"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Курсовое проектирование в образовательном процессе как способ формирования профессионального мышления специалиста инженерного профиля
Картушина Ирина Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
Малиновская Нина Петровна – старший преподаватель Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
Ходоркова Валентина Михайловна – старший преподаватель Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
Аннотация: В статье рассматривается курсовое проектирование как способ формирования профессиональных компетенций и профессионального мышления в вузе.
Ключевые слова: Профессиональное мышление, система профессионального мышления, активные методы обучения, проектный метод, курсовое проектирование, профессиональные важные качества.
Работодателям в современном мире требуются специалисты, которые должны быть конкурентоспособные, коммуникабельные, готовые быстро учиться, повышать квалификацию, иметь определенный набор сформированных компетенций в зависимости от направленности будущей профессиональной деятельности. Следовательно это специалисты, ориентирующиеся в профессиональной деятельности и умеющие быстро находить оптимальный вариант решения профессиональных задач и проблемных ситуаций, то есть иметь обладающие профессиональным мышлением.
Профессиональное мышление специалиста инженерного профиля, выражается в профессионально типическом способе решения профессиональных задач во всем их разнообразии [1]:
- гносеологические (анализ производственной ситуации, оптимизация инженерной деятельности, разработка стратегии и алгоритмов обслуживания, исследование и разработка методов управления качеством, стандартизации и сертификации изделий и услуг);
- проективные (совершенствование, модернизация, планирование технологического процесса, планирование производственной деятельности предприятий, прогнозирование развития предприятий при изменении ассортимента услуг, прогнозирование изменений на рынке услуг);
- технологические (реализация на практике экономических, логистических, ресурсосберегающих и природоохранных технологий в деятельности промышленных предприятий);
- информационно-коммуникационные (разработка технологических схем с использованием информационных технологий);
- социально-управленческие (эффективное использование всех видов ресурсов, включая и людские; организация работы коллектива исполнителей; приятие компромиссных решений; принятие управленческих решений в условиях различных мнений).
До сих пор в педагогике высшего профессионального образования не определена целостная система профессионального мышления этого специалиста.
В литературе есть описание разных видов профессионального мышления. При этом А.К. Маркова справедливо отмечает, что «сами процессы мышления у разных специалистов происходят по одним и тем же психологическим законам, но есть специфика предмета, средств, результатов труда, по отношения к которым осуществляются мыслительные операции. И в этом смысле эти понятия (техническое или конструктивное мышление инженера, клиническое или медицинское мышление врача, политическое мышление общественного деятеля, экологическое мышление и др.), хотя и звучат несколько метафористично, по-видимому, достаточно приемлемы и корректны» [3, с.91].
Заметим, что мышление специалиста инженерного профиля должно быть техническим, но не технократическим, которое базируется на «технократической идеологии, основанной на уверенности человека в своем всемогуществе, поскольку, казалось бы, именно с помощью научно-технических решений человек стал способен осуществить любые изменения в природе, обществе и в самом себе. … Факты свидетельствуют о том, что сегодня не столько техника подчиняется человека, сколько он сам все в большей степени зависит от нее, превращаясь в придаток машины. Технократическое мышление стало распространяться на все сферы человеческой деятельности. Его идеал – машиноподобная алгоритмичность, однозначность, точность, надежность, универсальность. Оно ставит задачи, имеющие определенные технические решения и в этом имеет несомненный успех. Но технократическое мышление не рассматривает мир во всей своей целостности, многогранности и противоречивости, и поэтому оно не в состоянии прогнозировать отдельные альтернативные последствия принятых решений, особенно те из них, которые могут возникнуть в областях, прямо не связанных со специальным предметом исследования. Главное же – сам человек выступает для технократа не субъектом, обладающим свободой воли, не мерой всех вещей и не самоцелью, а простым объектом манипулирования. Как только дело доходит до принятия практического решения, человек выступает лишь в качестве некоторого «фактора», содействующего или мешающего вырабатывать нужную технологию» [2, с. 12].
С учетом обозначенных выше концептуальных положений представим содержательные характеристики обозначенных видов мышления в системе профессионального мышления специалиста инженерного профиля (рис. 1).
Рисунок 1. Система профессионального мышления специалиста инженерного профиля.
- Инженерное (конструкторское) мышление требует наглядных и действенных компонентов: конструирование по аналогии, по контрасту, с комбинаторикой; сочетание образного мышления с графическим кодированием.
- Творческое мышление это мышление, позволяющее по новому взглянуть на проблему, приводящее к новым идеям, открытиям и изобретениям. Современное развитие техники и технологии требует от специалиста инженерного профиля постоянно находить новые решения, новые идеи и работать над новыми творческими проектами.
- Управленческое мышление характеризует область труда, который жестко не регламентирован, практическое мышление направлено на анализ ситуации, на вовлечение активности групп людей в решение общей задачи, в случае сбоя – на привлечение резервов; возрастает роль прогнозирования, абстрактных компонентов мышления.
- Гуманистическое мышление (для преодоления технократического мышления в решении профессиональных задач в деятельности специалиста инженерного профиля) обеспечивает понимание (осмысление) специалистом инженерного профиля способа решения, как профессиональных технических задач, так и социальных.
Поэтому профессиональное обучение специалистов инженерного профиля обязательно должно включать изучение различных модулей таких как:
- модуль инженерно-технических дисциплин, обеспечивающих инженерную подготовку (теоретическая механика, прикладная механика, сопротивление материалов, техническая механика, начертательная геометрия и инженерная графика, материаловедение и технология конструкционных материалов, основы научно-исследовательской деятельности, метрология, стандартизация и сертификация и т.д.);
- модуль экономических и социально-психологических дисциплин, обеспечивающих управленческую подготовку (управленческая психология, инженерная психология, управление персоналом, бухгалтерский учет и налогообложение, менеджмент, технико-экономический анализ деятельности промышленных предприятий и т.д.);
- модуль общекультурных дисциплин, позволяющий сформировать общекультурные компетенции (философия, история, иностранный язык и т.д.)
- модуль профессиональных дисциплин, позволяющих сформировать необходимые профессиональные компетенция, знания, отражающие специфику выбранной профессии.
- модуль практик, позволяющий осуществлять практическое обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени), чтобы студент приобретал опыт будущей практической деятельности, который будет сигнализировать о готовности студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
Соответственно проверка сформированности компетенций и профессионального мышления в образовательном процессе может проходит не только входе сдачи экзамена или зачета, но и в процессе выполнения курсовых проектов.
Типология проектов, применяемых в образовательном процессе, показана в таб. 1.
Таблица 1. Типология проектов [5, с. 75].
Признак для классификации |
Вид проекта |
Краткая характеристика |
В зависимости от количества участников |
Индивидуальный проект |
Выполняется одним студентом |
Групповой (командный) проект |
Выполняется группой студентов |
|
В зависимости от содержания проекта |
Монопредметный проект |
выполняется на материале конкретного предмета, одной области знаний |
Междисциплинарный |
интегрируется смежная тематика нескольких дисциплин |
|
Надпредметный |
Выполняется в ходе самостоятельной работы студентов по дополнительной тематике, работы по различным научно-исследовательским направлениям |
|
В зависимости от целей выполнения |
Итоговый |
Оценивается освоение студентами компетенций по определенному модулю или по основной образовательной программе |
Текущий |
Оценивается освоение части учебного материала по модулю или по дисциплине |
|
По характеру контактов |
Внутригрупповые |
Проводятся среди студентов одной группы, одного курса |
Внутри институтские или внутри университетские |
Реализуются среди студентов разных специальностей, направлений, но внутри одного учебного заведения |
|
Региональные |
Телекоммуникационные проекты, реализуются среди студентов различных вузов одного региона, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий |
|
Международные |
Телекоммуникационные проекты, реализуются среди студентов международных вузов, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий |
|
В зависимости от доминирующей деятельности студентов |
Практико-ориентированный |
самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга), пакет рекомендаций, учебное издание - от идеи до ее воплощения |
Исследовательский |
исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного изыскания |
|
Информационный |
сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью презентации широкой аудитории |
|
Творческий, дизайн-проект |
максимально свободный авторский подход в решении проблемы |
|
Ролевой |
деловые игры, результат которых остается открытым до самого конца |
|
По продолжительности выполнения |
Мини-проекты |
Проводятся в течение одного занятия |
Краткосрочные |
Проводятся в течение нескольких занятий |
|
Долгосрочные |
требующие на выполнение проекта 30-40 часов или больше |
|
В зависимости от уровня сложности |
Проект начального уровня |
Информационный проект, творческий проект |
Проект среднего уровня: |
Основная задача проекта в налаживании междисциплинарных связей, путем интеграции полученных знаний и навыков в проектную деятельность |
|
Продвинутый проект |
Выпускная квалификационная работа |
Наибольшее распространение в образовательном процессе в вузе получили смешанные проекты.
Формирование у студентов ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», обучающихся по направлениям «Сервис» и «Технология транспортных процессов» необходимых компетенций для реализации проектной деятельности, будет осуществляться по следующим направлениям (рис 2.):
Рисунок 2. Направления реализации проектной деятельности в вузе.
Одним из междисциплинарных проектов, реализуемых по техническим направлениям подготовки на базе института транспорта и технического сервиса БФУ им. И. Канта является курсовой проект по дисциплине «Детали машин и основы конструирования», который выполняется студентами 2 курса. Основными этапами проекта являются Проектирование – разработка общей конструкции изделия и Конструирование – дальнейшая детальная разработка всех вопросов, решение которых необходимо для воплощения принципиальной схемы в реальную конструкцию [3].
Курс Деталей машин построен на таких научных дисциплинах, как Теоретическая механика, Сопротивление материалов, Прикладная механика, Материаловедение. Технология конструкционных материалов, Начертательная геометрия и инженерная графика, Компьютерная графика Высшая математика, Физика и другие.
Качественный проект по Деталям машин представляет собой органичный сплав, где дисциплины, как бы проникают друг в друга, служа опорами для конечной конструкции.
Отдельные элементы курсового проекта по Деталям машин также может использоваться в процессе написания выпускной квалификационной работы. Защита выпускной квалификационной работы, которая содержит элементы курсового проектирования по различным моделям (модуль инженерно-технических дисциплин, модуль экономических и социально-психологических дисциплин, модуль общекультурных дисциплин, модуль профессиональных дисциплин) позволяет определить уровень сформированности профессионального мышления и сформированности компетенций.
В процессе выполнения и реализации различных видов проектов у студентов формируются следующие профессионально важные качества:
- коммуникативность
- широта интересов
- умение работать в коллективе
- умение отстаивать свою точку зрения
- предприимчивость
- критичность мышления
- способность к самообразованию и саморазвиттию.
Но для того чтобы студенты смогли выполнить проект, они сначала должны получить необходимые теоретические знания и соответствующие навыки, этого соответственно передается на занятиях по соответствующим модулям.
Перед преподавателями высших учебных заведений срезу встаёт закономерный вопрос как передать знания, в какой форме, чтобы студенты все усвоили и поняли?
В высшем учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения, такие как вузовская лекция [4, с. 135].
Однако, традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:
- Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.
- Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.
- Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.
Все это противоречит принципу индивидуализации обучения. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, а также применением новых информационных технологий и средств обучения [4, с. 135]..
Для повышения эффективности учебной деятельности все активнее применяются проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения (см. рис 3.).
Рисунок 3. Виды активных методов обучения.
Данные методы считаются методами активного обучения, поскольку в центре внимания находится студент, приобретающий знания через творческую, поисковую деятельность и на основе собственного опыта формирует умение решать проблемные ситуации, что соответственно приводит к формированию профессионального менталитета.
Список литературы
- Картушина И.Г. Формирование профессионального менталитета инженера по организации и управлению на транспорте. Дис…кан.пед.наук. – Калининград, 2004. – 169 с
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентации и когнитивные структуры в деятельности учителя. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. – 400 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитар. фонд “Знание”, 1996. - 308 с.
- Шабанова М.В., Картушина И.Г. Обоснование применения информационных технологий в процессе преподавания специальных дисциплин ив вузе. - Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Сб. научных трудов 11-й Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 338 с.
- Картушина И.Г., Гарифуллина И.В., Минкова Е.С. К вопросу о реализации междисциплинарных проектов в инженерном образовании – Журнал «Инженерное образование» №14, 2014.