"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Выполнение кадастровых работ в спорах о границах земельных участков

Тарараев Олег Викторович – магистрант Красноярского государственного аграрного университета.

Аннотация: В статье дается анализ основных понятий выполнения работ кадастровым инженером, описывается их структура. Автор раскрывает порядок действий, необходимых для составления межевого плана с целью разрешения спора о границах земельных участков, порядок согласования таких границ.

Ключевые слова: Кадастровая деятельность, кадастровый инженер, земельный участок, установление границ, межевание.

Правовое регулирование земельных отношений, продолжает оставаться одним из самых сложных и распространенных. Регулярное внесение изменений и дополнений в законодательство о кадастровой деятельности, о землеустройстве и осложняют оборот земельных участков, опосредуя тенденцию к увеличению земельных споров между собственниками и, фактическими владельцами, иными землепользователями, а также органами публичной власти. Помимо систематического изменения действующего законодательства причиной увеличения судебных споров в рассматриваемой сфере является распространением контроля со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, который выражается в предъявлении собственникам и иным правообладателем земельных участков требований об уточнении границ последних.

Предмету судебного разбирательства по рассматриваемой категории дел уделяется особое внимание ввиду того, что в данном случае суд разрешает спор о гражданском праве на недвижимое имущество.

При рассмотрении земельных споров об установлении границ земельных участков особую сложность вызывают доказывание, сбор, представление доказательств, причем проблемы возникают не только у сторон, но и у суда. Доказывание в таких спорах сопровождается конкуренцией доказательств, на которые ссылаются стороны в обоснование правомерности своих позиций с учетом положений статей 56 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Споры об установлении границ земельных участков имеет своей целью ликвидировать неопределенность проходящих границ земельного участка и определить принадлежность той или иной его части.

В настоящее время кадастровая деятельность регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» и в части, не утратившей силу, Федеральным законом «О кадастровой деятельности».

Кадастровой деятельностью, согласно Федеральному закону «О кадастровой деятельности», является деятельность по выполнению работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных законом случаях.

Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер, которым согласно действующему законодательству может быть физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого договора подряда на выполнение кадастровых работ или на основании судебного решения.

Договор подряда на выполнение кадастровых работ представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона – кадастровый инженер, являющийся индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, осуществляющего кадастровую деятельность обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено законом.

Результатом кадастровых работ может выступать межевой, технический планы или акт обследования.

Результат кадастровых работ в спорах о границах земельных участков оформляется межевым планом, то есть документом, который составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о соответствующем земельном участке и который отражает внесенные в Реестр сведения, и указывает на сведения об образуемом земельном(ых) участке(ах) или сведения о части или частях земельного участка или новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном(ых) участке(ах). Межевой план является обязательной составляющей иска об установлении границ земельного участка, поскольку сведения, содержащиеся в нем составляют существо резолютивной части судебного решения. В исключительных случаях, межевой план может быть заменен заключением судебной землеустроительной экспертизы, которая проводится по инициативе суда.

Требования к межевому плану установлены Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» и Приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», исходя из анализа названных актов, можно выделить следующие требования:

1) требования к содержанию - в межевом плане в обязательном порядке указываются:

2) требования, предъявляемые к форме – наличие текстовой и графической частей, которые подразделяются на:

В текстовую часть межевого плана подлежат включению следующие разделы:

  1. общие сведения о кадастровых работах;
  2. исходные данные;
  3. сведения о выполненных измерениях и расчетах;
  4. сведения об образуемых или измененных земельных участках;
  5. сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам;
  6. сведения об уточняемых земельных участках;
  7. сведения о частях земельного участка;
  8. заключение кадастрового инженера;
  9. акт согласования местоположения границ земельного участка.

Графическая часть межевого плана включает в себя:

  1. схемы геодезических построений и расположения земельных участков;
  2. чертеж земельных участков и их частей;
  3. абрисы узловых точек границ земельных участков.

Обязательному включению в текстовую часть и графическую части межевого плана подлежат сведения, указанные в таблице 1.

Таблица 1. Императивные разделы, подлежащие обязательному включению в состав межевого плана.

Текстовая часть

Графическая часть

1) общие сведения о кадастровых работах

1) схема расположения земельных участков;

2) исходные данные

2) чертеж земельных участков и их частей

3) сведения о выполненных измерениях и расчетах


Составляющие графической части плана и иные документы, выполненные на бумажном носителе, являющиеся приложением к межевому плану, оформляются в виде электронных образов бумажных документов в формате Portable Document Format (PDF) и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Если межевой план составляется на бумажном носителе, то он удостоверяется подписью и печатью последнего.

При создании межевого плана, согласно Приказу № 921, могут использоваться проектная документация, документы градостроительного зонирования, имеющиеся проекты межевания территорий, землеустроительная документация и иные сведения и документы, разрешенные законом.

Если в результате кадастровых работ было уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены Реестр, то определение местоположения границ земельных участков должно в императивном порядке согласовывается с заинтересованными лицами. Предметом подобного согласования выступает установление местоположения границ такого земельного участка, который одновременно является границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ может производится:

При проведении собрания обязательным условием действительности подобного согласования является извещение заинтересованных лиц. Извещение может вручаться заинтересованным лицам лично или их представителям под расписку, может быть направлено по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, или может быть опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. При этом срок извещения заинтересованных лиц не может быть менее 30 дней до дня проведения данного собрания и не менее 15 дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на оборотной стороне листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте согласования имеются личные подписи всех заинтересованных лиц или их представителей.

Местоположение границ земельного участка также считается согласованным, если заинтересованное лицо или его представитель, извещенные надлежащим образом в установленный срок, не выразили свое согласие посредством удостоверения личной подписью акта согласования или не представили свои возражения. Если кадастровому инженеру поступило возражение относительно согласования, то в акт согласования местоположения границ подлежит включению запись о содержании указанных возражений, причем представленные возражения выступают обязательной элементом межевого плана. Императивным требованием подобного возражения выступает письменная форма.

Схема 1. Порядок согласования местоположения границ земельного участка посредством проведения собрания заинтересованных лиц.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Результат и сроки разрешения подобных споров находятся в прямой зависимости от качества выполненных кадастровым инженером работ.

К основным показателям такого рода работ относятся:

В качестве самостоятельного критерия результативной деятельности кадастрового инженера, по-нашему мнению, можно считать соотношение принятых регистрирующим органом решений о приостановлении или отказе в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по причине некачественной подготовки документов кадастровым инженером в общем количестве документов, подготовленных таким кадастровым инженером, на основании которых был осуществлен кадастровый учет объектов недвижимости (или) регистрация прав.

Несмотря на рассмотренные механизмы согласования решения при осуществлении кадастровых работ при установлении границ земельных участков, как то – согласование местоположения границ производимое по выбору заказчика или путем проведения собрания заинтересованных лиц, порядок надлежащего извещения, последствия ненадлежащего извещения, учет возражений заинтересованных лиц, особая форма оформления последнего и иные факторы, в правоприменительной, в том числе судебной практике, имеется ряд неурегулированных аспектов, которые приводят к возникновению определенных проблем. По-нашему мнению, для решения спорных моментов рассматриваемой темы необходимо комплексный подход, который включает в себя совершенствование не только правовых, но и экономических и организационных механизмов, предусмотренных федеральным законодательством.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
  3. Постановление Правительства РФ от 03.03.2016 № 167 «О порядке информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с иными государственными или муниципальными информационными системами».
  4. Постановление Правительства РФ от 18.07.2016 № 688 «Об осуществлении государственного надзора за деятельностью национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров».
  5. Бурмакина Н.И. О проблемах правоприменительной практики в сфере кадастровых отношений // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 3.
  6. Бурмакина Н.И. О проблемах по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере оценочной и кадастровой деятельности // Недвижимость. Экономика. Управление. 2018. № 2.
  7. Савенко Г.В Досудебные экспертные заключения в земельных спорах и судебная землеустроительная экспертиза: современные проблемы. // Вестник арбитражной практики, 2016 №2.
  8. Казанчев И.Т., Дворцов В.Е. Практика применения судами законодательства, регулирующего вопросы деятельности кадастровых инженеров и привлечения их к гражданской ответственности // «Российский судья», 2017, № 2.