gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Особенности системы реализации аудивизуальной продукции в России и за рубежом

Будилов Виктор Михайлович – кандидат политических наук, профессор кафедры Продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

Аннотация: В статье раскрываются особенности системы реализации аудиовизуальной продукции в России и за рубежом, дается характеристика первичных и вторичных рынков сбыта, как для кинофильмов, так и для телевизионной продукции.

Ключевые слова: Продюсирование, фильмопроизводтсво, сфера кино и телевидения.

Создание аудиовизуального произведения на современном этапе развития киноиндустрии в России и за рубежом взаимосвязано с достаточно четкой и определенной инфраструктурой, структура которой обуславливается основными этапами кинопроизводства от начала разработки идеи до конечного выхода в широкий прокат в виде оформленного продукта, то есть кинофильма. Создание непосредственно самого произведения проходит несколько периодов: преподготовительный, подготовительный, съемочный, postproduction. Однако итоговый успех реализации произведения зависит не только, а порой даже не столько от этих периодов, сколько от процесса продвижения.

Поскольку в современных условиях развития национальной экономики сфера кинопроизводства стала самостоятельной отраслью, одной из важнейших задач кинопродюсера является определение рынков сбыта аудиовизуального произведения. Этот процесс должен начаться еще до начала непосредственно производства фильма, в преподготовительном и подготовительном периодах, когда будущий фильм представлен еще в виде идеи. Определение того, как и куда будет продвигаться фильм, накладывает существенный отпечаток на все процессы и этапы его создания.

В данный момент в кино существует разделение на первичные и вторичные рынки сбыта аудиовизуального произведения. Если речь идет о кинофильме, то его первичным рынком сбыта будет кинотеатральный показ – как отечественный, так и зарубежный.

Существует также довольно четкое понимание взаимосвязи типа, вида и целевой аудитории фильма с приоритетными рынками сбыта аудиовизуального произведения. Так, если фильм, в первую очередь, рассчитан на кинотеатральный прокат, продюсеру необходимо понимать особенности, которые с ним связаны.

Эти особенности заключаются, в первую очередь, в возрастной категории людей, являющихся основными потребителями контента в кинотеатрах, а также в предпочтениях, которые отдают кинотеатры определенным жанрам фильмов при создании собственного репертуарного планирования.

Так, основным возрастным ядром зрителей в кинотеатрах считаются люди от 14 до 25 лет. Эти цифры одинаково справедливы как для отечественного кинотеатрального показа, так и для зарубежного, где в принципе существенная часть кинопроизводства нацелена именно на данную возрастную категорию (такая ситуация особенно характерна для Соединенных Штатов Америки).

Кинотеатры при планировании расписания отдают предпочтение в первую очередь блокбастерам, фантастическим и фэнтезийным фильмам, фильмам, в которых содержатся экшн-сцены. Такие фильмы, как правило, обладают большим коммерческим потенциалом и являются эффектным зрелищем, что повышает интерес кинозрителей и привлекает более широкую аудиторию в кинотеатры. Гораздо меньше сеансов в расписании получают драмы и мелодрамы. Следовательно, рассчитывая на кинотеатральный успех, продюсер должен учитывать эти факторы и сопоставлять их с особенностями собственного фильма, исходя из которых, необходимо планировать и прогнозировать потенциальные кассовые сборы.

Также в киноиндустрии существует формальное разделение фильмов на массовое (мейнстрим) и авторское (арт-хаус) кино. Первый тип фильмов, как следует из названия, нацелен на массового зрителя и может рассчитывать на большой кинотеатральный успех и высокие цифры бокс-оффиса. Второй тип фильмов не так сильно интересует зрителей в кинотеатрах, не обладает большим коммерческим потенциалом и в целом рассчитан, в первую очередь, на кинофестивальный прокат. Соответственно, продюсер должен учитывать и эти факторы при планировании продвижения собственного фильма. В том случае, если фильм является авторским, то первичными рынками сбыта станут и кинотеатральный, и фестивальный прокат, при этом приоритетом станут, скорее всего, именно фестивали.

Средняя длительность проката фильма в кинотеатре составляет примерно 4-6 недель, после чего формируется box office, то есть сумма сборов фильма во всех кинотеатрах страны или стран, в которых он демонстрировался. Далее эта сумма делится между кинотеатрами, дистрибьютором и продюсером. 50% кассовых сборов достается кинотеатрам, оставшуюся половину делят дистрибьютор и продюсер в соответствии с условиями договора. Как правило, дистрибьютору достается от 5% до 15% кассовых сборов. Оставшиеся деньги, после отчислений кинотеатрам и дистрибьюторам, могут говорить о том, насколько успешно прокатился фильм непосредственно для продюсера, поскольку из этих средств он должен погасить все производственные расходы. Остальная часть денежных средств после вычета всех оставшихся издержек, то есть непосредственная прибыль продюсера или продюсерской компании, которую они уже могут аккумулировать по своему усмотрению.

Еще одним важным элементом проката и дистрибьюторской деятельности является продажа фильма за рубеж. В первую очередь продюсеры занимаются рынком в собственной стране, однако колоссальную выручку можно получить, продавая фильм на другие территории. Как правило, это происходит на международных кинорынках, которые проводятся регулярно по всему миру и нередко прикреплены к крупным кинофестивалям.

Исходя из вышеописанной схемы, можно понять, что получить серьезную чистую прибыль для продюсера довольно тяжело, именно поэтому важнейшим аспектом в его деятельности является продвижение фильма – маркетинговая стратегия и рекламная кампания, позволяющие максимально массово донести информацию о фильме до аудитории, при этом ее еще и расширяя.

Очевидно, что исключительно за счет кассовых сборов достаточную сумму продюсеру получить практически невозможно, что ставит его в условия острой необходимости найти определенные ходы для дополнительной монетизации своего аудиовизуального произведения, что возможно сделать при помощи вторичных рынков сбыта.

Традиционно, для кинофильмов основным вторичным рынком сбыта является телевидение. Процесс продажи фильма на телеканал включает в себя примерно те же этапы, что и процесс организации релиза в кинотеатре – все тот же дистрибьютор определяет наиболее выгодное и уместное время для показа на телеканале. Фильм, как правило, продается единоразово одному каналу по фиксированной сумме. В дальнейшем канал может показывать этот фильм повторно, отчисляя определенные суммы денег дистрибьютору и продюсеру.

Как в России, так и за рубежом, наиболее развивающимся и набирающим популярность видом вторичного рынка является интернет. Сбыт кинопродукции на стриминговые платформы, системы VoD (Video on Demand, видео по запросу) с каждым годом приобретает все больший объем. По мнению специалистов, интернет уже сейчас составляет серьезную конкуренцию традиционному кинотеатральному показу, а в будущем и вовсе может потеснить его с ведущих позиций. Все больше продюсеров стремятся продать свои фильмы на интернет-платформы, а последние годы характерны тем, что иные фильмы изначально снимаются не для кинотеатрального проката, а именно для показа в интернете.

Традиционным вторичным рынком для кинопродукции является также выход фильма на физических носителях – DVD и Blu-Ray. Однако стоит сказать, что данный вид сбыта является наименее востребованным и развитым в Российской Федерации. Если в 90-ых годах и начале 2000-ых это приносило большие доходы и было крайне востребовано, как среди продюсеров, так и среди зрителей, то начиная с середины 2000-ых годов и по сей день ситуация диаметрально противоположна. По статистике более 40 миллионов семейств в России имеют DVD проигрыватели, однако развитие интернета привело к тому, что данный вид кинопотребления является совершенно невостребованным. По этой причине и продюсеры не стремятся выпустить фильм на физических носителях, понимая, что, скорее всего, затраты на их создание будут многократно превышать доходы с продаж.

Любопытно, что в США ситуация совершенно иная. К DVD и Blu-Ray там относятся с большим вниманием, и данный вид вторичного рынка очень развит и востребован как среди продюсеров, так и среди зрителей. Практически все американские фильмы имеют релизы на физических носителях, а доходы от их продаж еще до недавнего времени (до развития сети интернет) были сопоставимы с кинотеатральным box-office.

Причина такой дифференциации кроется в контенте, который содержится на DVD и Blu-Ray дисках. Отечественный продюсеры, как правило, предлагают на них только саму кинотеатральную версию фильма, в то время как американские продюсеры стремятся создать на физических носителях уникальный контент, который зрители не смогут увидеть ни на одном другом носителе или рынке сбыта. Как правило, помимо обычной кинотеатральной версии фильма на американских дисках присутствуют также режиссерская версия и целый ряд сопутствующих фото- и видеоматериалов – видео со съемок, бэкстейдж, интервью с участниками кинопроцесса и т.д. Таким образом, создается ситуация, в которой зритель заинтересован в покупке фильма на дисках, что, в конечном счете, приводит к существенной коммерческой прибыли для продюсеров.

Также одним из наиболее распространенных и эффективных вариантов повышения доходов фильма является сопутствующая продукция. К ним может относиться сувенирная продукция, игры, реклама, продакт-плейсмент и прочее.

Сложность в данном аспекте заключается в том, что не к каждому фильму можно придумать какой-то пакет сопутствующих товаров, однако все, что касается крупных и известных франшиз, а также анимации – автоматически завязывается на создании сувениров, игрушек и т.д. Применительно к анимации сопутствующая продукция в принципе становится первичной, поскольку на этапе разработки персонажей уже продумывается то, какие сувениры и игрушки можно сделать с подобными персонажами и если их потенциальная привлекательность окажется невысокой или сами персонажи будут непривлекательны для детей, то разработчики приступят к переработке персонажей, причем кардинальной.

Можно заметить, что любой крупномасштабный фильм, имеющий в себе ярких, запоминающихся и особенных персонажей, всегда выходит в прокат вместе с сопутствующей продукцией. Это повышает не только доходы, но и является частью маркетинговой стратегии, так как способствует дополнительному стимулированию интереса к фильму.

Наиболее развит данный вид вторичного рынка сбыта в США. По статистике 60% доходов американские фильмы получают с продажи сопутствующей продукции, то есть больше, чем непосредственно от кинотеатрального проката.

Если речь идет о телевизионном аудиовизуальном продукте, то для него первичным рынком сбыта является соответственно телевизионный канал. Одним из важнейших моментов при создании телевизионного продукта – будь то телесериал, телефильм или телешоу – является определение того, для какого канала он будет создаваться, с учетом его формата и сопоставления этих характеристик с основными характеристиками собственного продукта.

Это необходимо по причине того, что ни один телеканал не купит продукцию, которая будет – выражаясь телевизионной терминологией – «неформатом». Кроме того, важно учитывать тот факт, что очень редко телевизионные каналы покупают какие-либо телевизионные продукты. Как правило, у каждого телеканала есть собственная производственная база, на основе которой создается продукция по его же заказу и на его же средства. Это связано с тем, что телепродюсеры лучше кого-либо другого понимают, какой именно контент им необходим и какими возможностями обладает телеканал для его производства. В связи с этим формируется основное достоинство создания контента собственными силами – высокая оперативность планирования и организации производства.

Примечательно, что если для кинофильмов зарубежный прокат является также первичным рынком сбыта, как и отечественный, то для телевизионного контента выход на зарубежный рынок становится уже вторичным.

В остальном, рынки сбыта для кинофильмов и для телевизионной продукции схожи. Телевизионные сериалы и фильмы также могут быть проданы на интернет-платформы или выйти на физических носителях, хотя последний вид сбыта практически не используется. Соответственно, и сопутствующая продукция также может быть применима для телевизионных продуктов, особенно если это касается телеанимации или продолжительных, культовых телесериалов.

Список литературы

  1. Алексеева П.А. Продвижение аудиовизуальной продукции в сети Интернет как способ повышения эффективности сбыта кинопродукции // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сб. науч. тр., посвященный Году российского кино. В 2ч. Ч. 1/ редкол.: А.Д. Евменов (отв. Ред.) (и др.). – СПб.: СПбГИКиТ, 2016. – 270 с. – С. 136 – 141.
  2. КиноПоиск [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kinopoisk.ru/ (дата обращения 20.05.2019г.).
  3. ПрофиСинема [Электронный ресурс]. – URL: http://www.proficinema.ru/ (дата обращения 20.05.2019г.).
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк