному. Существо обладает актуальным бытием и выполнило свое предназначение, накопив жизненный опыт, который сохраняется в вечности. Тварь остается в бытии как самостоятельная сущность, уподобляясь Богу по благодати, по тропосу существования, но естественное различие между Творцом и тварью сохраняется, существо не растворяется в Создателе.

Логосы индивидов, как пишет Петров, в системе прп. Максима Исповедника существуют наравне с логосами общего [10, c.21]. О каждом сотворенном волей Божией существе Господь заботится, сохраняет ее в бытии, проявляет по отношению к ней промысл и суд. «Это совершенно конкретное и уникальное Его воление и попечение об индивиде, а также о целом, выполняет ту функцию, которую в философских системах играют универсалии: все находится в Промысле и уме Божием, Им содержится, связывается, упорядочивается, приводится к совершенству» [10,c.22]. В системе прп. Максима логосы частного определяются как отдельные, скрытые внутри каждой отдельной чувственной вещи под ее внешней «символической» формой.

Являясь божественным замыслом о конкретном сущем, логос неизменно «более первичная и чистая реальность, чем реально существующая природа, с ее рассечениями, материальностью и тленностью» [10,c.23]. Поэтому представление о логосе связано с воссоединением, восстановлением целого, слиянием разделенного. В пяти разделениях на сферы бытия, рассматриваемых в учении св. Максима, (на мужчину и женщину, землю и рай, небо и землю, духовный и чувственный миры, тварное и Нетварное) восстановление разделения возможно путем соединения со своим логосом, по которому они были сотворены. Неслитное соединение в итоге в Логосе-Христе выступает как единство и нераздельность творения согласно его первоначальному наиболее цельному логосу. Исключение составляет разделение логоса на тварный мир и Нетварное, где общего равнозначного логоса нет [10,c.21].

Весь начавший существовать тварный мир соединяется в тождественном и цельном логосе: виды объединяются в родовом логосе природы, роды содержатся в видах «как целый в целых» в соответствии со своим логосом (содержанием). Логосы, как и созданные по ним вещи, выстраиваются иерархически. Наиболее цельные и родовые включают более частные. Наиболее общие логосы, которые святой отец называет «первыми» находятся в Премудрости, а частные - смыслы единичных вещей, именуемые им «последними», управляются Промыслом и видны в вещах, несмотря на то, что все они содержатся в Боге Слово.

По учению святого Максима, в Божественном Логосе вместе со всеми идеями сотворенного мира содержится и идея-воление, логос (λόγος) человеческого существа, в котором от века заложено начало и смысл бытия человека [4, c.224]. Идея человека в системе прп. Максима очень весома, как сконцентрировавшая в себе отражение всего обилия содержания идеи Логоса. В ней соединяется катафатика и онтология, изучение которых замещает изучение природы.

Положение человека в гармонично устроенном мире более всего близко по отношению к Логосу, Творцу бытия. Логос каждого тварного предмета представляет собой отражение Бога. Логос человека по своему особенному значению выделяется среди всего сотворенного и особенно причастен Логосу: он – образ Божий: «Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность, по высочайшей благости Своей сообщил ей четыре Божественные свойства, посредством которых Он содержит все вместе, оберегает и спасает сущих: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства [Бог]даровал сущности, а два других – способности воли; то есть, сущности Он даровал бытие и приснобытие, а способности воли - благость и премудрость, чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божьему (Быт.1:27). «По образу» – как сущий [образ] Сущего и как присносущй [образ] Присносущего: хотя он и не безначален, но зато бесконечен. «По подобию» - как благой, [подобие] Благого и Премудрого, будучи по благодати тем, чем [Бог является] по природе. Всякое разумное естество – по образу Божиему, но только одни благие и мудрые – по подобию [Его]» [6,c.172].

Согласно св. Максиму, «если λόγος каждой вещи отображает собой Бога, то в особенности λόγος человека»[5,c.70]. Человеческая плоть, вмещающая в себя душу, - превосходнейшая «параллель миру, облекающему собой Логоса как одеждой». В душе человека содержатся как бы в совокупности все энергии по образу энергий Божественного Логоса, действующих в мире. Созерцая духовную составляющую человека, можно получить познание Логоса, как и при наблюдении окружающего мира. В мире Бог Слово проявляется как Сущий, как Ипостась Бытия и Жизни [5,c.70]. В человеческой душе Логос проявляется как Разум, содержащий Ум и Жизнь, что соотносится с разумно-словесной способностью (логос) человека, действующей в жизненной силе души. В мире Божественный Логос воплощается, действуя посредством логосов естества, промысла и суда, на которых основывается все бытие мира. В человеке Он проявляется, как его сложный логос, направляющий его деятельность, бытие и будущее: а) логос двухсоставного бытия человека, содержащего главные черты разумной и телесно-животной жизни в их гармонии; б) логос благобытия, в котором заложены нормы человеческой деятельности согласно плану и смыслу промысла, суда и проявляющихся в добрых склонностях человеческой души; в) логос вечнобытия, или обожения – наивысшей и окончательной цели промысла, венчающей богоуподобление соединением с Богом и по благодати дарующей боготворную неизменность душе и нетление телу [5,c.72], указывает Епифанович. В мире Божественный Логос действует Своей творческой, промыслительной и судящей силой посредством идей-волений, направляя человека в его деятельности и познании. В каждой составляющей частице чувственного познания, как символ, содержится основа для духовного. Человеку, по предвечному замыслу, предназначено собрать в себе воедино «все творческие идеи естества, все законы промысла и суда, чтобы в них познавать все божественные свойства и проявления скрывающегося в них Логоса» [5,c.72]. В этом и заключается совершенство человека: он не уподобляется всему сотворенному, а отличается от космоса тем, чем уподобляется Создателю [7,c.148]. Следовательно, человек в бытии предназначен стать духовным миром, заключающим в себе естественные, нравственные и богословские созерцания, в которых собрана воедино вся целостность божественных откровений, то есть, во всех отношениях он представляет собой образ Логоса.

По своей важности идея человека находится в истоке созерцаний прп. Максима, видевшего в ней корень отличия духовного и чувственного миров, обоснование характеристики каждого и гармонию между ними. В этой идее содержится отличие духа и плоти в природе и Святом Писании и, что самое существенное, - краеугольное основание предпочтения жизни духовной – жизни по плоти и духовного познания – чувственному. В этом состоит, по святому отцу, онтологическая и методологическая ценность идеи человека как образа Бога. По своему устроению и назначению, человек соединяет в себе весь мир, находясь в центре мироздания. Исходя из разделений тварного мира на духовный и чувственный, место человека видится святым Максимом на границе этих миров: духовного, на вершине которого в неприступности находится Бог, и чувственного, состоящего из подвижной материи, которая сама собой двигаться не может. По своей природе человек принадлежит к обоим мирам и проявляется в каждом своими энергиями – умом и чувством. В нем, как в микрокосме, «малом мире в большом», наиболее гармонично выражено соединение мира духовного и мира чувственного [4,c.224]. Оба мира в человеке существуют в строгом единстве: сила души тесно и согласно взаимосвязана с чувствами тела и соответствующими органами.

Но огромная значимость идеи человека в системе святого отца видится еще и в другом аспекте. Человек, представляя собой образ Логоса, в Котором Его промыслом должно произойти в конечном итоге объединение с тварным миром, по своему предназначению призван исполнить замысел Бога об обожении всего мира, фактически соединившись с Логосом. По учению прп. Максима, в человеке, в его разных частях, в миниатюре представлены все части мирового устройства, в том числе и его противоположности или «деления» на сферы бытия. На основании древнего источника, святой отец в философском аспекте своего мировоззрения развивает учение о разделениях. В мире видится пять делений: сущность делится на созданное и Несозданное, созданное состоит из мысленного и чувственного, чувственное делится на небо и землю, которая, в свою очередь, состоит из рая и вселенной. Пятое разделение – на мужской и женский пол. Человек изначально обладал всеми возможностями для объединения этих противоположностей, так как его естество находилось во взаимосвязи с основными элементами деления. Он был связан с землей плотью, с чувственным миром – чувствами, с духовным миром – душой, а его ум возносился к Несозданному существу [5,c.74]. Его задача состояла в объединении всех элементов в устремлении к Богу, постепенно подчинив низшие элементы высшим: разделение полов преодолеть бесстрастием; мир и рай объединить святой жизнью, устранив пристрастие к какой-либо из частей земли [5,c.74]. Иными словами, он должен был создать рай в себе и посредством своей деятельности, жизни и поведения повсюду находить его вне зависимости от места пребывания [4,c.224]; затем добродетельной жизнью возвыситься телом и чувствами настолько, чтобы достичь неба; затем приобрести знание, равное ангельскому, чтобы соединиться с духовным миром; и, в итоге, непостижимым образом в любви соединиться с Богом. Эту цель ему надлежало осуществить в области своего свободного произволения, направив все силы души к Богу по любви к Нему. Лосский отмечает, что первозданное состояние сотворенных вещей, их блаженство не было обоженным, только имело к этому предрасположение [9,c.129]. Задача состояла в достижении богоподобного состояния причастием к Божественному Слову. Как образ Бога, в соответствии с предназначением, человек должен был постепенно охватить в своем естестве весь внешний по отношению к нему мир, содержащийся в Логосе в идеальном состоянии. Сам он должен обожиться, соединившись с Логосом, то есть, по благодати стать тем, чем Бог Слово является по природе. При условии исполнения человеком его предназначения в подчинении низших потребностей высшим, плоти - разуму, а разума – Богу, он пришел бы к Богу, мистически слившись с Ним умом. Он достиг бы обожения сам, мог бы привести и элементы мира в надлежащую гармонию - и через него все мироздание, погружаясь в Бога, достигло бы вечного блаженства. Таким образом, была бы достигнута цель, ради которой Логос поместил человека, как Свой образ, во главе сотворенного мира.

Но произволением человека, уклонением его от логоса его предназначения в мире появилось зло. «Зло не имеет бытия, оно – небытие, – лишение, отрицание бытия. Поэтому оно возможно только в области условного бытия, точнее – тварно-конечной воли. Оно не создано Богом, но явилось от свободной воли человека, вследствие устремления ее к ложной цели, противоречащей воле Творца, – к самоутверждению, к небытию» [9]. Но греху не удалось уничтожить в человеке все добро. М.Д. Муретов поясняет в системе преподобного Максима возможность добра и произрастание его семени до достижения предназначенной человеку славы через боговоплощение Логоса и обожение человеческой природы. Идея богочеловечества – главная и существеннейшая часть богословия св. Максима [9].

В итоге можно с уверенностью сказать, что прп. Максим в своем учении о Логосе как творческом принципе Первоначала, объясняет всю картину существующего бытия и отношение к нему Бога. Неприступный в Своей сущности, Создатель открывается миру в энергиях, идеях, содержащих замысел Творца о смысле бытия и о промысле Бога о сотворенном мире. Логосы – идеи каждой тварной вещи исходят из Создателя в мир, образуя тварное бытие и направляя его к Богу на более высокой ступени. Человек, как образ Логоса и вершина творения, призван достичь обожения и привести к Богу Слово весь сотворенный мир. Но в результате грехопадения человек не осуществил замысел Творца о нём. Божественный Логос - центр всего учения святого отца - через боговочеловечение воплотил идею о человеке.

Список литературы

  1. Амбигвы к Иоанну. [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры – URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Ioannu (дата обращения 28.05.2019)
  2. Амбигвы к Фоме. [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры – URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Fome=1_5 (дата обращения 28.05.2019)
  3. Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Шуфрин А.М. Преподобный Максим Исповедник: полемика с орегинизмом и моноэнергизмом. [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007 г. - URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik (дата обращения 24.05.2019)
  4. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. [Электронный ресурс] // Портал Предание.ру. М.: Мартис, 1998. 447 с. - URL: http://predanie.ru/lib/book/210671/ (дата обращения 01.06.2019).
  5. Епифанович С.Л.. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М.: Мартис, 2003. – 140 с.
  6. Избранные творения преподобного Максима Исповедника //Пер., вст. статья и коммент. Сидорова А.И. - М.: Паломник, 2006. 478с.
  7. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. - М., 1991. – 504 с.
  8. Лурье В.М. История Византийской философии [Электронный ресурс] // Портал Книжный архив. - СПб.:Axiôma, 2006. 553 с.- URL: http://www.phantastike.com/link/philosophy/istoriya_vizantiiskoi_filosofii.zip (дата обращения 31.05.2019)
  9. Муретов М.Д. О св. Максиме Исповеднике Источник: Творения преподобного Максима Исповедника [Электронный ресурс] // Русский портал «Святоотеческое наследие» - URL: http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=patrologia.m_01_002 (03.05.2019).
  10. Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. [Электронный ресурс] //Портал Азбука веры - М., ИФРАН, 2007г.– URL: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik (дата обращения 23.05.2019).