Роль муниципальных образований в формировании экологического кластера города Коломна

Потылицин Артём Валерьевич – магистрант Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Дмитрия Федоровича Устинова; инженер СС ООО Озон.

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые вопросы реализации государственной экологической политики в городе Коломна Московской области. Исследованы экологические показатели состояния города: загрязнённость воздуха, качество воды, уровень озеленения, радиационная обстановка, в целом показывающие ухудшение экологии города. Ожидается стабилизация экологического кластера после утвержденная муниципальной программы городского округа, рассчитанной на 4 года.

Ключевые слова: Экология, Коломна, муниципальные образования, природный ландшафт, кластер.

Для многих людей желательна возможность жить в экологически чистом месте с развитой социальной и инженерной инфраструктурой.

С усложнением межхозяйственных, межотраслевых и других связей в природе, экономике и обществе стал широко использоваться термин кластер.

Впервые этот термин был предложен в конце 90-х годов учеными - членами неправительственной некоммерческой научной организации, российского отделения - Международной ассоциации полевых исследований и устойчивого развития территорий [1, с. 84]. Экологический кластер понимается как совокупность природных, экономических, социальных объектов, объединенных общим воздействием на них водной (наземной и подземной) среды.

Если для исследования взять город Коломна Московской области, то этот город играет значительную роль в Центральной экономической зоне. Более 300 хозяйствующих субъектов оказывают негативное влияние на природную среду в ходе своей производственной деятельности. Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу из подсчитанных стационарных источников составляет 5608,33 тонны в год. Наибольшее количество загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу стационарными источниками, поступает от предприятий, производящих строительные материалы [2].

Примерно, согласно городскому району Коломны, объем выбросов от транспорта составляет 13 000,00 тонн в год. Это значительно превышает выбросы загрязняющих веществ со всех промышленных предприятий.

Согласно комплексному показателю IZA5 (безразмерная функция характеристик степени загрязнения воздуха несколькими веществами), уровень загрязнения атмосферного воздуха в Коломне оценивается как увеличенный.

Особое место занимает комплекс водных проблем в Коломенском регионе. В настоящее время отчетливо проявляется деградация рек, это связано с тем, что нет четкой и единообразной государственной политики в отношении использования и защиты малых рек.

На самом деле, это вопрос всего Коломенского городского округа, ведь очистные сооружения по поселениям практически отсутствуют и толком не работают, и канализационные стоки сбрасываются напрямую в реки: Оку, Москву-реку, Коломенку, Северку и другие поменьше. Но конкретно о Зарудне. Там когда-то все работало вполне себе исправно. До тех пор, пока новые владельцы молокозавода не решили увеличить мощность. Увеличили. И очистные сооружения, куда направляются технические стоки завода без очистки, потихоньку пришли в негодное состояние. Собственных очистных у завода нет, денег на ремонт зарудненских тоже нет [6].

Состояние природных объектов и безопасность населения зависят от состояния гидротехнических сооружений [5, с. 16].

Водоснабжение питьевой воды Коломна осуществляется из подземных источников, подается на Подольско-Мячковский и Каширский водоносные горизонты, а слегка - в средние карбоновые водоносные горизонты. Источниками водоснабжения города являются 63 скважины.

На территории города Коломны образуется более 100 наименований отходов (промышленных, бытовых, строительных, деревянных и других).

Для создания информационной системы для мониторинга окружающей среды сформирован банк данных «Производство и потребление» города.

Санитарная очистка города обеспечивается МУП «Спецавтохозяйство» и полигон для захоронения Волович. Для удаления жидких бытовых отходов предприятие оснащено 4 канализационными системами. С 2011 года в городе была введена система сбора отходов в захороненных контейнерах.

На территории города организовано 14 участков по приему отработанных ртутьсодержащих ламп от населения и предприятий, 1 участок приема отработанных автомобильных покрышек, 32 пункта сбора отработанных элементов питания.

Зеленые насаждения занимают 9,6% городских площадей [2].

В последние годы средо образующие функции лесов существенно снизились в результате ухудшения их санитарного состояния.

По заключению специалистов Роспотребнадзора радиационная обстановка на территории городского округа удовлетворительная.

Администрация городского округа Коломна разработала и утвердила муниципальную программу городского округа Коломна "Экология и окружающая среда" на 2015-2019 гг."

Муниципальная программа состоит из:

  1. "Охрана окружающей среды»;
  2. "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" "Радиационная безопасность";
  3. "Охрана городских лесов и зон озелененных территорий на территории городского округа".

В ходе реализации муниципальной программы будут осуществляться следующие мероприятия:

Финансовая поддержка реализации муниципальной программы осуществляется за счет бюджета городского округа Коломна.

Общая сумма финансирования программы составляет 7658,9 тыс. руб.

Итак, говоря о роли муниципалитета, можно сказать, что эта роль велика. Концепция формирования биологически активных кластеров предлагает новый подход к градостроительству и экологическому дизайну. Достигнуто новое понимание роли элементов природного ландшафта в городской структуре.

Список литературы

  1. И.А.Литвенкова Экология городской среды: урбоэкология Курс лекций. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2005 – 163с.
  2. Официальный сайт города Коломна www.kolomnagrad.ru.
  3. Орешников, В.В. Применение имитационных моделей в управлении социально-экономическими системами регионального уровня / В.В. Орешников, А.Г. Атаева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2015. – № 11 (83). – С. 29
  4. Трухачев C.Ю. Архитектурно-планировочные принципы градостроительного зонирования (на примере городов Юга России): автореф. дис. канд. арх. – Москва, 2008. – 29 с.
  5. Шмидт, А.В. Формирование городских агломераций как необходимое условие повышения эффективности социально-экономического развития региона / А.В. Шмидт, Т.А. Худякова // Архитектура, градостроительство и дизайн. – 2015. – № 4(4). – С. 16-23.
  6. Персональный ежедневный журнал для первых лиц №1(7) http://для-первых-лиц.рф.