gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

К вопросу об ответственности за самовольное занятие земель на территории России
(исторический анализ)

Неклюдова Кристина Игоревна – студент Санкт-Петербургского горного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается сфера земельных правоотношений касательно самовольного занятия земельных участков. Выделены основные исторические этапы развития охраны земельных отношений с X века по настоящее время. Выявлены проблемные аспекты законодательства в нормативно-правовой сфере. Предложены пути решения проблемы, в том числе, путем криминализации ответственности за самовольное занятие земельных участков.

Ключевые слова: Самозахват, самовольное занятие, уголовная ответственность, административная ответственность, земельные отношения.

Для России, исторически сложившейся и развивавшейся преимущественно как аграрная страна, «земельный вопрос» был, есть и, без сомнения, будет оставаться одним из ключевых вопросов государственной политики, решение которого лежит как в экономической, так и в правовой плоскости.

Принципы и направления правовой охраны общественных отношений, складывающихся по поводу земли, неоднократно менялись и в различные периоды развития России определялись существующими политическими и социально-экономическими условиями. Но одно оставалось неизменным -признание особой ценности земли и, вследствие этого, понимание необходимости обеспечения эффективной охраны земельных отношений.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает уголовной ответственности за самовольное занятие земельных участков. Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019), за самозахват предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 5 тыс. руб. до 200 тыс. руб. (в зависимости от типа лица, которое нарушило закон). Для разбора вопроса об эффективности борьбы с самовольным занятием земельного участка необходимо обратиться к историческому анализу предполагаемой ответственности за захват земель на территории России.

Вопросом охраны земельных отношений в России начал заниматься Ярослав Владимирович Мудрый, издав сборник правовых норм Киевской Руси «Русская Правда».

В начале X века сделки, связанные с землей, не регистрировались, ответственность за непосредственно самовольный захват земель отсутствовала. Статья 33 «Пространной Русской Правды» (по Академическому списку половины XV в.) [2] предполагала наказание за уничтожение межевых знаков (борозды, канавки или межевого знака на дереве) в виде штрафа в размере 12 гривен. В целом, такой проступок мог считаться самозахватом земель. По меркам современного законодательства, он относится к административным проступкам и уголовной ответственности на то время не предполагал.

Свое значение «Русская Правда» сохраняла до создания Иваном IV Васильевичем Поместной избы – центрального органа управления землевладением в Русском государстве. Фактически, этот орган стал проводить земельно-кадастровые работы. Также, Поместная изба занималась регистрацией сделок с землей, путем внесения записей о сделках в приказы.

Уголовная ответственность за нарушение земельных отношений впервые появился в Соборном Уложении 1649 г., принятом Земским Собором. В главе X «О суде» в статье 231 [3] предусматривалось физическое наказание за уничтожение или нарушение межевых знаков и заключение в тюрьму на 1 неделю. Также нарушитель был обязан возместить пострадавшей стороне штраф в размере 5 рублей. Было предусмотрено наказание и за насильственное занятие земли – наказание выбирал государь, а захваченная земля возвращалась владельцу с государевым указанием о праве собственности на эту землю.

Бурный рост экономической жизни государства пришелся на правление Петра I. Фактически, его Указом от 30 января 1701 г. «Об обряде совершения всякого рода сделок» была создана система государственного контроля за оборотом недвижимого имущества, главным образом – земель. Этот Указ впоследствии дополнялся другими нормативно-правовыми актами, наиболее полно ответственность за нарушение земельного законодательства была представлена в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в ред. 1866 г. и 1885 г.)».

Захват чужой земли стал делиться на невооруженный (часть 1 статьи 1601) и насильственный (часть 2 статьи 1601) [4]. Истребление меж и других знаков вело к наказанию в виде заключения в тюрьму на время от 4-х до 8-ми месяцев, или денежному взысканию не свыше пятисот рублей. Однако, уничтожение или повреждение межевых знаков в дореволюционном российском уголовном законодательстве относилось не только к преступлениям, но и оценивалось как проступок, влекущий менее строгое наказание. Меру пресечения в связи с тяжестью проступка выбирал судья.

Основные перемены в земельных отношениях на территории России пришли с декретом ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли». В формирующемся Советском государстве основными направлениями уголовной политики применительно к земельной сфере стали, во-первых, обеспечение рационального использования и охраны земель, используемых в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, во-вторых, обеспечение соблюдения всеми субъектами земельных отношений требований законодательных актов о национализации земли.

Данные задачи решались постепенно посредством введения системы уголовно-правовых мер, направленных, в том числе, на предотвращение самовольных захватов земли.

Постановление от 16 октября 1924 года «О дополнениях и изменениях Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» добавило в УК РСФСР 1922г. статью 100-а [1], согласно которой, самовольное занятие земель каралось принудительными работами на срок от 7 дней или штрафом 5 тыс. рублей.

УК РСФСР 1960 г. также предусматривала наказание за самозахват земли работами на срок от одного года до шести лет, либо денежным штрафом равным троекратному размеру причиненного ущерба. Состав преступления был сконструирован таким образом, что отдельно рассматривалось два объекта: земельный участок и незаконное возведение объектов на захваченном участке.

Последнее кардинальное переустройство регулирования земельных отношений произошло в начале 1990-х годов в период проведения масштабной экономической реформы. Наиболее значительным изменением явилась декриминализация самовольного захвата земель. Это произошло по в связи с появлением новых форм земельных отношений (введение частной собственности, введение принципа платности земли) – законодатель сосредоточил свои усилия на формировании механизма уголовно-правовой охраны земельных отношений принципиально нового содержания. Была создана система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Выведению самовольного занятия земель за рамки уголовной ответственности также способствовало и то обстоятельство, что это деяние имело очень широкую степень распространенности. В 1992 г. по фактам самовольного захвата земли органами прокуратуры и МВД было возбуждено 401 уголовное дело, в 1993 г. - 267, в 1994 г. - 906, в 1995 г. - 887. Согласно статистическим данным количество фактов самовольного захвата земельных участков в 1993 - 1995 гг. составило 49% от общего числа выявленных нарушений.

В настоящее время распространенность самовольного захвата земель достаточно высокая, но каких-либо законотворческих инициатив в направлении криминализации данного правонарушения не наблюдается. В то же время представители юридической науки продолжают обосновывать необходимость уголовно-правового запрета данного правонарушения, приводя доводы различной степени убедительности.

При оценке декриминализации самовольного захвата земли необходимо исходить из того, что данный состав, обеспечивающий охрану советского земельного правопорядка, свой потенциал исчерпал, и сохранять его в прежнем виде вряд ли было целесообразно. Деяния, считавшиеся прежде преступлениями против собственности и переставшие быть таковыми, обоснованно были выведены за пределы сферы уголовно-правового воздействия, так как они фактически утратили характер общественно опасных.

При рассмотрении перспективы введения уголовной ответственности за самовольный захват земли следует исходить из того, что состав данного преступления не может и не должен быть тождественным существовавшему в УК РСФСР, так как общественные отношения, охранявшиеся посредством этой уголовно-правовой нормы, принципиально изменились.

Список литературы

  1. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 "О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р." // СПС КонсультантПлюс.
  2. Пространная Правда Русская [Электронный ресурс]: Ярославский список Правды Русской. Законодательство Ярослава Мудрого. URL: http://www.rpravda.uniyar.ac.ru/rusprav.htm. (Дата обращения 01.06.2019).
  3. Соборное уложение 1649 г. [Электронный ресурс]: Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm. (Дата обращения 01.06.2019).
  4. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. [Электронный ресурс]: Музей историй российских реформ имени П.А. Столыпина. URL: http://музейреформ.рф/node/13654. (Дата обращения 01.06.2019).
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк