"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 378.6:37.036:377.6

Особенности подготовки будущих учителей технологического образования к творческой деятельности в процессе изучения дисциплин профильного цикла

Сулайманова Жылдыз Назарбековна – кандидат педагогических наук, и.о. профессора, заведующая кафедрой Технологии и искусства костюма, текстиля факультета Художественной культуры и образования Кыргызского государственного университета им. И.Арабаева.

Аннотация: В статье рассматривается роль преподавателя в развитии творческих способностей студентов - будущих учителей технологии в процессе изучения дисциплин профильного цикла, как, например, «Выполнение проекта в материале». Раскрываются вопросы значимости таких учебных курсов, как «Практикум (по профилям подготовки)» и «Выполнение проекта в материале» в профессиональной подготовке учителя технологии. В общеобразовательной школе «Технология» – учебная дисциплина, изучающая современное производство и распространённые в нём технологии. Технология как учебный предмет способствует становлению системы технических и технологических знаний и умений, воспитанию трудовых, гражданских и патриотических качеств личности учащихся, профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда. Также технология оказывает существенное влияние на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны. Преемственность и непрерывность образования школьников на уроках «Технология» и далее студентов педагогического вуза – будущих учителей образовательной области «Технология» – является основным условием формирования зрелой личности, возможности для полноценного раскрытия и формирования личностного, интеллектуального и творческого потенциала. Исходя из педагогической деятельности и личного опыта, нами было отмечено, что для качественной подготовки учителя в вузе необходимо структурировать и интегрировать отдельные дисциплины. Творческая самостоятельная работа является одним из основных элементов системы самостоятельной деятельности студентов. Эта деятельность позволяет студентам получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.

Ключевые слова: Талант, творчество, способности, абстрактное мышление, навыки самостоятельной работы, качество образования, технологическое образование, творчество, самостоятельная работа, учебный процесс, знания.

Будущий специалист в области проектирования и изготовления одежды должен уметь решать не только нетрадиционные творческие задачи, но и для этого иметь развитое абстрактное мышление, которое является основой творчества. С.И. Ожегов характеризует понятие творчество следующим образом: «Творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» [1]. На наш взгляд, для определения оптимальной стратегии при формировании творческих способностей у будущих учителей технологии, подготавливающих кафедрой «Технологии и искусства костюма, текстиля», необходимо выработать новые подходы и решения, которые будут рассмотрены на примере изучения дисциплины «Выполнение проекта в материале».

Курс «Выполнение проекта в материале» является не только техническим средством исполнения в материале эскизного проекта модели одежды, но и основным средством, методом поиска в художественном проектировании новых, модных форм моделей одежды. Мода характеризуется популярностью изменений форм, а изменение форм костюма, безусловно – это смена моды. Моделирование одежды представляет собой творческий процесс создания разнообразных моделей, состоящий из трёх последовательных этапов: разработка проекта, художественное оформление модели одежды - эскиз, выполнение проекта в материале.

Основными задачами при изучении дисциплины «Выполнение проекта в материале» является:

Любая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ним и обеспечивающих его пригодность к определенному уровню успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности. Рассмотрим такие понятия, как способность и талант. Способность – это природная одарённость, талантливость, т.е. человек с большими способностями [1]. Талант – это выдающиеся врожденные качества, особые природные данные [1]. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. Ещё Аристотель утверждал, что талант представляет собой природный дар, без которого нет творчества, но при этом для достижения творческих высот необходимо развивать природные творческие способности.

По мнению А.С. Шведерского, талант развивается и формируется только в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности [2]. Эти условия предполагают, что всё должно быть направлено на такую организацию учебного процесса, такую его целостность, где все предметы активизировали бы творческий потенциал человека, пробуждали бы его духовные силы, жажду творчества, где методика преподавания любого предмета исключала бы пассивные восприятия готовых знаний, выводов и точек зрения.

Способности человека, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития [3]. Способность, которая не развивается, которой человек на практике перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным систематическими знаниями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, художественное и техническое творчество, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Среди особенностей характера личности, способной к творческой деятельности, выделяются проявления высокой самоорганизации и работоспособности, упорства, оригинальности. Мотивацию к творчеству исследователи рассматривали как непреодолимое стремление к творческой деятельности.

На наш взгляд, в качестве основного условия развития мышления обучающегося имеет место наличие проблемной ситуации и решение учебной проблемы в процессе активной поисковой деятельности. Творческая поисковая деятельность студента может быть направлена на решение организационно-структурной, стилистической, эмоционально-содержательной, технической или любой другой практической учебной проблемы. В результате выполнения студентами проблемных заданий у них развиваются не только наблюдательность, внимание, зрительная память, творческое воображение, но и формируются навыки умственных операций и действий, способность к открытию новых способов организации изображения путём мысленного перекомбинирования зрительных образов и другие качества.

Наиболее успешное развитие способностей человека происходит во время выполнения им специально организованной деятельности под непосредственным руководством преподавателя, т.е. в процессе обучения. Давно подмечено, что у преподавателя вовремя и умело поощряющего учеников, успехи больше, чем у того, кто или безразличен к работе, или все надежды возлагает на страх наказания. Смысл творчества – доставить радость людям и себе. Радость успеха, ожидание удачи и признание людей – один из источников вдохновения.

Дисциплина «Выполнение проекта в материале» занимает фундаментальное место в системе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, художников-стилистов. Цель данного курса – получение студентами теоретических и приобретение практических навыков и при выполнении проектных работ. Дисциплина призвана сформировать у студентов комплексный подход к решению задачи по проектированию моделей одежды различного назначения и развивать творческие способности студентов. Развитие творческих способностей студентов на занятиях по «Выполнению проекта в материале» происходит именно через приобщение их к проектной деятельности, воплощая свои замыслы через художественные образы на практических занятиях. Для такого процесса важно умение наблюдать, знать предмет изображения, владеть художественным методом и мастерством. В процессе творчества одинаково важны как подготовительная, так и заключительная работа, а также результат. Подготовительная работа состоит из выбора темы и разработки сюжета, выполнения подготовительных эскизов, набросков. Заключительная работа – непосредственное выполнение замысла в материале. Курс «Выполнение проекта в материале» заканчивается общим коллегиальным просмотром проектных изделий в демонстрационном зале кафедры, выполненных на практических занятиях.

При выполнении творческих заданий по проектированию студент непосредственно включается в самостоятельную творческую деятельность. Результатом этой работы является творческий продукт. Процесс творческого развития происходит более плодотворно при работе над курсовыми проектами. Также развитие творческого подхода к дизайн-деятельности происходит и при участии студентов в различных конкурсах молодых дизайнеров. Это позволяет студенту проявить себя во всех аспектах дизайнерской деятельности: как художник, конструктор, технолог. Участие в творческих конкурсах помогает студенту реализовать свои творческие способности, узнать мнение о своих произведениях у независимых экспертов, сравнить свои силы с коллегами и оценить уровень дизайнерской компетентности. Успешность развития творческих способностей студента во многом определяется умением преподавателя организовать его учебную деятельность с опорой на уже сформированные знания, умения, навыки, способности. Только в этом случае активизируется целый ряд психических функций, находящихся в стадии созревания, и происходит развитие творческих способностей студента. Если деятельность студента носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Преподаватель, прежде всего, должен поощрять студентов в их попытках браться за сложные задачи в выполнении и проявлении своего творчества, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Cледовательно, основное внимание необходимо сосредоточить на поиске форм и методов обучения, требующих активной работы мышления студента. Конечно, любая творческая деятельность студентов создаёт основу для совершенствования их способностей.

Организатором учебной деятельности студентов выступает преподаватель. Он занимается планированием, отбором и компоновкой содержания учебного материала, постановкой учебных целей и задач, передачей новой учебной информации, организацией, диагностикой и корректировкой учебной деятельности студентов, продумыванием системы методических приёмов, активизирующих процесс овладения новыми способами творческой деятельности, оценкой хода и результатов процесса обучения.

Среди приёмов и правил воспитания творческих способностей личности немаловажное место занимает принцип сотрудничества преподавателя и студентов в педагогическом процессе, который может быть сформирован как принцип сотворчества преподавателя и студента. Преподаватель, только будучи сам творческой личностью, способен воспитать студента, а в дальнейшем – специалиста как творческую личность. Для этого преподаватель должен постоянно развивать собственные творческие способности и педагогическое мастерство, развивать демократический стиль общения со студентами, также должен осуществлять совместные поиски со студентами условий, средств для развития творческих способностей и других качеств личности студента.

Развитие творческих способностей студентов требует системного подхода и может успешно реализоваться в процессе обучения в вузе. Творческая самостоятельная работа является одним из основных элементов системы самостоятельной деятельности студентов. Эта деятельность позволяет студентам получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.

Список литературы

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. гл. корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.– 18-е изд., стереотип. –М.: Рус.яз., 1986. – 739 с.
  2. Шведерский А.С. Можно ли научить тому, чему нельзя научить? // Психология художественного творчества: Хрестоматия /сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харест, 1999. -752 с.
  3. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. – М.: Педагогика, 1985. -328 с.