"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 372. 882

Этнопедагогический аспект и технологии обучения курса “Манасоведение"

Тахирова Назгуль Исраиловна – старший преподаватель Ошского государственного университета.

Аннотация: В данной статье посредством анализа научно-теоретической литературы по дисциплине “Манасоведение” раскрываются место, воспитательное значение и функции данного курса в эпоху глобализации; говорится о необходимости изучения эпоса “Манас” с целью воспитания кыргызской молодежи в духе народных традиций, общечеловеческих ценностей, высокой нравственности и патриотизма; подчеркивается роль эпоса в глубоком освоении и развитии родного языка; дается обзор трудам ученых, исследовавших этнопедагогические идеи эпоса. В статье речь идёт о том, что эпос “Манас” является объектом изучения не только филологов, лингвистов и литературоведов. К вершине устного народного творчества кыргызского народа обращаются и отечественные историки, этнографы, философы, культурологи. И в этой связи курс “Манасоведение” на основе этнопедагогических технологий обучения в колледжах медицинского направления интегрируется с другими дисциплинами, дающие научные знания.

Ключевые слова: Народная педагогика, этнопедагогика, фольклор, литературоведение, учебный предмет.

В настоящее время кыргызское общество сталкивается с духовным оскудением, нравственной деградацией, размыванием общечеловеческих ценностей, “массовой культурностью”. Особенно всё это негативно сказывается на молодежи. Она подвержена агрессивной атаке западной культуры, бездушной голивудской киноиндустрии, влиянию электронных коммуникативных средств, во многом следствием чего являются насилие, наркомания, алкоголизм, безнравственность, равнодушие и черствость людей. Именно в таких чрезвычайных условиях проявляется необходимость широкого использования воспитательных возможностей эпической культуры кыргызского народа и , в частности, эпоса “Манас”.

В соавторском труде А.Ж Муратова и Н.И.Тахировой “Возможности воспитания молодежи идеями эпоса “Манас” в эпоху глобализации” описывается: “ Кыргызский народ впитал в эпос “Манас” понятия горя и счастья, идеи о героизме: “Манас”- педагогика кыргызского народа, национальная похвальба, свет, показывающий людям, путь в жизнь. Народ впитал в это произведение идеалы, о том какими должны быть герои, какими должны быть женщины-искусницы. Эти идеалы требовалось передавать от отца к сыну, от поколения в поколение. Эту работу выполняли манасчи (сказители эпоса) [1,27].

В данной статье мы постарались разработать и предложить свою технологию обучения курса «Манасоведение» в медицинских колледжах.

Первое – интеграция курса «Манасоведение» с другими дисциплинами, дающие научные знания. Межпредметная интеграция – объект знаний, практических действий разных учебных предметов, которые нужно подвести к одной цели. В этом процессе студенты углубляют научные взгляды, вникают с разных сторон в понятия, о которых ведут разговор, а полученные знания будут доступны и прочны.

Преподаватель заранее отмечает на каком уровне, в какой степени виды искусств, научные знания могут иметь интеграционные связи. Наш курс «Манасоведение»по интеграции имеет следующую модель:

Рисунок 1. Курс «Манасоведение» - модель по интеграции.

Так как наш курс «Манасоведение» обучается в медицинском колледже, то особое значение имеет интеграция научных знаний медицинского направления. Эти примеры отражены ниже.

Таблица 1. Интеграция научной медицины с народной медициной в эпосе «Манас».

научная медицина

Народная медицина в эпосе «Манас»

Хирургия

Хирургические методы: вскрывание гнойных мест; вытягивание гноя и испорченной крови; вызывать рвоту; извлечение осколка или пули из тела.

Хирургические инструменты: аштар – инструмент, которым разрезают рану и выпускают гной; старая кошма – ее поджигают и в остуженном виде накладывают на рану, чтобы остановить кровотечение; инструменты

для разыскивания предметов в теле.

фармокология

снадобья, отвары из трав, желчь волка, желчь лисы, желчь сипа. состав лекарств: лекарственные корни; органы животных (желчь, сердце, шкура,

жир); минеральные воды (целебная вода, вода арашан)

Акушерство

использования лекарств для ускорения схваток; если не проявлялись признаки схваток, то начинали прогонять демонов и дьяволов; исправление положения плода в утробе; обрезание пупка; определение пола ребенка внутри утроба.

Ортопедия

накладывание на переломы деревянные шины; отправка тела в дальнюю местность.

Диетология

давать горячую, холодную пищу; лечение мясом животных; посадить только на воду; купаться в горячих источниках.

Таким путем мы рассматриваем и сравниваем понятия народной медицины, встречающиеся в материалах курса «Манасоведение» с современной научной медициной.

Второе – технология анализа образов эпоса в этнопедагогическом аспекте.

Одной из основ изучения художественных произведений является анализ образов их полноценное раскрытие. По сюжету все происходит вокруг главного героя, остальные герои как бы дополняют его образ. Следовательно, анализ образа произведения – это тесная связь понятий идея, тема, сюжет и композиция данного произведения.

Мы предлагаем следующую технологию анализирования образа Манаса в медицинском колледже. Главные тезисы:

1. Положение кыргызов до рождения будущего богатыря Манаса. Во времена, когда ханом был Ногой (в некоторых вариантах дается Черный хан) кыргызы жили мирно, счастливо, расширяли свои земли. Но после его смерти, иноземцы захватили их земли, народ взяли в рабство и кыргызам пришлось бежать в разные стороны. Правителем в Андижане становится хан Алооке. И здесь возникает необходимость в богатыре-герое, который смог бы собрать, объединить все кыргызские племена, разбросанных по свету.

2. Положение отца, который очень хотел иметь ребенка. Традиционность мировых эпических сказаний – долгое ожидание народом рождения будущего богатыря. Манас долгожданный сында Жакыпа. Родители молятся, обращаются к богу, делают все, что им советуют, но зачатие ребенка задерживается. Родителям приходит видение, снится вещий сон, что мать желает сердце тигра, а в волшебных книгах врагов описывается, что родится мальчик с таким-то именем и каким он будет.

3. Необычное рождение будущего богатыря. Когда появляется Манас на свет, то в обоих руках он сжимает кровь; а когда лоб его достигает земли, то Земля начинает трястись; мать, узнав, что родился сын, от радости теряет сознание; у женщин не хватает сил пеленать ребенка, который имел тяжелый вес пятнадцатилетнего; когда ему давали сосать жир, то он сразу съедал три курдюка; когда давали грудь матери, то сначало выходило молоко, затем вода, после появлялась кровь.

4. Традиция извещения о рождении ребенка (об этом рассказывается в другом разделе).

5. Традиция нарекания именем ребенка (об этом рассказывается в другом разделе).

6. Покровители Манаса: тигр, дракон, волк,черный гриф. Это не только эпическая традиционность, но эти животные считались кыргызскими тотемами. С какими бы трудностями не сталкивался богатырь - эти животные всегда были его покровителями. Так, когда богатырь сражается и идет в атаку, то враг видит, что богатыря с двух сторон окружают тигры, отчего они начинают отходить, бросать поле боя. «С неба пронзительно летит черный гриф и защищает Манаса», «А когда стоит спиной, то превращается в дракона»

7. Сравнение богатыря с небесными телами. Во многих случаях Манаса характеризуют следующими сторками: « Он родился от Неба и Земли, создан Луной и Солнцем». Небо и Земля, Луна и Солнце – это символы жизни, великодушия, бесконечности. В понятиях кыргызского народа богатырь Манас стоит на ряду с этими священными символами. Это нужно рассматривать как гармонию человека с природой.

8. Манас был чудодейственным, благодатным, необычным человеком. Если кто-то смотрел на него злобно, то этот человек обязательно мог пострадать, «когда он делал пол-оборота, то подслушивающий или лазутчик могли в тот час умереть» .

9. Портрет богатыря:

Верхняя губа неуклюжа ,

Нижняя губа грозная ,

Усы, как грозный железный меч ,

Нос, как выграненная гора,

Усы как будто камыши в пустыне,

Глаза, как глубокое озеро,

Когда смотрит гневно,

Может проглотить любого (Сагымбай Орозбаков, 2. 148)

Эти описания принадлежат мифологически-героическому эпосу. Здесь эпитеты, метафоры, сравнения отражают фигуры животных, отличающихся от человека. Манас именно этим – остается Манасом. Сильные и впечатляющие поэтические описания представляют перед нами ожидаемого героя. Следовательно, возникает идея, что только необычному человеку под силу одолеть врага, объединить под свои знамена разъединенные племена и создать кыргызское ханство.

10. Некоторые отрицательные качества в характеристике Манаса. Это беспечность, безалаберность, доверчивость, рассеянность. Это свойственно многим героям эпических произведений. Много раз Манас страдает от этих недостатков, даже Коңурбай, воспользовавшись его беспечностью, наносит ему ранение. Такие мудрецы как Бакай, Каныкей, Алмамбет, бдительные и дальновидные исправляли его ошибки и наставляли на правильный путь.

11. Военные доспехи и оружие Манаса. Они дополняют его образ. Колчан, копье со знаменем, секира, меч, щит, кольчуга, латы, щлем - без них богатырь не может быть богатырем. Для того, чтобы стать богатырем он должен надеть кольчугу и шлем, оседлать Аккулу, взять в руки меч, заткнуть за пояс булат, повесить через плечо колчан и отправиться в поход.

12. Личностные качества Манаса. Манас – патриот. Он выше всего ставит свободу своего народа, он народный герой, защищает не себя, а свой народ. Главная его цель – идея свободы, он стремился к независимости народа. Манас любит кыргызский народ и эта любовь воодушевляет его на борьбу с внешними врагами. Манас объединяет кыргызские роды и племена, строит основы кыргызской государственности. У этого государства закладывается своя идеология, политика.

С целью раскрытия образ Манаса со студентами реализуются следующие технологии и формы обучения:

1. Анализ историй, связанных с героем, обучение в сюжетно-содержательном направлении.

  • Показать роль и влияние родителей на формирование Манаса как личности. Анализ деятельности Чыйырды.
  • Показать вклад каждого: Ошпура, Бакая, Ажыбая, Кошоя, Жамгырчы в воспитании героя-богатыря как патриотической личности. Доказать примерами из текста. Проанализировать, роль кыргызской народной педагогической культуры в воспитание Манаса в детстве. Случаи из детства Манаса и упущения в его воспитании. Проделки и поступки «Большого дурака ». Манас и Аккула и др.

2. Использование разных форм искусств в раскрытии образа. Например, если студент описывает портрет Манаса или читает другой текст, то в связи с этим можно по ходу показать произведения живописи, скульптуры, театральные примеры и др.

3. Чтение Манаса. Для того, чтобы образ героя был доступен для студента, нужно пригласить или включить запись в исполнении манасчи.

4. Проведение викторин по «Манасоведению». Здесь студенты делятся на две или несколько групп и начинают созтязаться на знание образа Манаса, отвечая на вопросы друг друга.

5. Охарактеризовать образ Манаса, используя выдержки из текста.

Манасоведение как наука об эпосе “Манас” активно развивается, о чем свидетельствуют комплексные научные исследования многих ученых в международном масштабе; их открытия, находки, выводы дополняют и оказывают помощь в обучении курса «Манасоведение» в учебных заведениях на высоком уровне.

Наряду с этим обучения дисциплины «Манасоведение» в колледжах медицинского направления помогает повысить теоретико-литературную, профессиональную компетентность и творческую деятельность студентов, а также оказывает помощь в развитии методической деятельности преподавателей в процессе обучения данного курса.

Список литературы

  1. Манас. Героический эпос кыргызского народа [Текст] / 2-книга. По варианту С.Орозбакова – Ф.: Кыргызстан, 1978. – 148 с.
  2. Манас: Энциклопедия. 1-2-том. [Текст] / – Б.: КЭ, 2008.
  3. Манас:Энциклопедия Сагымбая [Текст] / под общей редакцией академика А.Акматалиева. – Б.: Бийиктик Плюс. – 2015. – 1416 с.
  4. Манас:Энциклопедия Саякбая [Текст] /под общей редакцией академика А. Акматалиева. – Б.: Принт Экспресс. – 2016. – 1416 с.
  5. Муратов А., Тахирова Н. Возможности воспитания молодежи идеями эпоса “Манас” в эпоху глобализации // Web of Scholar. – 1(19). – Том 4. – 2018. – 27 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими: