"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Значение физической культуры и спорта в жизни студента

Паранина Юлия Андреевна – студент Казанского государственного энергетического университета.

Научный руководитель Абзалова Светлана Вячеславовна – кандидат биологических наук, доцент кафедры Физического воспитания Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрены понятия физической культуры и спорта, важной задачей которых является укрепление и сохранение здоровья, их значение в жизни студентов. Какую роль играет физическая культура и занятие спортом в студенческой жизни, как влияет на развитие личности и мотивацию к здоровому образу жизни студента.

Ключевые слова: Физическая культура, спорт, физические упражнения, здоровье, студенты, физическая подготовка.

Учебная деятельность студентов относится к категории умственного труда. Она требует напряжения памяти, внимания, необходимых для восприятия и воспроизведения новой информации. Длительное нервное напряжение вызывает состояние утомления, характеризующееся снижением интереса к работе, повышенной раздражительности, ухудшением аппетита, головокружением и головной болью.

Малая подвижность, сопровождающая умственную работу, может явиться причиной функциональных и патологических изменений в организме.

Поэтому занятия спортом и физической культурой очень важны для студентов.

Здоровье – это не просто отсутствие болезни в данный момент. Здоровье – это совокупность следующих признаков: нормальное функционирование всех органов и систем, хорошая работоспособность, малая утомляемость, легкость перехода к активности, быстрое восстановление сил после нагрузки, высоки уровень защитных сил организма, хорошее самочувствие.

Оптимальная мышечная деятельность способствует созданию благоприятного эмоционального фона для умственной деятельности, стимулирует ее выполнение, ускоряет ход восстановительных процессов.

Используя физические упражнения в режиме активного отдыха, следует помнить, что они должны быть достаточно напряженными по мощности мышечных усилий и значительными по количеству и разнообразию движений.

Для студентов рекомендуется физическая нагрузка, стимулирующая и укрепляющая сердечно - сосудистую и дыхательную системы: ходьба, бег, лыжи, туризм.

Утренняя гимнастика должна быть обязательной частью режима для студентов. Она «заряжает» нас бодростью на весь день. После ночного сна организм не сразу начинает функционировать в полную силу, ему требуется определенное время на «втягивание».

Быстрее пробудить организм – таково главное назначение зарядки. Регулярные занятия утренней гимнастикой в сочетании с закаливанием и гигиеническими процедурами укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие и физическую подготовленность человека, способствуют профилактике многих заболеваний, создают психологический комфорт.

Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из 8-10 упражнений. Продолжительность зарядки 20-30 минут. Комплекс включает разнообразные упражнения, способствующие укреплению различных мышц и суставов.

Ходьба – это одно из самых древних оздоровительных средств. Заниматься оздоровительной ходьбой могут как физически подготовленные студенты, так и студенты с какими-либо заболеваниями. Во время ходьбы в работу включаются большие группы мышц, активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Ходьба – естественный вид движения и не требует большого напряжения.

При ходьбе по ровной местности со скоростью 4-6 км/ч потребление кислорода увеличивается в 3-4 раза по сравнению с состоянием покоя при занятиях оздоровительной ходьбой шаг должен быть равномерным. Начинать рекомендуется с 1-2 км., прибавляя в день 500 метров.

Лидером форм физической активности студентов является оздоровительный бег. Он признан, как уникальное средство поддержания и восстановления здоровья, хорошей физической закалки организма.

Бег – это циклическая форма мышечной работы, при которой все системы организма функционируют в определенном ритме напряжения и расслабления.

Перед бегом необходимо выполнить несколько гимнастических упражнений, чтобы подготовить организм к нагрузкам. В первые дни бегают 10-15 минут. В последующие дни понемногу увеличивая время бега. Во время бега дыхание должно быть равномерное. После бега рекомендуется ходьба 3-5 минут. Лучше всего бегать группой. Занятия бегом позволяют выработать выносливость, укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, поддерживать здоровый вес.

Регулярные занятия лыжным спортом являются эффективным средством активного отдыха и повышения общей работоспособности.

Места прогулок на лыжах и длину маршрута надо подбирать по своим силам и степени физической подготовленности. Лучше всего маршруты в лесной местности с полянками и склонами. Прогулка не должна превышать 4 часа. Прохождение некоторых участков дистанции со средней интенсивностью позволит укрепить здоровье и повысить уровень функциональной подготовленности.

После окончания прогулки на лыжах рекомендуется пробежка в течении 2-5 минут и гимнастика на свежем воздухе продолжительностью до 10 минут.

Туризм - активная форма разнообразной двигательной деятельности человека, способствующая физическому развитию, оздоровлению и закаливанию организма.

Туризм доступен, не требует специальных спортивных сооружений, его стадионы – вся окружающая природа.

Прежде всего необходимо сформировать группу студентов, наметить цель похода (прогулочный, спортивный, тренировочный). Выбрать руководителя. Распределить между участниками похода поручения (покупка продуктов, подготовка аптечки, сбор денег, приобретение билетов и др).

Маршрут похода должен проходить через живописные реки, луга, леса, исторические места.

Если поход однодневный, в середине маршрута организуется 2-3 часовой привал. Туристы готовят обед, ставят палатки, ориентируются на местности, играют в спортивные игры, отдыхают. Во второй половине дня группа возвращается домой.

Если поход многодневный, на ночь группа останавливается на ночлег. Снова ставит палатки, готовит еду. И так – каждый день, на протяжении всего маршрута.

Разновидность похода – сплав по реке на байдарках, катамаранах, плотах. Этот вид активного отдыха в последние годы привлек очень много желающих испытать себя и насладиться красотами дикой природы с реки.

Не важно, каким видом физической активности занимается студент. Главное, чтобы он чем-то занимался, был здоровым и успешным.

Список литературы

  1. Амосов Н.М., Муратов Н.В. «Сердце и физические упражнения» - М: Знание, 1985.
  2. Бойко А.Ф. «Бегайте на здоровье» - М: Знание, 1983.
  3. Гриненко М.Ф., Ефимова Г.Я. «Сколько же надо двигаться» - М: Знание, 1985.
  4. Нагорный В.Э., Павленко С.М., Фролов В.А. «Здоровье…-как его сберечь?» -М: Сов. Россия, 1974.
  5. Сотникова М.П. Ходьба для здоровья – М: Физкультура и спорт, 1984.