"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 378.172(075.8)

Привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом

Абзалова Светлана Вячеславовна – кандидат биологических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аюпов Рашид Шамильевич – студент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы повышения интереса и способы привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: Физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая подготовка, мотивация.

Основным аспектом поддержания здоровья людей является физическая активность. Она играет важную роль в деятельности человека и его поведения в обществе.

В Российской Федерации «Физическая культура и спорт» является обязательной учебной дисциплиной. Данная дисциплина необходима для того, чтобы привить у студентов знания о физической деятельности человека и влияние её на здоровье.

Особая роль в непростом механизме формирования человека как личности принадлежит физическому воспитанию, которое закладывает фундамент для улучшения отдельных сторон культуры личности, обеспечивая продуктивность учебно-воспитательного процесса. Поэтому одной из главных целей физического воспитания в высшем учебном заведении должно быть повышение внимания студентов к занятиям физической культурой.

В наше время ухудшение здоровья и физического состояния у студентов возрастает. Поэтому существует необходимость в совершенствовании политики высшего образования, одним из первичных приоритетов которого должны быть повышение качества здоровья студентов. Также комплексная система физического воспитания в условиях высшего учебного заведения должна обеспечить у студента чувство физического самосовершенствования.

Большинство исследователей указывают на снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом. Данные показывают, что физической культурой и спортом на данный момент занимается менее 20 % всего населения. У людей отсутствует желание, необходимость и мотивация к занятиям физической культурой с целью улучшения и сохранения здоровья. По статистике последние несколько лет фиксируется рост количества студентов с неудовлетворительным состоянием здоровья.

Необходимо отметить, что в современных реалиях значительно возрастают требования работодателей к физическому состоянию и здоровью выпускников высших учебных заведений. Работодателям необходимы квалифицированные специалисты с высшим образованием, которые могут быстро приспособиться к новым условиям труда, с высоким показателем работоспособности и психоэмоциональной устойчивости. Статистика показывает, что около 60% выпускников не готовы физически и психологически работать с максимальной эффективностью, как этого требуют современные рыночные отношения.

Поэтому качество высшего образования определяется не только полученными знаниями, но и хорошим физическим и психологическим состоянием будущих специалистов.

Студенты высших учебных заведений, особенно на первом курсе обучения сталкиваются с рядом проблем в учебе и адаптации. Как следствие, физическая нагрузка уменьшается и наступает ряд проблем связанных со здоровьем. Решить эту проблему можно только занятием физической культурой. Но отсутствие знаний у студенческой молодежи порождает непонимание пользы этих занятий. Для наилучшего осознания положительных аспектов физической культуры необходимо дать студентам эти знания. Должно быть четкое понимание важности занятий спортом, так как во время них прививается здоровый образ жизни. Как показала практика, отсутствие у студентов знаний о способах и методах движений, физической нагрузке, воздействии нагрузки на организм, – все это контактирует с неумением проводить самостоятельные занятия и осуществлять самоконтроль в ходе проведения этих занятий. Также у студентов наблюдается отсутствие объективной оценки уровня собственного физического состояния и здоровья.

Определенно, основную роль в этом процессе играет мотивация к занятиям, которая является актуальной проблемой. Интерес к физической культуре это сложный процесс мотивационной среды.

Мотивация – процесс побуждения к действию; психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, способен дать ему цель, активное участие и волю. Мотивация зависит от ряда факторов личности. Не все люди могут заставить себя заниматься физической нагрузкой. Но каждый человек должен пройти этот непростой путь и понять всю важность физической культуры.

Мотив появляется, когда нужно удовлетворить потребности индивида. Необходимость в физической деятельности и развитии, в улучшении и сохранении здоровья. Реализация всего этого даст возможность оптимальному росту и функционированию организма студента. Станет психологическим фундаментом для занятий спортивной деятельностью, как в пределах учебной части программы, так и вне её.

Важно понимать, что у разных студентов разные причины заниматься физической культурой. Студенты, которые удовлетворены занятиями, посещают их для собственного самосовершенствования. В то же время не удовлетворенные приходят только ради получения оценки или не приходят вообще. Помимо этого цели посещений занятий физической подготовкой можно разделить на основные и частные. К основным относят желание студентов заниматься практически любой физической нагрузкой, физкультура для них является своеобразным отдыхом. К индивидуальным целям относят стремление студента заниматься определенными видами спора, упражнениями, и это решает в свою очередь психологическую составляющую.

Решение системы вышеперечисленных задач может проводиться при должной организации, в основном при проведении занятий по физическому воспитанию. При этом основное значение проявляется в оздоровительной направленности этих занятий. Два академических часа в неделю без каких либо дополнительных самостоятельных занятий не способны создать основу для эффективного приспособления организма к мышечным нагрузкам.

Для объективной оценки удовлетворенности студентов занятиями физической подготовки, был проведен социологический опрос среди студентов Казанского Государственного Энергетического Университета в количестве 143 человек.

По результатам опроса можно выделить несколько видов мотивов студентов к занятиям физической культурой:

  1. Укрепление здоровья. Большинство студентов считает, что именно это основная задача занятий физической культуры.
  2. Внешний вид. Для студентов внешний вид является важной составляющей социального взаимодействия.
  3. Достижение определенных результатов. Около 20 % опрошенных студентов хотят найти свой передел в определенных видах спорта и упражнениях.
  4. Получение оценки и зачета. Среди всех опрошенных, 80 % назвали главной причиной посещения занятий получение зачета.
  5. Общение. В соревновательных играх (Волейбол, Футбол, Баскетбол) студенты лучше узнают друг друга.

Итак, можно сделать вывод, что для повышения интереса у студентов необходимо, во-первых, ввести различные спортивные секции, тренажерные залы, во-вторых, разнообразить занятия, проводить соревновательно-игровой метод обучения, дать студентам проявить свою творческую активность

Отметим важность повышение уровня и содержания занятий по физическому воспитанию, усилия преподавателей примирению желаний занимающихся с задачами физического воспитания. Одними из множества факторов создания преподавателями условий качественного физического воспитания являются следующие: эффективность и целенаправленность занятий, оптимальные физической нагрузки, требовательность к студентам, индивидуальный подход, хорошая организованность занятия, заинтересованность преподавателя в работе, дружелюбное отношение к студентам. Во время занятия следует создавать оптимальный уровень внимания студентов, для этого необходимо создать равновесие между уровнем подготовленности и уровнем потребностей студентов. План занятия должен быть достаточно сбалансирован, чтобы бросать вызов студенту, и при этом цель должна быть выполнимой. Задача преподавателей сводится к постройке такого занятия, при котором происходит формирование интереса к самим занятиям, создать такие условия, чтобы студенты получили положительные эмоции. Для поддержания достаточного уровня интереса следует вместе со студентами участвовать в деятельность, и эта деятельность должна быть уникальной и познавательной. Все занимающиеся должны быть задействованы в занятии, а не находились в роли наблюдателей. Если уровень физических возможностей студентов превышает поставленные цели, занимающиеся начнут скучать. Когда студенты видят и ценят достигнутые собственными силами результаты, испытывают удовлетворение от проделанной ими работы, переживают радость от познания чего-то нового, у них укрепляется вера в потенциал физического совершенствования.

Список литературы

  1. Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. – 2009. - №2. – С.6
  2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное по­собие/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М. : КНОРУС, 2012. — 240 с.
  3. Барановская Д.И. Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / Д.И. Барановская, В.И. Врублевская // Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: матер. VIII междун. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г. / БГУФК. - Минск, 2005.
  4. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 2007. – С. 42-43.
  5. Сырвачева И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева //Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф / ДВГУ. – Владивосток, 2003. – С. 108-111.

Интересная статья? Поделись ей с другими: