"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 373.1

Реализация прикладного характера математики через решение финансовых задач

Кульбакина Анастасия Сергеевна – студентка филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Ессентуки.

Аннотация: В статье проанализирована возможность реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации в рамках обучения в общеобразовательной школе, способствующая формированию финансовой культуры обучающихся.

Ключевые слова: Финансовая грамотность, стратегия.

В последнее десятилетие в нашей стране проблеме повышения финансовой грамотности населения уделяется большое внимание, так как это способствует развитию экономики, возрастанию уровня жизни граждан и повышению общественного благосостояния за счёт притока средств граждан в экономику страны и, как следствие, укрепления финансовой стабильности. Грамотный потребитель финансовых услуг меньше страдает от мошеннических действий в области финансов.

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» указывается на то, что многие граждане оказываются не готовыми к решению практических задач финансового характера. Это является следствием перестройки финансовой системы, ускорением процесса глобализации и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг.

Для достижения достаточного уровня финансовой грамотности населения необходимо создать систему финансового образования для разных категорий граждан. Особая роль в системе финансового образования отводится предмету математика. В рамках этого предмета могут быть заложены навыки планирования личных финансов и бюджета семьи, оптимизации соотношения сбережения и потребления, оценки рисков и принятия продуманных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами.

Понятно, что некоторые из перечисленных аспектов финансовой грамотности не могут быть отнесены к школьному возрасту уже в силу отсутствия финансов, которыми школьники могут распоряжаться. К целям формирования финансовой грамотности школьников естественно отнести: создание условий для развития познавательной активности учащегося, ускорение процесса социализации обучающихся, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат.

В последнее десятилетие в нашей стране проблеме повышения финансовой грамотности населения уделяется большое внимание, так как это способствует развитию экономики, возрастанию уровня жизни граждан и повышению общественного благосостояния за счёт притока средств граждан в экономику страны и, как следствие, укрепления финансовой стабильности.

Грамотный потребитель финансовых услуг меньше страдает от мошеннических действий в области финансов. Для достижения достаточного уровня финансовой грамотности населения необходимо создать систему финансового образования для разных категорий граждан. Рассмотрим вопросы формирования финансовой грамотности школьников с 5 по 10 класс средствами предмета математики. В рамках этого предмета могут быть заложены навыки планирования личных финансов и бюджета семьи, оптимизации соотношения сбережения и потребления, оценки рисков и принятия продуманных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами.

Субъектный подход подразумевает, что в процессе формирования финансовой грамотности учащихся создаются условия для их личностного развития, выражающегося в способности успешно адаптироваться в постоянно меняющемся образовательном и социокультурном пространстве, в их потребности проявлять активность и самостоятельность, в осознании ими ответственности за свое развитие. Сущностными признаками субъектности являются готовность и способность обучающихся осуществлять управление своими действиями, планирование способов своей деятельности, а также умение реализовывать намеченные планы, контролировать ход и адекватно оценивать результаты своих действий.

С учетом вышеперечисленных подходов и принципов организации образовательного процесса в формировании финансовой грамотности можно выделить три модели: предметную, внеурочную и проектную. Предметная модель предполагает включение задач финансовой проблематики в математические курсы общеобразовательных и профильных дисциплин.

Рассмотрим структуру и основные компоненты финансовой грамотности курса математики например для пятого класса: денежные знаки (монеты, купюры); формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость); простые задачи на проценты и банковские проценты; задачи на повышение и понижение цены товара; скидка, распродажа, продажа по акции, банковский процент; задачи на расчет зарплаты, налогов, премии; статьи расходов семейного бюджета, планирование семейного бюджета; бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др.; рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы.

Внеурочная модель предполагает включение тем финансовой грамотности в кружковую и факультативную работу по математике.

По финансовой грамотности могут быть предложены следующие проекты для 5—6 классов: «Зачем нужны деньги?», «Откуда берется цена?», «Национальные валюты», «Процентные расчеты», «Распределение семейного бюджета» и др. Темы проектов для 7—10 классов: «Способы зарабатывания денег», «Роль функций в решении финансовых задач», «Азартные игры и вероятность выигрыша» и т. д.

Список литературы

  1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Утверждена Правительством РФ 25 сентября 2017 г. № 2039-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558.
Интересная статья? Поделись ей с другими: