"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 378.147.88

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Гавриченко Татьяна Сергеевна – студентка филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки.

Акопян Елена Александровна – старший преподаватель филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки.

Аннотация: Предложено обратить особое внимание на формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики. Призвано обратить внимание на сущность познавательных универсальных учебных действий. Выявлена особая роль современных образовательных технологий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: Познавательные, универсальные учебные действия, образовательные технологии, формирование.

За последние время в школах значительно поменялись стандарты методики преподавания. Если раньше в стандартах первого поколения, целью образования была передача  знаний от учителя к ученику, и итогом являлись результаты обучения овладение системой знаний, умений и навыков, то стандарты второго поколения требуют, чтобы выпускники обладали определенными универсальными учебными действиями. То есть имели не только знания и умения, но и умели добывать их самостоятельно.

Федеральный государственный общий стандарт второго поклонения четко обозначил требования к развитию личности обучающего в образовательном учреждении. Таким образом, выделен конкретных требуемых характер человека в настоящее время – человек, который не будет ждать готовых инструкций, который способен будет решать проблемы проектно – конструктивным способом.

Универсальные учебные действия (УУД) по стандартам ФГОС ООО предполагаются, как действия помогающие ученику научиться учиться. Под универсальностью понимается, что УУД не относится к какому либо одному учебному предмету. Они находятся в основе любой деятельности обучающегося [1].

В создании универсальных учебных действий, точнее Программы развития УУД, были положены работы известных психологов и педагогов Л. С Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Двыдова, Д.И. Фельдщтейна и др. В программе большое внимание обратили на возрастные психологические особенности обучающихся, на специфику возрастной формы УУД и условия их развития.

Одним из средств, способствующих развитию УУД при обучении алгебре, могут быть алгоритмизация, составление алгебраических задач и т. д. Большим потенциалом в развитии действий, постановки и решения проблем обладают лабораторные работы по алгебре с привлечением средств информационно – коммуникационных технологий.

Универсальные учебные действия включают такие виды как личностные (способствует определению ребенка своего места и роли в обществе), регулятивные (обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности), познавательные (действия, благодаря которым ученик самостоятельно ищет информацию при работе с учебной и дополнительной литературой и многое другое), и коммуникативные (действия позволяющие ученику правильно формулировать вопросы, точно выражать свои мысли контролировать свое поведение в группе). Формирование этих видов учителем на уроках помогает ученикам стать более активными на протяжении учебного процесса. Если обучающейся овладеет универсальными учебными действиями, то в дальнейшем будет легче ориентироваться в непрекращающемся потоке информации.

На сегодняшний день в школах обучают по требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. В настоящее время разработаны и утверждены  ФГОС для начальной школы (ФГОС НОО), основного общего образования (ФГОС ООО) и среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Каждый стандарт выдвигает свои требования к результатам обучающихся – личностные, метапредметные и предметные [2].

Для каждого учебного предмета стоят такие задачи как достижения предметных, личностных и метапредметных результатов. В одном предмете уделяют большее внимание личностным результатам и формируют познавательные универсальные учебные действия, как на уроках «русского языка». В другом предмете больше формируют личностное развитие ученика  и коммуникативные универсальные учебные действия, например  на уроках «литературы».

На уроках «Математики», прежде всего, педагог уделяет внимание развитию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет является «универсальным языком науки, позволяющим описывать и изучать реальные процессы и явления» [3].

ФГОС второго поколения представляет педагогу современные образовательные технологии, разработанные на основе универсальных учебных действий, позволяющие формировать на уроках, требуемыми стандартами,  развитие личности.

Образовательные технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий, учитывают, в первую очередь, акцентирование учителя на достижение у обучающегося  умение эффективно использовать полученные знания и навыки на практике.

Для формирования познавательных УУД на уроках математики предлагают использовать такие современные образовательные технологии как: технология исследовательской деятельности, технология развития критического мышления, технология модульного обучения.

Благодаря технологии исследовательской деятельности у учащихся развивается творческое, критическое мышление, формируется речь ребенка. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений, навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

Идея технологии развития критического мышления заключается в том, чтобы ученик сознательно работал с учителем, сознательно размышлял, подтверждал или опровергал знания, идеи окружающего мира. Данная технология предусматривает три структуры урока: вызов, осмысление, рефлексия.

В первой стадии учитель должен заинтересовать учащегося, мотивировать его работу. При этом «вызвать» уже имеющиеся знания у обучаемого. Во второй стадии класс работает с информацией. В третьей, ученики анализируют информацию, творчески перерабатывают. Роль учителя на данной стадии добиться того, чтобы учащиеся соотнесли «новую» информацию со «старой».

Главная особенность технологи модульного обучения – информационный модуль. Под «модулем» понимается контрольные вопросы и тесты, также ключи для самопроверки. Учитель разрабатывает отдельный блок, в котором присутствуют теоретический материал, тренировочные задания и методические рекомендации для учащихся.

При подготовке к занятиям учитель тщательно готовится. Решает, какую образовательную технологию использовать, какую методику преподавания применить, как достичь поставленных целей и задач в ходе урока и многое другое. Грамотно составленный конспект урока позволяет преподавателю донести до учащихся знания, требуемые учебной программой.

Список литературы

  1. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Федотова А. В. «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования – М., 2015.