Механизм регулирования региональной политики в сфере занятости населения (на примере Ленинградской области)

Портнов Михаил Анатольевич – студент магистрант направления «Государственное и муниципальное управление» Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Дмитрия Федоровича Устинова.

Аннотация: В данной статье рассматривается механизм регулирования региональной политики в сфере занятости населения (на примере Ленинградской области). Выявлены проблемы занятости и приведена статистика в сфере занятости населения Ленинградской области. Из существующих методов государственного регулирования занятости населения Ленинградской области используются как экономические, так и организационные. Обозначены результаты новой государственной политики в сфере занятости на современном этапе развития экономики, характеризующемся кризисными явлениями. Участие государства должно выражаться в расширении инструментов активной политики содействия занятости. Особое внимание следует уделить разработке региональных целевых программ.

Ключевые слова: Занятость населения, Ленинградская область, государственная политика, рынок труда, регулирование, безработица.

Рынок труда, как и любой другой рынок, находится под влиянием объективных рыночных законов и принципов функционирования, но из-за «человеческой» природы его компонентов, как никто другой, нуждается в государственном регулировании, целью которого является обеспечение права работать и иметь защиту от безработицы, с одной стороны, и обеспечивать рост ВВП, национального дохода, качества жизни населения - с другой.

Проблема занятости - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность, а также уровень удовлетворения их потребностей в работе на рабочих местах. Однако не все трудоспособные люди имеют работу, и есть безработные. Особую категорию безработных составляют трудоспособные граждане предпенсионного возраста, которые еще не достигли пенсионного возраста, но по независящим от них причинам потеряли заработок и работу. Эта категория граждан является наиболее уязвимой в их социальном праве на труд, так как спрос на работу этой категории граждан со стороны работодателей невелик [2].

Занятость является одним из основных макроэкономических показателей и условий, который, с одной стороны, характеризует качество и уровень жизни в стране, а с другой - отражает эффективность социально-экономической политики действующего правительства [3]

Принимая во внимание уровень безработицы по регионам, необходимо отметить наличие значительного числа регионов с высоким уровнем безработицы и регионов, где безработица остается на прежнем уровне.

В январе 2016 года в условиях стабильной ситуации на рынке труда Ленинградской области наблюдалось незначительное увеличение предложения рабочей силы на рынке труда и снижение спроса на рабочую силу.

По состоянию на январь 2016 года безработными были признаны 723 человека, которым были назначены социальные выплаты в виде пособий по безработице.

В январе 1167 человек, обратившихся с просьбой найти подходящую работу, в том числе 689 безработных граждан, были сняты с регистрации по различным причинам.

При содействии службы занятости:

  • трудоустроено 551 человек, из них 229 человек (41,6%) в период до признания их безработными;
  • 25 безработных граждан начали профессиональную подготовку;
  • получили государственную службу по профориентации 569 граждан;

В январе 2016 года в службе занятости работали:

  • с 3965 гражданами, обратившимися за государственными услугами, из них каждый второй гражданин обратился за помощью в поиске подходящей работы - 1646 человек;
  • эффективность трудоустройства граждан (отношение занятых граждан к ищущим работу) - 33,5%.

По состоянию на 1 февраля 2016 года в службе занятости было зарегистрировано 6238 человек, которые искали работу, что на 481 больше, чем на 1 января 2016 года–пособие по безработице назначено 723 безработным гражданам.

Ленинградская область по-прежнему входит в ограниченное число субъектов Российской Федерации, которая имеет наименьшее значение с точки зрения зарегистрированной безработицы (рис.1) [4].

Рисунок 1. Уровень регистрируемой безработицы в Ленинградской области и Российской Федерации [4].

На региональном уровне политика занятости направлена, с одной стороны, на минимизацию регионального неравенства с целью уменьшения существующего разрыва в социально-экономическом развитии регионов и снижения социальной напряженности в стране, а с другой - на формирование такой уровень и структура занятости, которые способствуют развитию региона [1].

Деятельность в сфере занятости населения Ленинградской области направлена на поддержание социальной стабильности в регионе, предотвращение роста напряженности на рынке труда, предотвращение массовой безработицы и улучшение использования трудовых ресурсов.

Из существующих методов государственного регулирования занятости населения Ленинградской области используются как экономические, так и организационные:

  • льготное кредитование и налогообложение (система преференций для инвесторов);
  • бюджетная политика, стимулирующая предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, проводить профессиональную подготовку;
  • функционирование службы занятости и занятости;
  • проведение ярмарок вакансий, «Дней информационных услуг» и «Дней защиты от безработицы»;
  • организация общественных работ;
  • профессиональная подготовка и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком и пенсионерами, которые стремятся вернуться на работу;
  • совершенствование системы мониторинга, прогнозирования потребностей экономики в необходимых навыках;
  • повышение эффективности регулирования процессов формирования, распределения и консолидации трудовых ресурсов;
  • «Содействие трудоустройству инвалидов с целью их интеграции в общество»;
  • «Расширение профориентации и продвижение рабочих профессий»;
  • «Повышение занятости»;
  • «Сокращение маятниковой трудовой миграции»;
  • «Формирование Центров деловой активности территорий на базе центров занятости».

Реализация проектных инициатив началась в 2016 году:

  • Создание портала «Кадровый потенциал Ленинградской области»
  • Легализация трудоустройства на предприятиях «Белая зарплата»
  • Комплексная система содействия самостоятельной занятости граждан «Займитесь делом»
  • Система трудоустройства пенсионеров и людей предпенсионного возраста «50+»

Ожидаемые результаты: доля людей, нашедших работу, в числе граждан, обратившихся за помощью в поиске подходящей работы в течение года, по прогнозам, составит 70% в 2018 году, в 2030 году - 80%, уровень зарегистрированной безработицы снизится с 0,5% в 2018 году до 0,45 с 2030 года, количество занятых инвалидов в 2018 году составит 2100 человек, в 2030 году - 10 500 человек, количество вакансий на одного работника центра занятости увеличится с 40% в 2018 году до 48% в 2030 году [5].

Список литературы

  1. Белохвостова Н.В. Механизмы государственного регулирования занятости населения // Сервис в России и зарубежом, 2016. – [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-gosudarstvennogo-regulirovaniya-zanyatosti-naseleniya (дата обращения: 21.02.2018).
  2. Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае / Артемова Е. И., Андреев С. Ю., Мищенко Е. А., Киященко Е. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 116. — С. 855–869.
  3. Институциональные аспекты регулирования рынка труда в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю., Латыш И. С. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1 (18). — С. 89–92.
  4. Информация о развитии рынка труда Ленинградской области в январе 2016 года [Электронный ресурс] URL: http://www.job.lenobl.ru/Files/file/1455545117.pdf (дата обращения: 21.02.2018).
  5. Стратегия развития занятости населения Ленинградской области до 2030 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.job.lenobl.ru/Files/file/25_let__strategiya.pdf (дата обращения: 21.02.2018).
Интересная статья? Поделись ей с другими: